Конспект урока математики в 3 классе по теме «Деление с остатком»
Конспект урока математики 3 класс
Учитель начальных классов: Чаликова Любовь Ивановна
Раздел |
Числа от 1 до 100 |
Тема |
Деление с остатком |
Цели |
Познакомить учащихся с алгоритмом деления с остатком, научить использовать его при вычислениях; Формирование представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Основное содержание темы |
Изучение деления с остатком, введение алгоритма деления с остатком. Освоение способа проверки правильного выполнения деления с остатком. |
Термины и понятия |
Деление, делимое, делитель, частное, неполное частное, остаток |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Формы работы |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Планируемый результат |
||
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание помочь ребятам в разрешении проблемной ситуации; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
Познавательные умения: — объяснять значение выражения «компоненты действия деления и его результат» и использовать его в активном словаре; — объяснять способ деления с остатком и обосновывать своё мнение; — объяснять способ проверки правильного выполнения деления с остатком и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые умения в практической деятельности Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — комментировать учебное задание в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства при выполнении учебных заданий. |
• Выполнять: — деление с остатком, используя алгоритм вычисления; - проверку деления с остатком |
Организация образовательного пространства |
Ресурсы |
Информационный материал: Учебник «Математика: 3 класс», ч. 2, с.79-81, авт. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие для учителя: Дорофеев Г.В. Уроки математики, 3 класс, пособие для учителей общеобразовател. учреждений/ – М.: Просвещение 2010г.
Демонстрационный материал: Интерактивный материал: Интерактивная доска, видеопроектор, компьютер, ноутбуки у учащихся. Тест, созданный на основе шаблона Комаровского А.Н., карточки с учебным заданием для индивидуальной работы. |
Этапы урока |
Ход урока |
|
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Ребята приветствуют гостей.
– Урок математики. А урок я хочу начать словами пословицы: - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей) – Верно, ребята. Сегодня на уроке мы узнаем больше, научимся чему-то новому. А чтобы все получилось, будем внимательно слушать учителя и друг друга, стараться запоминать и понимать, уважать и помогать друг другу.
|
1мин |
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции.
|
Математическая разминка. (Работа с использованием ноутбуков) - Предлагаю начать работу с математической разминки. Вам предлагается выполнить задания теста и оценить свои знания. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного правильного ответа или выбора двух правильных ответов. Ответив на задание, переходите по кнопке ДАЛЕЕ к следующему заданию. Когда выполните все задания, нажмете на кнопку ИТОГИ и узнаете результат своей работы. Работать будете парами. Прочитайте, что проверяет тест. Слайд 2. Дети читают вслух, что проверяет тест: Знание таблицы умножения и деления Знание взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления Умение выполнять особые случаи умножения и деления - Но прежде напомните правила работы с компьютером, продолжите предложения: - Чтобы не навредить своему здоровью, …( Соблюдаем расстояние до экрана, близко не наклоняемся, бережем зрение, работаем на компьютере не больше 15 минут) - Чтобы успешно выполнить задания в паре …(Внимательно читаем задания, работаем дружно, уважаем мнение своего соседа по паре, выполняем работу по очереди, работаем тихо, не мешаем окружающим) - Работу начитаем по команде учителя. На работу – 5 минут. Если возникнут вопросы, покажите карточку красного цвета. (Дети выполняют задания теста, окончание работы показывают карточкой зеленого цвета) Давайте подведем итог работы: - Какие знания и умения вам понадобились при выполнении заданий? (знание таблицы умножения и деления, знание компонентов при умножении и делении, умение решать простые задачи, …) - Поднимите руки, кому компьютер поставил 5 за работу? - Поднимите руки, у кого были ошибки при выполнении заданий? Что вам надо повторить, чтобы больше не делать эти ошибки? (ответы детей) - Какое задание вызвало у вас особое затруднение, над решением которого вам пришлось подумать? |
10мин |
3.Формирование темы и учебной задачи через проблемную ситуацию.
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деления с остатком
4.Физминутка.
|
- Сегодня мы продолжим работать со случаями деления. Постановка проблемной ситуации 1..- Ребята, вы часто покупаете в буфете нашего лицея булочки? Я предлагаю выйти двум ученикам и обыграть ситуацию покупки в столовой нашего лицея булочек (продавец и покупатель). Проблемная задача: У покупателя есть 20 руб. (учитель дает монеты: 10руб., 5руб..2монеты по 2руб, монету 1руб) Ему нужно купить булочки. Цена одной булочки 5 рублей. Какое максимальное количество булочек он может купить? - Расскажите, как у вас получилось, что покупатель сможет купить 4 булочки. - Какое действие необходимо было выполнить? (деление). (20 : 5 = 4) Что такое 20? (делимое), что такое 5?(делитель), что такое 4(частное) - На следующий день у покупателя так же 20 рублей, но булочка стоит уже 8 рублей. Сколько булочек теперь может купить покупатель? - Какое действие необходимо было выполнить? (деление). Что заметили? (на цело разделить не удалось) - Как вы думаете: Что такое 4 рубля? (остаток). - Давайте запишем: 20 : 8 = 2(ост.4) Что такое 20? (делимое), что такое 8?(делитель), что такое 2(неполное частное), что такое 4? (остаток) Решение проблемы. Какой вывод вы можете сделать? (Чтобы ответить на вопрос задачи нужно 20 : 8, но 20 на 8 не делится на цело, а только с остатком) 2. Вот вам еще задачка: На День рождение к Мише пришли 3 друга. Как 10 мандаринов разделить поровну на троих? Вот вам корзина с мандаринами, нужно их разделить на три друга. По сколько мандаринов получит каждый из друзей? - Правильно, каждый из друзей получит по 3 мандарина и ещё 1 мандарин останется в корзине. - Какое действие необходимо было выполнить? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось) - Как вы думаете: Что такое 1 мандарин? (остаток). - Давайте запишем: 10 : 3 = 3(ост.1) Что такое 10? (делимое), что такое 3?(делитель), что такое 3(неполное частное), что такое 1? (остаток) - Какова же тема нашего урока? (ответы детей) - Предлагаю вам открыть тетради, записать тему урока: Деление с остатком. - Ребята, как вы думаете, существует в математике правило деления с остатком? (думаем, да) - Давайте поставим цель: познакомиться с правилом деления с остатком, пользоваться правилом при делении чисел с остатком. |
|
5. Формирование нового знания.
|
1. Учитель предлагает детям открыть учебник с. 79 и прочитать правило. - Что нового узнали из прочитанного правила? (Остаток всегда меньше делителя, как выполнить проверку правильности выполнения деления с остатком) - Кто сможет рассказать, как выполнить проверку к нашей первой задаче? 20 : 8 = 2(ост.4) проверка: 2 х 8 + 4 = 20 - Кто сможет рассказать, как выполнить проверку к нашей второй задаче? 10 : 3 = 3(ост.1) проверка: 3 х 3 + 1 = 10 2. Работа с учебником. Дети выполняют деление и проверку, доказывают, кто из учеников выполнил деление с остатком правильно. Вывод: Остаток всегда меньше делителя. 3. На доске записаны выражения, разделите их на две группы. По какому признаку вы их разделили? 15 : 5 15 : 4 24 : 6 24 : 7 32 : 8 32 : 9 Выполним деление с остатком и сделаем проверку. - Какие остатки могут получаться при делении на 4?, а на 7?, а на 9? Вывод: Остаток всегда меньше делителя. |
|
6. Самостоятельная работа |
- А сейчас я хочу проверить, как вы научились выполнять деление с остатком. - Предлагаю выполнить задание на карточках. Перед вами два цвета карточек – зеленая и желтая. Прочитайте оба задания и выберите себе задание. 1 вариант: Решить 5 примеров на деление с остатком. 2 вариант: Проверить решение примеров, найти и исправить ошибки. Проверка (карточки с ответами на доске)
|
|
7.Подведение итогов. 2 минуты |
Давайте подведем итог нашему уроку. Назовите тему урока. Какую цель поставили? -Достигнута ли цель нашего урока? - Прочитайте пословицу, с которой я начала наш урок. Помогли ли вам слова этой пословицы, как? На доске знаки: ! и ? Поднимите смайлик, который соответствует знаку! И знаку ? Для закрепления темы урока предлагаю выполнить задания №2 и №5 |