Конспект урока литературы для обучающихся 8 классов по теме «В.А. Жуковский "Лесной царь"»

1
0
Материал опубликован 30 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок литературы в 8 классе

Тема «Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь». Расширение представлений о жанре баллады. Перевод баллады И.В.Гёте»

Лебедева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей категории                                                     

Цель: расширить представление о жанре баллады.

Задачи:

образовательные

- познакомить с переводом баллады;

- вспомнить отличительные признаки баллады как жанра;

- определить, какие из них присутствуют в тексте В.А.Жуковского;

- учить анализу стихотворного текста, умению проводить сопоставительнвй анализ

воспитательные

- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания;

- формировать осознанное, уважительное отношение к собеседнику, его мнению, готовности и способности слушать,  вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

развивающие

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение работать со словарём литературоведческих терминов.

Стратегии и методики смыслового чтения: «Хочу спросить, или перестрелка вопросами», «До и После».

 

Оборудование и материалы:

Компьютер, экран, проектор.

Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

Карточки.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Учебник: Литература, часть 1. 8 класс. Г.С.Меркин, М., Русское слово, 2016.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 8 класс. Часть 1. М., Русское слово, 2016.
  3. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
  4. http://slovar.lib.ru/dictionary/ballada.htm
  5. http://www.endic.ru/enc_music/Ballada-610.html
  6. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
  7. http://5litra.ru/soch/356-ballada-v-a-zhukovskogo-lesnoy-car.html
  8. http://www.goethezeitportal.de/index.php?id=3857  

Формирование универсальных учебных действий:

формирование личностных УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу;

понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоконтроль результата;

формирование регулятивных УУД:

возможность планировать свои действия;

оценивать свою деятельность и свои знания;

формирование коммуникативных УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы и отвечать на них;

контролировать действия партнёра;

строить монологическое высказывание,

владеть диалогической речью;

формирование познавательных УУД:

читать и слушать, анализировать, извлекая нужную информацию;

соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Ход урока

1. Повторение изученного. Актуализация знаний

1 слайд

Сегодня мы продолжаем работу с литературным направлением «Романтизм».

- На слайде даны понятия и имена. Выберите из них те, которые, по Вашему мнению, связаны с литературным направлением «романтизм». Объясните свой выбор

- С каким литературным направлением связаны оставшиеся слова? (классицизм)

2 слайд

- Исходя из отобранных имен и понятий, попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

3 слайд

- Запись темы урока «Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Перевод баллады И.В.Гёте».

- Что Вы знаете о Жуковском?

2. Проверка домашнего задания

4 слайд

- Перед Вами один из самых известных портретов В.А.Жуковского, написанный Орестом Кипренским в 1816 году.

- Чем необычен портрет? (переданы чувства поэта, необычный задний план).

- Какими эпитетами Вы бы охарактеризовали поэта? (задумчивый, мечтательный, погруженный в свои мысли, романтичный)

- Какие детали передают внутренние ощущения поэта-романтика? (таинственная ночь, башня, растрепанные волосы)

- В какую минуту жизни изображен поэт? О чем он думает? (поэтическое вдохновение)

- К какому литературному направлению принадлежит Жуковский?

- Дома Вы познакомились со статьей учебника, рассказывающей о В.А. Жуковском, и подготовили по ней вопросы.

Методика смыслового чтения «Хочу спросить, или перестрелка вопросами»

5 слайд

- Проверим домашнее задание.

Вопрос Вы обращаете к своему однокласснику и начинаете его со слов «Хочу спросить …. (имя)»

3. Изучение нового

- Прочитайте еще раз тему урока.

- С каким литературным понятием будем работать сегодня?

-Что Вы знаете о балладе?

1) стратегия смыслового чтения «До и После»

6 слайд

- У Вас на партах лежат таблицы. Запишите в графу «До» все, что Вы знаете о балладе

«До»

«После»

   

-Проверка

- Сегодня постараемся расширить Ваши представления о жанре баллады и в конце работы заполнить графу «После»

2) первичное восприятие и осмысление текста. Знакомство с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь»

6 слайд

- У В.А. Жуковского 39 баллад, из них большую часть составляют переводы баллад иностранных писателей, но его переводы кажутся подлинниками, потому что Жуковский акцентировал те мотивы, которые важны ему, и выбирал те произведения, которые ему наиболее созвучны.

- В 1818 поэт пишет балладу «Лесной царь», которая является переводом одноименной баллады немецкого автора И.В.Гёте.

«Переводчик, в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник», - говорил Василий Андреевич.

- Как Вы понимаете эти слова?

- Сейчас мы послушаем балладу в аудиозаписи. Возможно, некоторые слова будут непонятны. Поясним их.

- Словарная работа

7 слайд

- Прослушайте балладу в аудиозаписи и ответьте, какая атмосфера создана в произведении? (Баллада на стр. 113 учебника)

8 слайд

- Слушаем аудиозапись.

3) анализ текста баллады

1. - Какая атмосфера создана в произведении? (Предчувствие гибели, трагедии, атмосфера тревоги)

- Чувства каких героев переданы в балладе? (Царя, сына)

- Музыкальная тема отца и сына (слушаем аудиозапись). Что чувствует ребенок?

- Музыкальная тема Лесного царя (слушаем аудиозапись). Как звучит тема Лесного царя?

- При помощи чего передается эта атмосфера? Как построен текст? (При помощи диалога)

- Запишите эту особенность как один из признаков баллады.

9 слайд

2. - Почему отец не видит Лесного царя? (Это сон больного младенца)

- Можем ли мы сказать, сон это или явь? (Нет, это остается неясным)

- Какое же событие лежит в основе сюжета баллады Жуковского? Реальное или фантастическое? (Реальность переплетается с фантастикой).

- Запишите второй признак баллады.

- Работа в парах.

- Обратимся к рабочей тетради (стр. 46 задание 4)

Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.

- Проверка

- Какая особенность романтического мировосприятия нашла отражение в балладе? (Романтическое двоемирие).

- Какие эпитеты использует В.А.Жуковский? Почему именно эти?

3. - Какими признаками еще обладает баллада? (Сюжет, наличие основных сюжетных элементов)

- Какие сюжетные элементы Вы помните?

- Какие из них присутствуют в балладе «Лесной царь»?

- Запишите третий признак баллады.

- Почему погибает ребенок? Ожидаема ли такая развязка?

4. Подведение итогов. Рефлексия

10 слайд

- Возвращаемся к таблице, с которой начали работу вначале. Заполните вторую графу «После».

- Какие понятия использовали на уроке?

5. Домашнее задание

11 слайд

1. Цветаева М. Два Лесных царя» (любое издание).

2. Рабочая тетрадь стр. 47 в.6


Презентация к уроку по балладе В.А.Жуковского "Лесной царь"
PPT / 527.5 Кб

Аудиозапись баллады В.А.Жуковского "Лесной царь"
MP3 / 2.58 Мб

Шуберт. Тема Лесного царя
MP3 / 423.39 Кб

Шуберт. Тема отца и ребенка
MP3 / 545.43 Кб

Предварительный просмотр презентации

Выберите понятия и имена, которые, по Вашему мнению, связаны с темой «Романтизм» двоемирие ода сложность человеческой личности идея государственности канон одиночество рационализм баллада В.А.Жуковский Г.Р.Державин

Попробуйте определите тему урока двоемирие сложность человеческой личности одиночество баллада В.А.Жуковский

Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь» Перевод баллады И.В.Гёте

Портрет поэта В.А.Жуковского, 1816 – Портрет поэта В.А.Жуковского, 1816 – Орест Кипренский

Проверка домашнего задания Начните свой вопрос со слов «Хочу спросить …. (имя)»

«До» «После»

Словарная работа Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Жемчужный – белый, как жемчуг. Чертоги – пышное великолепное помещение; роскошное здание или дворец. Перлы – жемчуга. Сулить – обещать. Дуброва (дубрава)- лиственный лес, обычно с преобладанием дуба. Вётлы – ивы. Плениться – очароваться, увлечься.

В.А.Жуковский «Лесной царь» Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник. Василий Жуковский Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Марина Цветаева Какая атмосфера создана в произведении?

Признаки баллады Наличие диалога. В основе сюжета лежит фантастическое событие. Динамично развивающийся сюжет Деталь из фрески Карла Готлиба Пешеля Рисунок Людвига Шнорра фон Кэролсфельда

«До» «После»

Домашнее задание 1. Рабочая тетрадь (стр. 47 задание 6). Цветаева М. Два Лесных царя» (любое издание).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации