Конспект урока по литературному чтению: В.А. Жуковский «Спящая царевна»

0
0
Материал опубликован 3 February 2022



Конспект урока по литературному чтению «В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Класс: 4-й.



Образовательная программа: «Школа 2100». Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок лекция и урок-практикум.

Цель: познакомить учащихся с произведением В.А. Жуковского «Спящая царевна».



Задачи:



t1643884984aa.gifo Образовательные:



t1643884984ab.gif изучить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», сравнить ее со сказками с похожим сюжетом.



t1643884984aa.gifo Воспитательные:



t1643884984ac.gif Воспитывать любовь к русскому языку;

воспитывать интерес к литературным произведениям; воспитывать способность сопереживать;

воспитывать интерес к учебе, любознательность.



t1643884984aa.gifo Развивающие:



t1643884984ad.gif способствовать формированию навыков смыслового чтения;

способствовать формированию умения вести диалог с автором во время чтения;

способствовать формированию умения анализировать текст; способствовать развитию логики;

способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.);

способствовать развитию учебных навыков (умения отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего);

способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию мотивации к чтению.



t1643884984ae.gifОборудование:

76



t1643884984af.gif учебники по литературному чтению для 4-го класса «В океане света» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой;

доска;

портрет В.А. Жуковского; раздаточный материал.



ХОД УРОКА







t1643884984ag.gif1. Организационный момент. 2. Мотивационный этап.

- Ребята, откройте учебник на стр. 146 и скажите, чему посвящен сегодня наш урок? ворчеству В.А. Жуковского). Знаете ли вы это имя? Что вы помните о В.А. Жуковском? Какое из его произведений мы будем читать сегодня? Вы узнаете название? А сюжет?

- Первым, кто использовал этот сюжет, был Ш. Перро. Он написал в XVII веке сказку под названием «Спящая красавица». Немного позже, в начале XVIII века, другие писатели братья Гримм обработали сказку Ш. Перро и написали сказку под названием «Шиповничек». Сюжет был очень похож.



- Скажите, о чем может быть эта сказка? Вам хотелось бы сравнить ее содержание со сказками Ш. Перро и братьев Гримм? Тогда начнем изучение сказки В.А. Жуковского.



3. Этап работы с текстом до чтения.

- На доске мы видим опорные слова, дающие подсказку о сюжете сказки: (Родила, прекрасна, веретено, из терновника забор, царский сын, поцеловал.)

- Теперь можно уточнить содержание сказки. Есть ли среди этих слов незнакомые вам? Попробуйте объяснить их значение.



еретено приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом. Терновник колючее деревце или куст. Имеет плоды, вроде слив.)



4. Этап работы с текстом во время чтения.

- Какие сказки хотел писать В.А. Жуковский? (С.114) Удалось ли ему написать увлекательную сказку? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? Тогда приступим к чтению сказки и после того, как прочтем, ответим на этот вопрос.



t1643884984aa.gifo Чтение первой части (С. 146).

t1643884984ah.gif- Докажите, что «Спящая царевна» - это действительно сказка. - А что было бы дальше? Прочтем следующую часть сказки.

t1643884984aa.gifo Чтение второй части (С.147-148).

77



t1643884984ai.gif- Прочтите следующую часть про себя и ответьте: почему не пригласили 12 чародейку? Сколько чародеек позвали на пир? А почему всеаки не пригласили 12-ю? Как называет ее автор? езваная) Какой она вам представляется? Что она испытывала, когда говорила свою речь? Как думаете, что будет дальше?



t1643884984aa.gift1643884984aj.gifo Чтение третьей части (С. 148-151). (Чтение вслух по цепочке).

- А теперь самостоятельно еще раз просмотрите эту часть и задайте друг другу вопросы по ее содержаниюи.



5. Физкультминутка.



t1643884984aa.gift1643884984ak.gif6. Продолжение этапа работы с текстом во время чтения. o Чтение четвертой части (С. 151-152).

- Прочитайте эту часть друг другу и расскажите ее своими словами (работа в парах). Кто хочет для всех рассказать свой вариант?

t1643884984aa.gifo Чтение пятой части (до конца сказки).

t1643884984al.gif- Как встретили вы развязку сказки? Могла ли сказка поругому закончиться? Что вы можете сказать о сходствах и различиях со сказками Ш. Перро и братьев Гримм?



7. Этап работы с текстом после чтения.

- Теперь ответим на вопрос: получилась ли у В.А. Жуковского увлекательная сказка?



- В.А. Жуковский прилагал много усилий для того, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли». Получилось ли у него это в сказке «Спящая царевна»? Но ведь в этой сказке есть злой герой?



- А теперь поработаем в парах и попробуем восстановить логическую последовательность событий в сказке (учащиеся в парах выполняют задание на раздаточном материале, расставляя в правильном порядке отрывки сказки). Проверим, что у вас получилось (учащиеся зачитывают правильную последовательность).

t1643884984am.gifA. Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас».

78



t1643884984am.gifБ. Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой.





t1643884984an.gifB. Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал сбылося в срок… Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет... Что-то, что-то будет с ней!





Г. А незваная стоит

t1643884984an.gifНад царевной и ворчит: «На пиру я не была,

Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду





t1643884984am.gifД. Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.





t1643884984an.gifЕ. Много было смельчаков (По сказанью стариков),

В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад

И ходили — но назад Не пришел никто.





t1643884984ao.gif8. Этап подведения итогов.

- Ребята, понравилась ли вам сказка? Чем именно?

t1643884984ae.gif79



t1643884984ap.gif9. Этап рефлексии.

- Что нового мы сегодня узнали? Как вы оцениваете сегодня свою работу на уроке?



10. Домашнее задание.

Выучить любой отрывок из сказки «Спящая царевна»; по желанию арисовать иллюстрацию к сказке



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации