12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева Ольга Павловна38
1

Конспект урока литературы для обучающихся 8 классов по теме «Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь»



Урок литературы в 8 классе

Тема «Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь». Расширение представлений о жанре баллады. Перевод баллады И.В.Гёте»

Лебедева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей категории                                                     

Цель: расширить представление о жанре баллады.

Задачи:

образовательные

- познакомить с переводом баллады;

- вспомнить отличительные признаки баллады как жанра;

- определить, какие из них присутствуют в тексте В.А.Жуковского;

- учить анализу стихотворного текста, умению проводить сопоставительнвй анализ

воспитательные

- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания;

- формировать осознанное, уважительное отношение к собеседнику, его мнению, готовности и способности слушать,  вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

развивающие

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение работать со словарём литературоведческих терминов.

Стратегии и методики смыслового чтения: «Хочу спросить, или перестрелка вопросами», «До и После».

 

Оборудование и материалы:

Компьютер, экран, проектор.

Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

Карточки.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Учебник: Литература, часть 1. 8 класс. Г.С.Меркин, М., Русское слово, 2016.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 8 класс. Часть 1. М., Русское слово, 2016.
  3. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
  4. http://slovar.lib.ru/dictionary/ballada.htm
  5. http://www.endic.ru/enc_music/Ballada-610.html
  6. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
  7. http://5litra.ru/soch/356-ballada-v-a-zhukovskogo-lesnoy-car.html
  8. http://www.goethezeitportal.de/index.php?id=3857  

Формирование универсальных учебных действий:

формирование личностных УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу;

понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоконтроль результата;

формирование регулятивных УУД:

возможность планировать свои действия;

оценивать свою деятельность и свои знания;

формирование коммуникативных УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы и отвечать на них;

контролировать действия партнёра;

строить монологическое высказывание,

владеть диалогической речью;

формирование познавательных УУД:

читать и слушать, анализировать, извлекая нужную информацию;

соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Ход урока

1. Повторение изученного. Актуализация знаний

1 слайд

Сегодня мы продолжаем работу с литературным направлением «Романтизм».

- На слайде даны понятия и имена. Выберите из них те, которые, по Вашему мнению, связаны с литературным направлением «романтизм». Объясните свой выбор

- С каким литературным направлением связаны оставшиеся слова? (классицизм)

2 слайд

- Исходя из отобранных имен и понятий, попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

3 слайд

- Запись темы урока «Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Перевод баллады И.В.Гёте».

- Что Вы знаете о Жуковском?

2. Проверка домашнего задания

4 слайд

- Перед Вами один из самых известных портретов В.А.Жуковского, написанный Орестом Кипренским в 1816 году.

- Чем необычен портрет? (переданы чувства поэта, необычный задний план).

- Какими эпитетами Вы бы охарактеризовали поэта? (задумчивый, мечтательный, погруженный в свои мысли, романтичный)

- Какие детали передают внутренние ощущения поэта-романтика? (таинственная ночь, башня, растрепанные волосы)

- В какую минуту жизни изображен поэт? О чем он думает? (поэтическое вдохновение)

- К какому литературному направлению принадлежит Жуковский?

- Дома Вы познакомились со статьей учебника, рассказывающей о В.А. Жуковском, и подготовили по ней вопросы.

Методика смыслового чтения «Хочу спросить, или перестрелка вопросами»

5 слайд

- Проверим домашнее задание.

Вопрос Вы обращаете к своему однокласснику и начинаете его со слов «Хочу спросить …. (имя)»

3. Изучение нового

- Прочитайте еще раз тему урока.

- С каким литературным понятием будем работать сегодня?

-Что Вы знаете о балладе?

1) стратегия смыслового чтения «До и После»

6 слайд

- У Вас на партах лежат таблицы. Запишите в графу «До» все, что Вы знаете о балладе

«До»

«После»

   

-Проверка

- Сегодня постараемся расширить Ваши представления о жанре баллады и в конце работы заполнить графу «После»

2) первичное восприятие и осмысление текста. Знакомство с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь»

6 слайд

- У В.А. Жуковского 39 баллад, из них большую часть составляют переводы баллад иностранных писателей, но его переводы кажутся подлинниками, потому что Жуковский акцентировал те мотивы, которые важны ему, и выбирал те произведения, которые ему наиболее созвучны.

- В 1818 поэт пишет балладу «Лесной царь», которая является переводом одноименной баллады немецкого автора И.В.Гёте.

«Переводчик, в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник», - говорил Василий Андреевич.

- Как Вы понимаете эти слова?

- Сейчас мы послушаем балладу в аудиозаписи. Возможно, некоторые слова будут непонятны. Поясним их.

- Словарная работа

7 слайд

- Прослушайте балладу в аудиозаписи и ответьте, какая атмосфера создана в произведении? (Баллада на стр. 113 учебника)

8 слайд

- Слушаем аудиозапись.

3) анализ текста баллады

1. - Какая атмосфера создана в произведении? (Предчувствие гибели, трагедии, атмосфера тревоги)

- Чувства каких героев переданы в балладе? (Царя, сына)

- Музыкальная тема отца и сына (слушаем аудиозапись). Что чувствует ребенок?

- Музыкальная тема Лесного царя (слушаем аудиозапись). Как звучит тема Лесного царя?

- При помощи чего передается эта атмосфера? Как построен текст? (При помощи диалога)

- Запишите эту особенность как один из признаков баллады.

9 слайд

2. - Почему отец не видит Лесного царя? (Это сон больного младенца)

- Можем ли мы сказать, сон это или явь? (Нет, это остается неясным)

- Какое же событие лежит в основе сюжета баллады Жуковского? Реальное или фантастическое? (Реальность переплетается с фантастикой).

- Запишите второй признак баллады.

- Работа в парах.

- Обратимся к рабочей тетради (стр. 46 задание 4)

Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.

- Проверка

- Какая особенность романтического мировосприятия нашла отражение в балладе? (Романтическое двоемирие).

- Какие эпитеты использует В.А.Жуковский? Почему именно эти?

3. - Какими признаками еще обладает баллада? (Сюжет, наличие основных сюжетных элементов)

- Какие сюжетные элементы Вы помните?

- Какие из них присутствуют в балладе «Лесной царь»?

- Запишите третий признак баллады.

- Почему погибает ребенок? Ожидаема ли такая развязка?

4. Подведение итогов. Рефлексия

10 слайд

- Возвращаемся к таблице, с которой начали работу вначале. Заполните вторую графу «После».

- Какие понятия использовали на уроке?

5. Домашнее задание

11 слайд

1. Цветаева М. Два Лесных царя» (любое издание).

2. Рабочая тетрадь стр. 47 в.6


Презентация к уроку по балладе В.А.Жуковского "Лесной царь"
PPT / 527.5 Кб

Аудиозапись баллады В.А.Жуковского "Лесной царь"
MP3 / 2.58 Мб

Шуберт. Тема Лесного царя
MP3 / 423.39 Кб

Шуберт. Тема отца и ребенка
MP3 / 545.43 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.