Конспект урока по математике "Свойства сложения"

1
0
Материал опубликован 12 February

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ДАТА: 8.11.2022

Студент: Бредихина Данилина Сергеевна

Класс и учитель: 2 «Г» класс, Боева Гелена Тадеушевна

Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна

Тема урока: «Свойства сложения».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: ознакомление со свойствами сложения

Задачи урока:

Дидактические: рассмотреть сочетательное свойство сложения, показать его значение при вычислениях, учить применять сочетательное свойство для рационализации вычислений.

Развивающие: развивать приёмы логического мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, обобщение, развивать математическую речь.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результату своего учебного труда.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Деятельность

Учителя

Деятельность

Обучающихся


Методы и приемы


Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности: Ф- И, П,

Г

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные:

П-познавательные,

Р- регулятивные,

К коммуникативные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;2) определить содержательные рамки урока.


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данилина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Проверьте свою готовность к уроку.


- Какие качества ученика вам понадобятся на уроке?


- Я желаю, чтобы все эти качества вы взяли с собой на урок.


Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу.



- Усидчивость, трудолюбие, аккуратность, сообразительность, любознательность.




Беседа с мотивирующим приёмом.

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся.

Ф

Слайд презентации, проектор, компьютер.

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

П – строит речевое высказывание в устной форме.

К – включается в диалог с учителем.

Проявляет мотивацию учебной деятельности и личностный смысл учения

Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Подведение к теме урока

-Посмотрите на выражения. Сравните их

(3+2)+7

3+(2+7)

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

-Найдите значение выражений


-Какое правило использовали? Как называется такое свойство?


- Почему этот вопрос вызвал у вас затруднение?

- Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Предположите тему нашего урока.


Сформулируйте цель нашего урока.


- Сформулируйте задачи урока, продолжив фразы:

1.Узнаю …

2.Научусь …

3.Проверю …

Анализируют выражения, размышляют, отвечают: похожи: одинаковые слагаемые, отличаются: слагаемые в скобках изменились



Размышляют, считают:

(3+2)+7=12

3+(2+7)=12

Затрудняются ответить



Отвечают: мы еще не знаем свойство сложения

Отвечают: узнаем новое свойство сложения


Формулируют тему урока

- «Свойство сложения»

Формулируют цель урока:

- Цель урока: познакомиться с новым свойством сложения

Формулируют задачи урока:

1.Узнаю новое свойство сложения

2. Научусь применять новое свойство

3. Проверю свои умения.

Практический, словесный

Качественная оценка, оценки за работу у доски.

Ф


Слайд презентации, проектор, компьютер.

Находят значения выражений со скобкам

Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи.

К – строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (8-10 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

Организует «открытие» свойств сложения: переместительного и сочетательного

Практическая работа:

На доске 4 круга, 3 треугольника, 2 квадрата

-Посчитайте количество фигур разными способами


-Какой вывод можно сделать?



-Откройте учебник на с.44, номер № 2. Рассмотрим модель

-Вычислите сумму трех слагаемых по-разному

t1739358498aa.jpg

-Что вы заметили?

- Как мы складывали?

-Какой вывод можем сделать?



-Прочитайте правило в красной рамке

-Это свойство сложения в математике называют сочетательным.


-Проверим это свойство на выражениях:

(2+7)+3=2+(7+3)

(6+1)+9=6+(1+9)

-Какой вывод можем сделать?

-Для чего в математике используют сочетательное свойство сложения?



- Какую задачу урока решили?


- К какому этапу переходим?


Открывают учебник, выполняют задание 1.

Выполняют практическую работу

Вычисляют количество фигур разными способами:

1)(4+3)+2=9

2)4+(3+2)=9

Размышляют, анализируют, отвечают: результат сложения в двух выражениях не изменился


Открывают учебник

Вычисляют сумму трех слагаемых

(5+3)+2=10

5+(3+2)=10

Анализируют, рассуждают

Результат не изменился

Отвечают: соседние слагаемые заменили суммой

Размышляют, отвечают: вывод: результат не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой

Читают правило: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой


Проверяют новое свойство на выражениях



Отвечают: результат сложениях в двух выражениях не изменился

Размышляют, рассуждают, отвечают: для того, чтобы быстро и удобно складывать


Мы решили первую задачу. Переходим к решению второй задачи. «Научусь применять новое свойство сложения»


Проблемно-поисковый метод, практический, словесный.

Качественная оценка

Ф

Учебник.

Сравнивают выражения их значения, используя свойства сложения, вычисляют сумму трех слагаемых, используя свойство сложения

П – сравнивают, выполняют анализ как выделение частей целого и синтез как составление целого из частей.

Р – планируют учебную деятельность.

К – строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявление познавательного интереса.

Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Организует закрепление нового приема в процессе фронтальной работы

-Выполним №1 на с.44. Прочитайте задание

t1739358498aa.jpg


-Продолжите формулировку знакомого вам свойства: результат сложения не изменится, если…

-Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее

Например: 6+9+4+1=(6+4)+(9+1)=20

Мы использовали два свойства. Сначала переставили слагаемые местами, чтобы было удобно складывать, затем объединили скобками

-Используйте оба свойства, найдите значение выражения

17+8+3+2

-Как вы рассуждали?



На слайде выражение:

6+7+8+9+3+4+1+2

-Найдите значения выражения удобным способом

Один ученик выходит к доске и записывает удобный способ

-Что можно сказать о значениях выражений?


- Что помогло нам быстро найти значение выражений?


-Выполним №3 на с.45.Прочитайте задание.


t1739358498ab.jpg


- Рассмотрим выражение в 1-ом столбике. Что сделали сначала?

-Перепишите этот столбик себе в тетрадь с ответом.

-Какие действия выполняли со вторым столбиком?

-Перепишите этот столбик себе в тетрадь с ответом

- Какую задачу урока решили?

- Как звучала вторая задача?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Читают задание: сравни выражения и их значения

Сравнивают выражения:

5+3=3+5 8+10=10+8

9+2=2+9 40+7=7+40

Сравнивают значения:

8=8 18=18

11=11 47=47

Продолжают формулировку: если слагаемые поменять местами







Используют свойства сложения:

(17+3)+(8+2)=30

Отвечают: сначала переставили слагаемые местами, чтобы удобно было складывать, затем объединили скобками





Находят значения выражения, объясняют:

Удобнее складывать 6 и 4, 8 и 2, 9 и 1

(6+4)+(7+3)+(8+2)+(9+1)=40

Размышляют, сравнивают, отвечают: они одинаковые

Отвечают: перестановка слагаемых и замена слагаемых суммой – новые свойства


Читают задание:

1) сравни выражения в каждом столбике и объясни, как получено каждое следующее из предыдущего





Размышляют, отвечают: сначала переставили слагаемые местами 7+3+8+2

Затем объединили скобками (7+3)+(8+2)

Нашли значение выражения-20


Размышляют, отвечают: такие же, как и в 1-ом




- мы решили вторую задачу.

- Научусь применять новое свойство сложения»


Выполняют физкультминутку.

Практический.

Наглядный.

Словесный.

Оценка за работу у доски.

Ф

Учебник,

Находят значения выражения, используя переместительное и сочетательное свойства

П – устанавливают причинно-следственные связи.

К – строят монологическое и диалогическое высказывание.

Р – выполняют проверку вычислений.

Проявление познавательного интереса.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

Организует выполнение самостоятельной работы для закрепления алгоритма во внутреннем плане действий.

- На ваших столах лежат карточки. На ней написано самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

Вариант – 1

Задание №1

Сравни выражения не вычисляя их значений

1) 8+9*9+8

2) (7+3)+5*7+(3+5)

(Задание №2

Найди значения выражений удобным способом

1) 5+12+5+8

2) 7+4+3+6



Самостоятельная работа

Вариант – 2

Задание№1.

Сравни выражения не вычисляя их значений

5+9*9+5

(4+6)+2*4+(6+2)

Задание №2

Найди значения выражений удобным способом

4+17+6+3

8+3+2+7

 


- Ребята, проверьте работу по эталону. Сравните результаты с эталоном на слайде.

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- Кто допустил 1 ошибку?

- Кто допустил 2 ошибки?

- Кто допустил более 2 ошибок?

- Какую задачу мы решили?

Выполняют задания самостоятельной работы по вариантам.


Вариант 1.

Задание №1

1) 8+9=9+8 (одинаковые слагаемые)

2) (7+3)+5=7+(3+5) (сочетательное свойство)

Задание №2

1) 5+12+5+8

5+5+12+8

(5+5)+(12+8)

10+20=30


2) 7+4+3+6

7+3+4+6

(7+3)+(4+6)

10+10+20


Вариант 2.

Задание №1

1) 5+9=9+5 (одинаковые слагаемые)

2) (4+6)+2=4+(6+2) (сочетательное свойство)


Задание №2

1) 4+17+6+3

4+6+17+3

(4+6)+(17+3)

10+20=30


2) 8+3+2+7

 8+2+3+7

(8+2)+(3+7)

10+10=20


Выполняют самопроверку.

- Мы решили третью задачу: проверили свои умения.

Практический.

Наглядный.

Самопроверка.

И

Слайд презентации, проектор, компьютер, карточки.

Сравнивают выражения, используют свойства сложения, находят значения выражений

Р – выполняют контроль и оценку работы.

К – оказывают помощь товарищу в случаях затруднений.

Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (10-15 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

-Прочитайте задачу на с.45 №4

Схематический чертеж.

t1739358498ac.gif


-Сколько заняла дорога из школы в парк и обратно?

-Сколько дети пробыли в самом парке?


-Прочитайте вопрос задачи

-Можем сразу ответить на вопрос задачи?

-Каким действием ответим на вопрос задачи?

-Запишите решение и ответ задачи в тетрадь





-Составьте задачу обратную данной



-Прочитайте вопрос задачи

-Можем сразу ответить на вопрос задачи?


-Каким действием ответим на вопрос задачи?


-Запишите решение и ответ задачи в тетрадь





На слайде.

Задача №1

1.Из города Чайковского в город Пермь самолет летит 1 ч 20 мин, а обратно 80 мин. Как объяснить такую перемену?


Задача №2

2.Длина бревна 6 м. За минуту можно сделать один распил. За сколько минут можно распилить все бревно, если отпиливать от него по 1 м?

Читают задачу: во время экскурсии дорога из школы в парк и обратно заняла 20 мин, а в самом парке дети пробыли 40 мин. Сколько всего времени ушло на эту экскурсию?

Для проверки ответа составь и реши задачу, обратную данной

Отвечают: дорога из школы в парк и обратно заняла 20 мин

Отвечают: в самом парке дети пробыли 40 мин

Отвечают: сколько всего времени ушло на экскурсию

Отвечают: можем

неизвестное будем находить сложением.

Записывают решение задачи в тетрадь:

20+40=60(мин)

60 мин=1 час

Ответ: 1 час ушел на экскурсию


Размышляют, отвечают: на экскурсию в парк ушел 1 час. В парке дети были 40 мин. Сколько минут дети шли из школы в парк и обратно

Отвечают: сколько минут дети шли из школы в парк и обратно

Отвечают:

Можем, но сначала нужно перевести часы в минуты

неизвестное найдем вычитанием

Записывают задачу обратную данной в тетрадь:

1 час=60 мин

60-40=20(мин)

Ответ: 20 мин дети шли из школы в парк и обратно


Размышляют, отвечают:

1. 1 ч 20 мин и это и есть 80 мин

2. За 5 мин

Практический.

Наглядный.

Оценка за работу у доски.

Ф

Тетрадь на печатной основе

Решают

задачу, составляют обратную задачу

П – выполняют анализ и синтез, устанавливают причинно-следственные связи.

Р – выполняет контроль и оценку работы.

К – строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности.




















Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которые мы поставили в начале урока.

- Скажите, мы решили все поставленные задачи?

- Продолжите фразы:

Я узнал …

Я научился …

Я испытывал трудности …

- Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь с 41

Урок закончен. До свидания.


Называют задачи урока.


Выполняют самооценку.

Выполняют рефлексивный анализ предметных результатов.



Записывают домашнее задание.


Прощаются с учителем.

Словесный.

Качественная оценка.

Самооценивание.

Ф

Слайд презентации, проектор, компьютер.

Выполняют результат учебной деятельности на уроке.

П – выполняют рефлексию учебной деятельности.

К – аргументированно выражают своё мнение.

Выполняет самооценку результата учебного труда.



Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.