Урок по математике «Нахождение числа по его дроби» (6 класс)
Тема урока: «Нахождение числа по его дроби».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- обеспечение осознанного усвоения учащимися понятия нахождения дроби от числа и числа по данному значению дроби;
- совместное и одновременное изучение действий решения прямой и обратной задачи;
- активизация мыслительной деятельности учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
- проверка уровня сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навык нахождения дроби от числа и нахождения числа по его дроби, научится анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу, решать текстовые задачи; повторить действия умножения и деления обыкновенных дробей; проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
Развивающие: развивать память, речь, познавательный интерес, любознательность, стремление к преодолению трудностей.
Воспитательные: воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.
Элементы технологий: игровые, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерные
Методы обучения: создание ситуации успеха, тренировочные упражнения, инструктирование, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, опорная таблица, лист самоконтроля, тест.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему ?
+ ….
Учитель: Все, что вы сказали, верно: на улице декабрь, хорошая погода, совсем скоро новый год и, конечно же, я рада встрече с вами на уроке. А еще у меня приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на уроке.
-Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
2.Устный счет
Найдите ¾ от 12 Ответ: 9
Учитель: Как получили ответ? Какое правило применили? Сформулируйте правило нахождения дроби от числа
Учитель: Найдите 7/8 от 64 Ответ: 54
Найдите 5/8 от 4/25 Ответ: 1/10
В классе учатся 12 мальчиков. Это составляет 3/8 всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе?
Учитель: Какое правило мы будем применять при решении задачи? (Нахождение числа по его дроби)
ОТВЕТ: 12/3:8=12*8/3=32
Актуализация опорных знаний
Учитель: Я прошу вас отгадать ребус.
2 « »Ь
Ученик: Дробь.
Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь.
Учитель: Какие виды дробей вы знаете?
+ Обыкновенные и десятичные
Учитель: Какие подвиды обыкновенных дробей вы знаете?
+ Правильные дроби, неправильные дроби, смешанные дроби.
Учитель: В чем отличие десятичной дроби от обыкновенной?
+ Десятичная дробь отличается от обыкновенной дроби тем, что знаменатель у нее — это разрядная единица.
Учитель: (КАРТА-СКОБКА)
Замечательно. А теперь систематизируем все то, что мы вспомнили и повторили, используя интересный прием, который носит название «Карта-скобка». Дано слово Дробь, а вы попробуйте разбить дробь на виды, к каждому виду определить подвид или записать отличительную особенность данного вида. Во время работы можете обсудить данный вопрос с партнером по плечу. Каждый из вас берет лист А4, ручку и начинает выполнять задание. Работаем по данной схеме. Время на работу 3 минуты.
(Образец Карты – скобки вывожу на экран, ребята работают в течении 3 минут).
Учитель: 1 группа, результат своей работы озвучит …
+…
( выслушиваем по одному представителю от каждой группы)
Учитель: Молодцы. Хорошо. Замечательно.
4. Определение темы и целей урока
Учитель: Вы знаете, что действия с дробями применяются при решении различных типов задач.
Вспомним, какие действия с дробями мы умеем выполнять
+Сложение, вычитание, умножение, деление, нахождение дроби от числа, нахождение числа по его дроби.
Учитель: Каждая группа сейчас открывает зеленый конверт, в котором находится формулировка правила действия с дробями, у каждой группы свое правило, которое разбито на части. Ваша задача, правильно составить правило действия с дробями, склеив его на листе А4.
Время на работу 4 минуты
Учитель: Время истекло. Начиная с 1 группы, выслушаем правила действий с дробями.
+ 1,2,3,4,5,6
Учитель:Какую тему мы изучаем последние несколько уроков?
+Нахождение числа по его дроби.
Учитель: Правильно. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Решение задач. Нахождение числа по его дроби»
(Учитель выводит тему урока на слайде, дети записывают в тетрадях).
Физкультминутка (НАМБА РАД)
Учитель: Давайте с вами отдохнем и поиграем в игру «Магическое число».
Я называю магическое число, каждый из тех, на кого выпадает магическое число, или число, содержащее магическое число или делящееся на него не называя своего порядка, встает и называет правильную дробь.
Итак, начали. Магическое число 5.
+ ( В течение 2 минут идет игра)
Учитель: Узнаем, какая группа дошла до самого большего числа.
Учитель: 1,2,3,4,5,6.. Похлопаем __группе, которая дошла до числа ____.
Закрепление полученных знаний
Учитель: Закрепим наши знания в ходе решения задач и примеров.
Задача 1.
Шаг Дяди Степы 1 метра. Какое расстояние он пройдет, если сделает 5 шагов.
Решение: Задача на определение нахождения дроби от числа.
1 * 5 = * 5= = 6 (метров)
Задача 2. Лыжник прошел 300 м, что составило всей
дистанции. Какова длина всей дистанции?
Решение: Задача на определение нахождения числа по его дроби.
300: =300 * = 800 (метров)
Задача 3.
Куплено 15 кг яблок на приготовление варенья израсходовали купленных яблок. Сколько килограммов яблок было израсходовано на варенье? Сколько килограммов яблок осталось?
Решение:
2/3 * 15 = 10(кг) израсходовали на варенье
15-10 = 5 (кг) осталось
Ответ: 5 кг.
Учитель: ( РАЙНД-ТЕЙБЛ)
А теперь вам предстоит найти значения выражений. В группах вы определяете порядок действий, и, начиная с первого участника, каждый из вас выполняет одно действие и передает следующему, следовательно, 4-ый участник команды объявляет результат своей деятельности.
Время на выполнение данного задания 4 минуты.
Учитель: Время истекло. Каждая группа зачитывает ответ.
Подведение итогов урока.
Учитель: Задачи какого типа сегодня на уроке мы решали?
Учитель: Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?
7.Домашнее задание:
Творческое задание (по желанию): составить и решить по одной задаче каждого типа, можно со сказочным сюжетом. №№676, 686, 629
8.Рефлексия. (3-2-1)
Сейчас я предлагаю каждому из вас на ¼ листа А4 записать
3 определения по пройденным темам
2 примера на пройденные темы
1 вопрос, который остался для вас непонятным.
Горбачева Вера Александровна
Ольга
Дзюрич Елена Алексеевна
Богуславская Светлана Владимировна