Конспект урока литературы для обучающихся 8 классов по теме «В.А. Жуковский "Лесной царь"»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературы в 8 классе
Тема «Василий Андреевич Жуковский «Лесной царь». Расширение представлений о жанре баллады. Перевод баллады И.В.Гёте»
Лебедева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Цель: расширить представление о жанре баллады.
Задачи:
образовательные
- познакомить с переводом баллады;
- вспомнить отличительные признаки баллады как жанра;
- определить, какие из них присутствуют в тексте В.А.Жуковского;
- учить анализу стихотворного текста, умению проводить сопоставительнвй анализ
воспитательные
- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания;
- формировать осознанное, уважительное отношение к собеседнику, его мнению, готовности и способности слушать, вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
развивающие
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать умение работать со словарём литературоведческих терминов.
Стратегии и методики смыслового чтения: «Хочу спросить, или перестрелка вопросами», «До и После».
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, проектор.
Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.
Карточки.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Учебник: Литература, часть 1. 8 класс. Г.С.Меркин, М., Русское слово, 2016.
- Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 8 класс. Часть 1. М., Русское слово, 2016.
- http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
- http://slovar.lib.ru/dictionary/ballada.htm
- http://www.endic.ru/enc_music/Ballada-610.html
- http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/
- http://5litra.ru/soch/356-ballada-v-a-zhukovskogo-lesnoy-car.html
- http://www.goethezeitportal.de/index.php?id=3857
Формирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
учебно-познавательный интерес к новому материалу;
понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
возможность планировать свои действия;
оценивать свою деятельность и свои знания;
формирование коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы и отвечать на них;
контролировать действия партнёра;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической речью;
формирование познавательных УУД:
читать и слушать, анализировать, извлекая нужную информацию;
соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Ход урока
1. Повторение изученного. Актуализация знаний
1 слайд
Сегодня мы продолжаем работу с литературным направлением «Романтизм».
- На слайде даны понятия и имена. Выберите из них те, которые, по Вашему мнению, связаны с литературным направлением «романтизм». Объясните свой выбор
- С каким литературным направлением связаны оставшиеся слова? (классицизм)
2 слайд
- Исходя из отобранных имен и понятий, попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
3 слайд
- Запись темы урока «Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Перевод баллады И.В.Гёте».
- Что Вы знаете о Жуковском?
2. Проверка домашнего задания
4 слайд
- Перед Вами один из самых известных портретов В.А.Жуковского, написанный Орестом Кипренским в 1816 году.
- Чем необычен портрет? (переданы чувства поэта, необычный задний план).
- Какими эпитетами Вы бы охарактеризовали поэта? (задумчивый, мечтательный, погруженный в свои мысли, романтичный)
- Какие детали передают внутренние ощущения поэта-романтика? (таинственная ночь, башня, растрепанные волосы)
- В какую минуту жизни изображен поэт? О чем он думает? (поэтическое вдохновение)
- К какому литературному направлению принадлежит Жуковский?
- Дома Вы познакомились со статьей учебника, рассказывающей о В.А. Жуковском, и подготовили по ней вопросы.
Методика смыслового чтения «Хочу спросить, или перестрелка вопросами»
5 слайд
- Проверим домашнее задание.
Вопрос Вы обращаете к своему однокласснику и начинаете его со слов «Хочу спросить …. (имя)»
3. Изучение нового
- Прочитайте еще раз тему урока.
- С каким литературным понятием будем работать сегодня?
-Что Вы знаете о балладе?
1) стратегия смыслового чтения «До и После»
6 слайд
- У Вас на партах лежат таблицы. Запишите в графу «До» все, что Вы знаете о балладе
«До» |
«После» |
-Проверка
- Сегодня постараемся расширить Ваши представления о жанре баллады и в конце работы заполнить графу «После»
2) первичное восприятие и осмысление текста. Знакомство с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь»
6 слайд
- У В.А. Жуковского 39 баллад, из них большую часть составляют переводы баллад иностранных писателей, но его переводы кажутся подлинниками, потому что Жуковский акцентировал те мотивы, которые важны ему, и выбирал те произведения, которые ему наиболее созвучны.
- В 1818 поэт пишет балладу «Лесной царь», которая является переводом одноименной баллады немецкого автора И.В.Гёте.
«Переводчик, в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник», - говорил Василий Андреевич.
- Как Вы понимаете эти слова?
- Сейчас мы послушаем балладу в аудиозаписи. Возможно, некоторые слова будут непонятны. Поясним их.
- Словарная работа
7 слайд
- Прослушайте балладу в аудиозаписи и ответьте, какая атмосфера создана в произведении? (Баллада на стр. 113 учебника)
8 слайд
- Слушаем аудиозапись.
3) анализ текста баллады
1. - Какая атмосфера создана в произведении? (Предчувствие гибели, трагедии, атмосфера тревоги)
- Чувства каких героев переданы в балладе? (Царя, сына)
- Музыкальная тема отца и сына (слушаем аудиозапись). Что чувствует ребенок?
- Музыкальная тема Лесного царя (слушаем аудиозапись). Как звучит тема Лесного царя?
- При помощи чего передается эта атмосфера? Как построен текст? (При помощи диалога)
- Запишите эту особенность как один из признаков баллады.
9 слайд
2. - Почему отец не видит Лесного царя? (Это сон больного младенца)
- Можем ли мы сказать, сон это или явь? (Нет, это остается неясным)
- Какое же событие лежит в основе сюжета баллады Жуковского? Реальное или фантастическое? (Реальность переплетается с фантастикой).
- Запишите второй признак баллады.
- Работа в парах.
- Обратимся к рабочей тетради (стр. 46 задание 4)
Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.
- Проверка
- Какая особенность романтического мировосприятия нашла отражение в балладе? (Романтическое двоемирие).
- Какие эпитеты использует В.А.Жуковский? Почему именно эти?
3. - Какими признаками еще обладает баллада? (Сюжет, наличие основных сюжетных элементов)
- Какие сюжетные элементы Вы помните?
- Какие из них присутствуют в балладе «Лесной царь»?
- Запишите третий признак баллады.
- Почему погибает ребенок? Ожидаема ли такая развязка?
4. Подведение итогов. Рефлексия
10 слайд
- Возвращаемся к таблице, с которой начали работу вначале. Заполните вторую графу «После».
- Какие понятия использовали на уроке?
5. Домашнее задание
11 слайд
1. Цветаева М. Два Лесных царя» (любое издание).
2. Рабочая тетрадь стр. 47 в.6
Презентация к уроку по балладе В.А.Жуковского "Лесной царь"
PPT / 527.5 Кб
Аудиозапись баллады В.А.Жуковского "Лесной царь"
MP3 / 2.58 Мб
Шуберт. Тема Лесного царя
MP3 / 423.39 Кб
Шуберт. Тема отца и ребенка
MP3 / 545.43 Кб