Деятельность Учителя | Деятельность Обучающихся
| Методы и приемы
| Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности: Ф- И, П, Г | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные: П-познавательные, Р- регулятивные, К коммуникативные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;2) определить содержательные рамки урока.
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данилина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку.
- Какие качества ученика вам понадобятся на уроке?
- Я желаю, чтобы все эти качества вы взяли с собой на урок.
| Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу.
- Усидчивость, трудолюбие, аккуратность, сообразительность, любознательность.
| Беседа с мотивирующим приёмом. | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся. | Ф | Слайд презентации, проектор, компьютер. | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | П – строит речевое высказывание в устной форме. К – включается в диалог с учителем. | Проявляет мотивацию учебной деятельности и личностный смысл учения |
Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
Подведение к теме урока -Посмотрите на выражения. Сравните их (3+2)+7 3+(2+7) - Чем похожи? - Чем отличаются? -Найдите значение выражений
-Какое правило использовали? Как называется такое свойство?
- Почему этот вопрос вызвал у вас затруднение? - Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Предположите тему нашего урока.
Сформулируйте цель нашего урока.
- Сформулируйте задачи урока, продолжив фразы: 1.Узнаю … 2.Научусь … 3.Проверю … | Анализируют выражения, размышляют, отвечают: похожи: одинаковые слагаемые, отличаются: слагаемые в скобках изменились
Размышляют, считают: (3+2)+7=12 3+(2+7)=12 Затрудняются ответить
Отвечают: мы еще не знаем свойство сложения Отвечают: узнаем новое свойство сложения
Формулируют тему урока - «Свойство сложения» Формулируют цель урока: - Цель урока: познакомиться с новым свойством сложения Формулируют задачи урока: 1.Узнаю новое свойство сложения 2. Научусь применять новое свойство 3. Проверю свои умения. | Практический, словесный | Качественная оценка, оценки за работу у доски. | Ф
| Слайд презентации, проектор, компьютер. | Находят значения выражений со скобкам | Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи. К – строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. |
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (8-10 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. |
Организует «открытие» свойств сложения: переместительного и сочетательного Практическая работа: На доске 4 круга, 3 треугольника, 2 квадрата -Посчитайте количество фигур разными способами
-Какой вывод можно сделать?
-Откройте учебник на с.44, номер № 2. Рассмотрим модель -Вычислите сумму трех слагаемых по-разному  -Что вы заметили? - Как мы складывали? -Какой вывод можем сделать?
-Прочитайте правило в красной рамке -Это свойство сложения в математике называют сочетательным.
-Проверим это свойство на выражениях: (2+7)+3=2+(7+3) (6+1)+9=6+(1+9) -Какой вывод можем сделать? -Для чего в математике используют сочетательное свойство сложения?
- Какую задачу урока решили?
- К какому этапу переходим?
| Открывают учебник, выполняют задание 1. Выполняют практическую работу Вычисляют количество фигур разными способами: 1)(4+3)+2=9 2)4+(3+2)=9 Размышляют, анализируют, отвечают: результат сложения в двух выражениях не изменился
Открывают учебник Вычисляют сумму трех слагаемых (5+3)+2=10 5+(3+2)=10 Анализируют, рассуждают Результат не изменился Отвечают: соседние слагаемые заменили суммой Размышляют, отвечают: вывод: результат не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой Читают правило: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой
Проверяют новое свойство на выражениях
Отвечают: результат сложениях в двух выражениях не изменился Размышляют, рассуждают, отвечают: для того, чтобы быстро и удобно складывать
Мы решили первую задачу. Переходим к решению второй задачи. «Научусь применять новое свойство сложения»
| Проблемно-поисковый метод, практический, словесный. | Качественная оценка | Ф | Учебник. | Сравнивают выражения их значения, используя свойства сложения, вычисляют сумму трех слагаемых, используя свойство сложения | П – сравнивают, выполняют анализ как выделение частей целого и синтез как составление целого из частей. Р – планируют учебную деятельность. К – строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявление познавательного интереса. |
Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.). Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
Организует закрепление нового приема в процессе фронтальной работы -Выполним №1 на с.44. Прочитайте задание 
-Продолжите формулировку знакомого вам свойства: результат сложения не изменится, если… -Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее Например: 6+9+4+1=(6+4)+(9+1)=20 Мы использовали два свойства. Сначала переставили слагаемые местами, чтобы было удобно складывать, затем объединили скобками -Используйте оба свойства, найдите значение выражения 17+8+3+2 -Как вы рассуждали?
На слайде выражение: 6+7+8+9+3+4+1+2 -Найдите значения выражения удобным способом Один ученик выходит к доске и записывает удобный способ -Что можно сказать о значениях выражений?
- Что помогло нам быстро найти значение выражений?
-Выполним №3 на с.45.Прочитайте задание.

- Рассмотрим выражение в 1-ом столбике. Что сделали сначала? -Перепишите этот столбик себе в тетрадь с ответом. -Какие действия выполняли со вторым столбиком? -Перепишите этот столбик себе в тетрадь с ответом - Какую задачу урока решили? - Как звучала вторая задача?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Читают задание: сравни выражения и их значения Сравнивают выражения: 5+3=3+5 8+10=10+8 9+2=2+9 40+7=7+40 Сравнивают значения: 8=8 18=18 11=11 47=47 Продолжают формулировку: если слагаемые поменять местами
Используют свойства сложения: (17+3)+(8+2)=30 Отвечают: сначала переставили слагаемые местами, чтобы удобно было складывать, затем объединили скобками
Находят значения выражения, объясняют: Удобнее складывать 6 и 4, 8 и 2, 9 и 1 (6+4)+(7+3)+(8+2)+(9+1)=40 Размышляют, сравнивают, отвечают: они одинаковые Отвечают: перестановка слагаемых и замена слагаемых суммой – новые свойства
Читают задание: 1) сравни выражения в каждом столбике и объясни, как получено каждое следующее из предыдущего
Размышляют, отвечают: сначала переставили слагаемые местами 7+3+8+2 Затем объединили скобками (7+3)+(8+2) Нашли значение выражения-20
Размышляют, отвечают: такие же, как и в 1-ом
- мы решили вторую задачу. - Научусь применять новое свойство сложения»
Выполняют физкультминутку. | Практический. Наглядный. Словесный. | Оценка за работу у доски. | Ф | Учебник, | Находят значения выражения, используя переместительное и сочетательное свойства | П – устанавливают причинно-следственные связи. К – строят монологическое и диалогическое высказывание. Р – выполняют проверку вычислений. | Проявление познавательного интереса. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.). Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. |
Организует выполнение самостоятельной работы для закрепления алгоритма во внутреннем плане действий. - На ваших столах лежат карточки. На ней написано самостоятельная работа. Самостоятельная работа Вариант – 1 Задание №1 Сравни выражения не вычисляя их значений 1) 8+9*9+8 2) (7+3)+5*7+(3+5) (Задание №2 Найди значения выражений удобным способом 1) 5+12+5+8 2) 7+4+3+6
|
Самостоятельная работа Вариант – 2 Задание№1. Сравни выражения не вычисляя их значений 5+9*9+5 (4+6)+2*4+(6+2) Задание №2 Найди значения выражений удобным способом 4+17+6+3 8+3+2+7 |
- Ребята, проверьте работу по эталону. Сравните результаты с эталоном на слайде. - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Кто допустил 1 ошибку? - Кто допустил 2 ошибки? - Кто допустил более 2 ошибок? - Какую задачу мы решили? | Выполняют задания самостоятельной работы по вариантам.
Вариант 1. Задание №1 1) 8+9=9+8 (одинаковые слагаемые) 2) (7+3)+5=7+(3+5) (сочетательное свойство) Задание №2 1) 5+12+5+8 5+5+12+8 (5+5)+(12+8) 10+20=30
2) 7+4+3+6 7+3+4+6 (7+3)+(4+6) 10+10+20
Вариант 2. Задание №1 1) 5+9=9+5 (одинаковые слагаемые) 2) (4+6)+2=4+(6+2) (сочетательное свойство)
Задание №2 1) 4+17+6+3 4+6+17+3 (4+6)+(17+3) 10+20=30
2) 8+3+2+7 8+2+3+7 (8+2)+(3+7) 10+10=20
Выполняют самопроверку. - Мы решили третью задачу: проверили свои умения. | Практический. Наглядный. | Самопроверка. | И | Слайд презентации, проектор, компьютер, карточки. | Сравнивают выражения, используют свойства сложения, находят значения выражений | Р – выполняют контроль и оценку работы. К – оказывают помощь товарищу в случаях затруднений. | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение (10-15 мин.). Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы). |
-Прочитайте задачу на с.45 №4 Схематический чертеж. 
-Сколько заняла дорога из школы в парк и обратно? -Сколько дети пробыли в самом парке?
-Прочитайте вопрос задачи -Можем сразу ответить на вопрос задачи? -Каким действием ответим на вопрос задачи? -Запишите решение и ответ задачи в тетрадь
-Составьте задачу обратную данной
-Прочитайте вопрос задачи -Можем сразу ответить на вопрос задачи?
-Каким действием ответим на вопрос задачи?
-Запишите решение и ответ задачи в тетрадь
На слайде. Задача №1 1.Из города Чайковского в город Пермь самолет летит 1 ч 20 мин, а обратно 80 мин. Как объяснить такую перемену?
Задача №2 2.Длина бревна 6 м. За минуту можно сделать один распил. За сколько минут можно распилить все бревно, если отпиливать от него по 1 м? | Читают задачу: во время экскурсии дорога из школы в парк и обратно заняла 20 мин, а в самом парке дети пробыли 40 мин. Сколько всего времени ушло на эту экскурсию? Для проверки ответа составь и реши задачу, обратную данной Отвечают: дорога из школы в парк и обратно заняла 20 мин Отвечают: в самом парке дети пробыли 40 мин Отвечают: сколько всего времени ушло на экскурсию Отвечают: можем неизвестное будем находить сложением. Записывают решение задачи в тетрадь: 20+40=60(мин) 60 мин=1 час Ответ: 1 час ушел на экскурсию
Размышляют, отвечают: на экскурсию в парк ушел 1 час. В парке дети были 40 мин. Сколько минут дети шли из школы в парк и обратно Отвечают: сколько минут дети шли из школы в парк и обратно Отвечают: Можем, но сначала нужно перевести часы в минуты неизвестное найдем вычитанием Записывают задачу обратную данной в тетрадь: 1 час=60 мин 60-40=20(мин) Ответ: 20 мин дети шли из школы в парк и обратно
Размышляют, отвечают: 1. 1 ч 20 мин и это и есть 80 мин 2. За 5 мин | Практический. Наглядный. | Оценка за работу у доски. | Ф | Тетрадь на печатной основе | Решают задачу, составляют обратную задачу | П – выполняют анализ и синтез, устанавливают причинно-следственные связи. Р – выполняет контроль и оценку работы. К – строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. |
Организует рефлексию учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которые мы поставили в начале урока. - Скажите, мы решили все поставленные задачи? - Продолжите фразы: Я узнал … Я научился … Я испытывал трудности … - Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь с 41 Урок закончен. До свидания. |
Называют задачи урока.
Выполняют самооценку. Выполняют рефлексивный анализ предметных результатов.
Записывают домашнее задание.
Прощаются с учителем. | Словесный. | Качественная оценка. Самооценивание. | Ф | Слайд презентации, проектор, компьютер. | Выполняют результат учебной деятельности на уроке. | П – выполняют рефлексию учебной деятельности. К – аргументированно выражают своё мнение. | Выполняет самооценку результата учебного труда. |