Конспект урока математики «Нахождение процентов от числа» (9 класс)
Тема: Нахождение процентов от числа (слайд № 1)
Цель: формирование математических знаний, представлений, имеющих предметно-практическую направленность, способствующих успешности выпускников коррекционной школы в самостоятельной жизни.
Задачи:
- создание системы математических знаний, умений и навыков, имеющих предметно-практическую направленность; формирование элементарных экономических знаний; закрепить умение решать задачи на нахождение процентов от числа;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать правильное понимание семьи, показать важность материального благополучия, учить дорожить своими отношениями; осуществлять взаимосвязь с уроками СБО.
План урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний детей.
IV. Устный счёт.
V. Работа с новым числовым материалом.
1) Решение примеров.
2) Решение задачи.
3) Самостоятельная работа.
VI. Домашние задание.
VII. Итог урока. Отметки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Что такое экономика? Как вы понимаете? (Экономика – это хозяйствование по правилам в соответствии с законом)
- Как вы понимаете значение этого слова применительно к домашнему хозяйству? (Это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности свои и своей семьи)
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме «Проценты», знакомиться с новыми экономическими терминами, использовать уже известные. Вы вступаете в самостоятельную жизнь и должны владеть элементарными экономическими понятиями.
Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.
Проверка домашнего задания (слайд № 1)
Устный счет.
Слайд № 2. Есть такая русская пословица «Менять шило на мыло». Как называется такой обмен? Три варианта ответа: товар, деньги, бартер. Чтобы правильно ответить, необходимо расшифровать запись.
Вспомним, что такое % от числа? (1/100 часть числа), т.е, проценты можно заменить дробью. Заменить проценты дробью и расшифровать
Слайд № 3
50% = Б – 0,6
90% = Т – 1/5
60% = А – 1/2
75% = Р – 9/10
20% = Е – 3/4
Действительно, иногда люди обмениваются товарами без денег. Такие сделки называются бартерными. Это происходит, когда люди или целые предприятия не могут заплатить деньгами.
Итак, БАРТЕР – это обмен товарами без денег (на доску слово БАРТЕР)
Слайд № 4. Ребус ОГ -
Л
Если отгадаете ребус, то узнаете, как называется сбор денежных средств населением или предприятием в пользу государства (на доску слово НАЛОГ)
Какие налоги вам известны? (подоходный, пенсионный, налог на недвижимость). Знакомятся с видами налогов.
Работа с новым числовым материалом.
Решим небольшую задачу в тетрадях (слайд № 5)
Задача (читает ученик)
Заработная плата работника предприятия составляет 13200 рублей. С этой суммы отчисляется в фонд государства – 13%. Какую сумму работник получит на руки?
Слайд № 6. Сделаем краткую запись.
Анализ и решение задачи. Решают на месте с комментированием.
13200 : 100 * 13 = …. – подоходный налог
13200 – … = 11484 р.
Ответ: 11484 рублей работник получит на руки.
Физкультминутка
Слайд № 7 Предлагается следующий перечень – доходы и расходы семьи за месяц
Заработная плата родителей - 12 000 р.
Кабельное телевидение и Интернет - 2%
Коммунальные услуги - 20%
Пенсия - 7 000 р.
Питание - 60%
Стипендия - 3 000 р.
Вам предлагается этот перечень разделить на две части: доходы и расходы (по рядам) – ненужное зачеркнуть
Слайд № 8
Доходы (1 ряд) Расходы (2 ряд)
Заработная плата родителей - 12 000 р. Каб. Телев. и Интернет - 240 р.
Пенсия - 7 000 р. Ком. услуги - 4 400 р.
Стипендия - 3 000 р. Питание - 7 200 р.
Подводят итог: складывают и сверяются с данными на доске.
Итого: 22 000 р. Итого: 11840р.
Как одним словом называется сумма всех доходов и расходов семьи за определенный период времени? Семейный бюджет. (на доску БЮДЖЕТ)
В переводе с английского языка БЮДЖЕТ означает «Денежная сумка», т.е., сумка, в которую кладут деньги и берут оттуда.
Какому правилу надо следовать, чтобы не жить в долг?
Расходы не должны превышать доходы? (слайд № 9)
Закрепление.
Слайд № 10 Вставь пропущенное слово, чтобы отгадать, надо решить пример 7% от 2600км
- Деньги взяты в долг, на срок и возможно, под залог.
Делу это не вредит, коль под дело взят …. (кредит)
- Продукт труда, что можно обменять, купить и самому продать, свести на ярмарку, на рынок, на базар. Что это за продукт? Скажи – … (товар).
- Мог вчера на 100 рублей взять ты 1000 сухарей, а сегодня 100 рублей – это 9 сухарей. И такая ситуация называется … (инфляция ).
Итог урока. Оценки.
Домашнее задание (на карточках)