Конспект урока по литературному чтению "Загадка как жанр фольклора
Тема: Загадка как жанр фольклора
Цель: познакомить детей с произведением фольклора – загадкой; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.
Формируемые УУД:
Предметные: умение отличать загадку от других произведений устного народного творчества
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока.
І.Организационный момент.
-Ребята, закончите предложения и настройтесь на работу
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …
Уши внимательно слушают и все …
Голова хорошо …
II.Самоопределение к деятельности.
-Назовите малые жанры фольклора, над которыми мы работали на прошлых уроках.
-Можно ли к какому-либо жанру, над которым мы работали, отнести следующее произведение устного народного творчества
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернёт,
Тот и в дом войдёт. (Ключ)
-Что я прочитала?
-Какой будет тема урока?
-Поставьте перед собой задачи.
III. Работа по теме урока.
1.Актуализация знаний
-Какие загадки вы знаете?
2.Отгадывание загадок
Загадки «Что растёт у нас на грядке?»
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста)
Загадки «Наши помощники»
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)
Два кольца,
Два конца,
Посередине гвоздь. (Ножницы)
Кругом связан,
А по избе пляшет. (Веник)
Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит его мотор —
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
Загадки «Кто у бабушки живёт?»
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка)
Стоит копна
Посреди двора,
Спереди — вилы,
Сзади — метла. (Корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Загадки «Кто в лесу живёт?»
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка)
Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
Сам всех боится. (Заяц)
Загадки про человека
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
У двух матерей
По пяти сыновей,
А всем одно имя. (Пальцы руки)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Загадки «Что в портфеле у меня?»
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
Грамоты не знаю,
А век пишу. (Ручка)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
3.Открытие нового
-Что же такое загадка?
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.
4.Чтение загадок в учебнике- с.26
5.Работа в группах
-Распределите загадки по группам
6.Творческая работа (составление загадок) в парах
Алгоритм составления загадки
1.Опишите предмет, но не называйте его
2.Сравните его с другим названным в загадке предметом
IV.Рефлексия.
-С каким жанром народного творчества мы познакомились на уроке? Почему?
-Какая загадка понравилась больше всего?
-Оцените свою работу на уроке
VI.Домашнее задание: с.26-27- научиться читать загадки