Конспект урока по математике
Салтыкова Анастасия Александровна,
учитель начальных классов
Урок по математике
4 класс
Учебник «Математика 4 класс» под ред. Л. Г. Петерсон.
Тема: «Нахождение доли числа».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: учить находить доли от числа.
Задачи:
I. Предметные:
- уметь записывать и графически изображать доли величин, сравнивать их, решать задачи на доли.
II.Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
-формировать умение применять свои знания на практике на материале урока математики по теме «Доли»;
- развивать умение моделировать, выделять существенные признаки предмета (моделировать задачу, используя схемы);
- формировать умение строить доказательства, развить мышление и внимание;
- развивать умения анализировать и обобщать полученные знания;
2. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (правило);
4.Личностные результаты:
- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.
Ход урока.
Учитель |
Ученики |
1. Организационный момент. |
|
2. Актуализация знаний. |
|
Упр.9, с.72 Выполнение действия устно. Что общего в этих числах? Какое число лишнее? Какое слово получилось? Что ты вспоминаешь, читая данное слово? |
Общее: числа трёхзначные, число сотен равно единице. Лишнее: 121-нечётное, 118-число десятков не равно 2. Получилось слово-подарок. |
Отгадайте ребус: |
Ответ: поползень |
Индивидуальная работа (несколько учащихся работают самостоятельно) Упр.7, с.72 Упр.6, с.72 Какая доля меньшая? Почему? Какая доля самая большая? Почему? |
1/15 Чем больше долей, тем меньше каждая доля. 1/3 Чем меньше долей, тем больше каждая доля. |
3. Постановка проблемы. Решите задачу: Геометрическую фигуру, площадью 10 клеток поделили на 2 равные части. Чему равна площадь одной части? Докажите. Почему вы поставили знак деления? При делении на 2 равные части мы получили 2 половинки или ½ фигуры. Значит, при делении 10:2, мы нашли ½ от 10 или 1 долю. И цель нашего урока: научиться находить долю числа. |
10:2=5 В условии сказано «поделили». Неизвестное число-часть, а она всегда меньше целого. |
4. «Открытие» детьми нового знания Проверим правильность наших суждений на практике. Начертите фигуру площадью 10 клеток, поделите на 2 равные части (доли) и найдите площадь половинки или ½ части фигуры. Какие операции мы провели? Следовательно, чтобы найти долю числа, можно разделить это число на количество долей). Сравните свой вывод с выводом учебника на с.71 |
10 клеток поделили на 2 равные части (доли), взяли одну и подсчитали количество клеток. |
Физминутка |
|
5. Первичное закрепление Упр.2, с.71 – выполняется коллективно. Сколько минут в 1 часе? Тогда сколько это: половина часа в минутах? Упр.4, с.71 – в парах. Как найти 1/9 от 45? Упр.5, с.72 – коллективно. |
1ч.=60мин. ½ часа, т.е. половина от часа – 30 минут и т.д. Воспользоваться правилом: 45:9=4 и т.д. |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Упр.3, с.71- по вариантам. А) О ком говорится в задаче? Сколько детей в классе? Сколько из них ребят играют в хоккей? Как узнать сколько хоккеистов в этом классе? Б) Аналогично. |
Об учениках. 32 ученика. ¼ Воспользовавшись правилом, 32:4=8(х). Ответ:8 хоккеистов в классе. |
Дополнительно (задача повышенной сложности: Длина прямоугольного ковра 6 м., а ширина составляем 1/3 его длины. Какой длины тесьму нужно взять, чтобы обшить ковёр? |
6:3=2м.-ширина Т.к. у прямоугольника противоположные стороны равны, то 6+6+2+2=16м.-длина тесьмы. Ответ: 16 метров. |
6. Итог урока Чему учились на уроке? Как найти долю числа? |
Находить доли числа. Разделить число на количество долей. |
7. Домашнее задание 1.Составить и решить задачу на нахождение доли числа; 2. Решить упр.1 с.71 |