Конспект урока по литературному чтению: В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Конспект урока по литературному чтению «В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Класс: 4-й.
Образовательная программа: «Школа 2100». Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок лекция и урок-практикум.
Цель: познакомить учащихся с произведением В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Задачи:
o Образовательные:
изучить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», сравнить ее со сказками с похожим сюжетом.
o Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку;
воспитывать интерес к литературным произведениям; воспитывать способность сопереживать;
воспитывать интерес к учебе, любознательность.
o Развивающие:
способствовать формированию навыков смыслового чтения;
способствовать формированию умения вести диалог с автором во время чтения;
способствовать формированию умения анализировать текст; способствовать развитию логики;
способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.);
способствовать развитию учебных навыков (умения отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего);
способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию мотивации к чтению.
Оборудование:
76
учебники по литературному чтению для 4-го класса «В океане света» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой;
доска;
портрет В.А. Жуковского; раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. 2. Мотивационный этап.
- Ребята, откройте учебник на стр. 146 и скажите, чему посвящен сегодня наш урок? (Творчеству В.А. Жуковского). Знаете ли вы это имя? Что вы помните о В.А. Жуковском? Какое из его произведений мы будем читать сегодня? Вы узнаете название? А сюжет?
- Первым, кто использовал этот сюжет, был Ш. Перро. Он написал в XVII веке сказку под названием «Спящая красавица». Немного позже, в начале XVIII века, другие писатели – братья Гримм – обработали сказку Ш. Перро и написали сказку под названием «Шиповничек». Сюжет был очень похож.
- Скажите, о чем может быть эта сказка? Вам хотелось бы сравнить ее содержание со сказками Ш. Перро и братьев Гримм? Тогда начнем изучение сказки В.А. Жуковского.
3. Этап работы с текстом до чтения.
- На доске мы видим опорные слова, дающие подсказку о сюжете сказки: (Родила, прекрасна, веретено, из терновника забор, царский сын, поцеловал.)
- Теперь можно уточнить содержание сказки. Есть ли среди этих слов незнакомые вам? Попробуйте объяснить их значение.
(Веретено– приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом. Терновник – колючее деревце или куст. Имеет плоды, вроде слив.)
4. Этап работы с текстом во время чтения.
- Какие сказки хотел писать В.А. Жуковский? (С.114) Удалось ли ему написать увлекательную сказку? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? Тогда приступим к чтению сказки и после того, как прочтем, ответим на этот вопрос.
o Чтение первой части (С. 146).
- Докажите, что «Спящая царевна» - это действительно сказка. - А что было бы дальше? Прочтем следующую часть сказки.
o Чтение второй части (С.147-148).
77
- Прочтите следующую часть про себя и ответьте: почему не пригласили 12-ю чародейку? Сколько чародеек позвали на пир? А почему все-таки не пригласили 12-ю? Как называет ее автор? (Незваная) Какой она вам представляется? Что она испытывала, когда говорила свою речь? Как думаете, что будет дальше?
o Чтение третьей части (С. 148-151). (Чтение вслух по цепочке).
- А теперь самостоятельно еще раз просмотрите эту часть и задайте друг другу вопросы по ее содержаниюи.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение этапа работы с текстом во время чтения. o Чтение четвертой части (С. 151-152).
- Прочитайте эту часть друг другу и расскажите ее своими словами (работа в парах). Кто хочет для всех рассказать свой вариант?
o Чтение пятой части (до конца сказки).
- Как встретили вы развязку сказки? Могла ли сказка по-другому закончиться? Что вы можете сказать о сходствах и различиях со сказками Ш. Перро и братьев Гримм?
7. Этап работы с текстом после чтения.
- Теперь ответим на вопрос: получилась ли у В.А. Жуковского увлекательная сказка?
- В.А. Жуковский прилагал много усилий для того, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли». Получилось ли у него это в сказке «Спящая царевна»? Но ведь в этой сказке есть злой герой?
- А теперь поработаем в парах и попробуем восстановить логическую последовательность событий в сказке (учащиеся в парах выполняют задание на раздаточном материале, расставляя в правильном порядке отрывки сказки). Проверим, что у вас получилось (учащиеся зачитывают правильную последовательность).
A. Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас».
78
Б. Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой.
B. Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей.
Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок… Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет... Что-то, что-то будет с ней!
Г. А незваная стоит
Над царевной и ворчит: «На пиру я не была,
Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду…
Д. Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Е. Много было смельчаков (По сказанью стариков),
В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад
И ходили — но назад Не пришел никто.
8. Этап подведения итогов.
- Ребята, понравилась ли вам сказка? Чем именно?
79
9. Этап рефлексии.
- Что нового мы сегодня узнали? Как вы оцениваете сегодня свою работу на уроке?
10. Домашнее задание.
Выучить любой отрывок из сказки «Спящая царевна»; по желанию -нарисовать иллюстрацию к сказке