Конспект урока по математике «Сложение дробей» (4 класс)
Предмет Математика
Ф.И.О. учителя Семенова Мария Михайловна
Класс 4 Дата
Тема урока Сложение дробей
Ресурсы: учебник Т. Г. Демидов, С. А. Козлова , А. Л. Тонких; наглядный и раздаточный материал, презентация.
Тип урока изучение нового материала
Цель урока: сформировать представление о способе сложения дробей.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с правилом сложения дробей;
закрепить знания о дробях;
Воспитательные:
воспитывать культуру общения через ответы на вопросы, умения работать индивидуально и коллективно, через решение устных заданий.
Развивающие:
развитие математических способностей через задания;
развитие внимания на протяжении всего урока через выполнение заданий;
развитие речи через ответы на вопросы учителя.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные:
- в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учащихся;
- саморегуляция.
Личностные:
- выбор оснований и критериев для сравнения.
Познавательные:
- рефлексия;
- анализ информации;
- умение строить речевые высказывания.
План урока:
Организационный момент (2-3 минуты)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (7-8 минут)
Актуализация знаний ( 2 минут)
Первичное усвоение новых знаний (5 -7 минут)
Первичная проверка понимания (16 минут)
Первичное закрепление (5-7 минут)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия деятельности (итог ) (2 минут)
Характеристика этапов урока
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель: организовать детей на учебную работу, включение в деловой ритм. (2-3 мин.) |
Здравствуйте, ребята. Урок математики проведу у вас я. Меня зовут Мария Михайловна. Итак, начнем урок математики. А начать его я хочу с такого стихотворения. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Будем активно работать? Отвечать на все вопросы и выполнять все задания? Молодцы! Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Ребята, на столах у вас лежат 3 квадратика: красный, желтый и зеленый. Определите какое у вас настроение? Готовы ли вы работать на уроке? Красный квадратик – не готовы, настроения нет, желтый квадратик – готовы, но нет настроения, зеленый квадратик – отличное настроение и готовы работать, выполняя все задания. |
Здороваются, проверяют свою готовность к уроку. Да. Определяют свое настроение и готовность к работе на уроке. |
РУУД: саморегуляция |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: закрепить знания учащихся о дробях; (7-8 мин.) |
Представим, что мы с вами Следопыты. Сегодня нам предстоит тяжелый путь по стране Дроби. На нашем пути нам встретятся различные задания. Перед нами ворота в город, там стоят 2 стражника. Просто так они нас не пропустят. Нам нужно выполнить их задание. Справимся? Для начала вспомним, что такое дробь? Или что называют дробью? Как называется число, записанное над чертой? Как называется число, записанное под чертой? Что показывает знаменатель? Что показывает числитель? Молодцы, ребята! Итак, вот наше задание от стражников.
У каждой пары круг . На сколько частей он разделен? Раскрасьте 3/8 круга синим цветом, а 2/8 круга красным цветом. Из каких частей она состоит? Что одинакового в данных дробях? Как сравнить дроби с одинаковым знаменателем? Мы повторили понятие дроби и правило ее записи. Стражники никак не хотят нас пропускать дальше. Они предлагают еще одно задание. У вас на столах лежат листочки, на которых необходимо выполнить сложение двух дробей за 1 минуту (время четко отслеживается). Сложите дроби 3/8 и 2/8. |
Да. Дробью называют одну или несколько равных долей целого. Числитель. Знаменатель. Знаменатель показывает, на сколько равных частей делят целое. Числитель показывает сколько таких частей взято.
На 8. 3/8 и 2/8 Знаменатель. Из двух дробей с одним знаменателем больше та, у которой числитель больше. На обратной стороне доски написано решение , после выполнения детьми задания, сверяется с доской |
КУУД: умение полно и четко выражать свои мысли. ПУУД: анализ информации, умение строить речевое высказывание. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнений. ПУУД: анализ информации. |
3. Постановка проблемы. Цель: определить места и причины затруднения (2 мин) |
Ребята, возникли ли у вас затруднения при выполнении задания? Какие возникли затруднения? Ребята, кто справился с данным заданием? Как вы выполняли это задание? |
Да, нет. Не хватило времени. Поднимают руки Складывали числители |
КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД: в процессе совместного выполнения задания и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учащихся, саморегуляция. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнения. ПУУД: анализ информации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации (сложение дробей с одинаковым знаменателем) (5-7 мин.) Первичное закрепление. (16минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : проверить уровень сформированности умения выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями (5 минут) |
Ребята, какое можем сформулировать правило сложения дробей с одинаковы знаменателями? Учитель говорит окончательный вариант правила. Попробуем составить эталон для нашего урока. Обозначим числитель первой дроби – а, числитель второй дроби – b, а знаменатель – n, получим две дроби: и . Ребята, попробуйте составить формулу сложения для данных дробей. Учитель вывешивает эталон на доску. Ребята, чем же мы сегодня с вами будем заниматься? Правильно, сегодня на уроке будем учиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями. Мы вошли в город Дроби. У нас на пути встречается бабушка, которая никак не может разделить одно яблоко на 6 человек. Поможем ей? Пользуясь правилом, выполните задание №2 в учебниках. Найдите сумму двух дробей и проиллюстрируйте решение на чертеже. Один ученик у доски, проговаривая решение. I-----I-----I-----I-----I-----I-----I Теперь бабушке нужно помочь разделить пирог на 7 человек. I-----I-----I-----I-----I-----I-----I-----I Молодцы! Мы помогли с вами бабушке справиться со сложной задачей. Теперь мы с вами пришли на главную площадь, там праздник физкультуры. Нам с вами нужно поучаствовать в нем. Для этого нам всем нужно встать и повторять движения с экрана. Ох, как мы с вами хорошо поучаствовали. Поможем ему? Учебник, стр 7 №4. (по очереди у доски) 3/5+7/5 5/7+8/7 2/3+7/3 8/9+1/9 3/4+5/4 Мы помогли мальчику, он понял как нужно решать такие примеры и с удовольствием побежал в школу на урок математики, чтобы показать учителю, как он решил примеры. Вот идем мы с вами по маленькой тихой улочке, и вдруг слышим, кто-то мяукает. А это маленький котенок на дереве повис. Чтобы ему помочь мы должны решить задачу №6 (б) на стр.8 1.Прочитайте задачу. 2.Прочитайте условие задачи. 3.Что нужно узнать? 4.Можно ответить на главный вопрос задачи? 5.Каким действием будем решать? 6.Запишите решение задачи в тетради. 7. Что занимает большую площадь – помидоры или огурцы? Как это узнать? Вот и котенку мы с вами помогли. Молодцы, ребята. Вот мы уже приближаемся к концу города, к его окраине и видим маленькую девочку, которая плачет. Она потерялась. Будем помогать девочке искать родителей? Для этого нам нужно выполнить задание самостоятельно. Найди значение выражения х +15/42, если х = 4/42, 8/42, 25/42 Как вы будете решать это задание? Проверим как вы выполнили задание. Помогли ли мы девочке найти родителей. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, девочка нашла своих родителей. |
Дети формулируют правило Дети составляют формулу Складывать дроби. Показывают на чертеже сумму дробей. 1/6+4/6=5 /6 2/7+3/7=5/7 3/5+7/5= 1. 4/5 5/7+8/7=1. 6/7 2/3+7/3=2. 3/3 8/9+1/9=1 3/4+5/4= 2 Какова общая масса. Да. Сложением. 6/8-4/8=2/8 (м2) занимают огурцы. 2/8+5/8=7/8 (м2) – занимают помидоры. Ответ: Помидоры занимают большую площадь. Вместо х подставлять число. 4/42+15/42=19/42 8/42+15/42=23/42 25/42+15/42=40/42 Проверка по цепочке. |
КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнения. ПУУД: анализ информации. КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД: анализ информации |
Итоги урока. Цель: подвести итоги урока, проверить степень усвоения знаний о сложении дробей с одинаковыми знаменателями (1-3 мин.) |
Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. – Как вы думаете, достигли вы сегодня цели, поставленной в самом начале урока? – Чему вы сегодня научились? – Теперь оцените свою работу. – У каждого круг, разделенный на 3 части. Закрасьте весь круг красным карандашом, если вы сегодня все поняли, связанное со сложением дробей. 2/3 – если остались небольшие неясности; 1/3 – если многое не поняли. Спасибо за урок. |
Оценивают свою работу и знания. |
ПУУД: рефлексия. |