Тема «Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь». Расширение представлений о жанре баллады. Перевод баллады И.В.Гёте»
Лебедева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Цель: расширить представление о жанре баллады.
Задачи:
образовательные
- познакомить с переводом баллады;
- вспомнить отличительные признаки баллады как жанра;
- определить, какие из них присутствуют в тексте В.А.Жуковского;
- учить анализу стихотворного текста, умению проводить сопоставительнвй анализ
воспитательные
- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания;
- формировать осознанное, уважительное отношение к собеседнику, его мнению, готовности и способности слушать, вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
развивающие
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать умение работать со словарём литературоведческих терминов.
Стратегии и методики смыслового чтения: «Хочу спросить, или перестрелка вопросами», «До и После».
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, проектор.
Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.
Карточки.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Учебник: Литература, часть 1. 8 класс. Г.С.Меркин, М., Русское слово, 2016.
Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 8 класс. Часть 1. М., Русское слово, 2016.
- В какую минуту жизни изображен поэт? О чем он думает? (поэтическое вдохновение)
- К какому литературному направлению принадлежит Жуковский?
- Дома Вы познакомились со статьей учебника, рассказывающей о В.А. Жуковском, и подготовили по ней вопросы.
Методика смыслового чтения «Хочу спросить, или перестрелка вопросами»
5 слайд
- Проверим домашнее задание.
Вопрос Вы обращаете к своему однокласснику и начинаете его со слов «Хочу спросить …. (имя)»
3. Изучение нового
- Прочитайте еще раз тему урока.
- С каким литературным понятием будем работать сегодня?
-Что Вы знаете о балладе?
1) стратегия смыслового чтения «До и После»
6 слайд
- У Вас на партах лежат таблицы. Запишите в графу «До» все, что Вы знаете о балладе
«До»
«После»
-Проверка
- Сегодня постараемся расширить Ваши представления о жанре баллады и в конце работы заполнить графу «После»
2) первичное восприятие и осмысление текста. Знакомство с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь»
6 слайд
- У В.А. Жуковского 39 баллад, из них большую часть составляют переводы баллад иностранных писателей, но его переводы кажутся подлинниками, потому что Жуковский акцентировал те мотивы, которые важны ему, и выбирал те произведения, которые ему наиболее созвучны.
- В 1818 поэт пишет балладу «Лесной царь», которая является переводом одноименной баллады немецкого автора И.В.Гёте.
«Переводчик, в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник», - говорил Василий Андреевич.
- Как Вы понимаете эти слова?
- Сейчас мы послушаем балладу в аудиозаписи. Возможно, некоторые слова будут непонятны. Поясним их.
- Словарная работа
7 слайд
- Прослушайте балладу в аудиозаписи и ответьте, какая атмосфера создана в произведении? (Баллада на стр. 113 учебника)
8 слайд
- Слушаем аудиозапись.
3) анализ текста баллады
1. - Какая атмосфера создана в произведении? (Предчувствие гибели, трагедии, атмосфера тревоги)
- Чувства каких героев переданы в балладе? (Царя, сына)
- Музыкальная тема отца и сына (слушаем аудиозапись). Что чувствует ребенок?
- Музыкальная тема Лесного царя (слушаем аудиозапись). Как звучит тема Лесного царя?
- При помощи чего передается эта атмосфера? Как построен текст? (При помощи диалога)
- Запишите эту особенность как один из признаков баллады.
9 слайд
2. - Почему отец не видит Лесного царя? (Это сон больного младенца)
- Можем ли мы сказать, сон это или явь? (Нет, это остается неясным)
- Какое же событие лежит в основе сюжета баллады Жуковского? Реальное или фантастическое? (Реальность переплетается с фантастикой).
- Запишите второй признак баллады.
- Работа в парах.
- Обратимся к рабочей тетради (стр. 46 задание 4)
Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.