Конспект урока по литературному чтению "Загадка как жанр фольклора

0
0
Материал опубликован 16 September

Тема: Загадка как жанр фольклора

Цель: познакомить детей с произведением фольклора – загадкой; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

 Формируемые УУД:

Предметные: умение отличать загадку от других произведений устного народного творчества

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока.

І.Организационный момент.

-Ребята, закончите предложения и настройтесь на работу

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …

Уши внимательно слушают и все …

Голова хорошо …

II.Самоопределение к деятельности.

-Назовите малые жанры фольклора, над которыми мы работали на прошлых уроках.

-Можно ли к какому-либо жанру, над которым мы работали, отнести следующее произведение устного народного творчества

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт. (Ключ)

 -Что я прочитала?

-Какой будет тема урока?

-Поставьте перед собой задачи.

III. Работа по теме урока.

1.Актуализация знаний

-Какие загадки вы знаете?

2.Отгадывание загадок

Загадки «Что растёт у нас на грядке?»

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

 Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 Сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста) 

Загадки «Наши помощники»

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг)

 Два кольца,

Два конца,

Посередине гвоздь. (Ножницы) 

Кругом связан,

А по избе пляшет. (Веник) 

Он с хоботом резиновым,

Желудком парусиновым,

А загудит его мотор —

Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

 Загадки «Кто у бабушки живёт?» 

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

 

Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка)

 Стоит копна

Посреди двора,

Спереди — вилы,

Сзади — метла. (Корова)

 С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

 Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

 Загадки «Кто в лесу живёт?»

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

 Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

 Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

 По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, да не лисица. (Белка)

 Зимой беленький,

Летом серенький,

Никого не обижает,

Сам всех боится. (Заяц)

 Загадки про человека

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза) 

У двух матерей

По пяти сыновей,

А всем одно имя. (Пальцы руки)

 Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

 Загадки «Что в портфеле у меня?»

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга)

 Грамоты не знаю,

А век пишу. (Ручка)

 Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

3.Открытие нового

-Что же такое загадка?

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты.

Само название жанра «загадка» происходит от слова  «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его  признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.

4.Чтение загадок в учебнике- с.26

5.Работа в группах

-Распределите загадки по группам

6.Творческая работа (составление загадок) в парах

Алгоритм составления загадки

1.Опишите предмет, но не называйте его

2.Сравните его с другим названным в загадке предметом

IV.Рефлексия.

-С каким жанром народного творчества мы познакомились на уроке? Почему?

-Какая загадка понравилась больше всего?

-Оцените свою работу на уроке

VI.Домашнее задание: с.26-27- научиться читать загадки









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.