Конспект урока по математике в 5 классе «Арифметические действия с обыкновенными дробями. Решение задач»
Урок "Математика и здоровье".
Арифметические действия с обыкновенными дробями. Решение задач. 5-й класс
Цель урока: привитие интереса обучающихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Задачи:
Образовательные: повторить арифметические действия с обыкновенными дробями, решение текстовых задач на дроби.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: воспитывать умение ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Тип урока: повторение изученного материала.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Определение темы, цели и задач урока.
4. Закрепление знаний и умений
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня необычный урок математики. Посвятим мы его очень важной для человека проблеме. О том, как она называется, узнаем, выполнив успешно задания.
2. Актуализация знаний
В 5 классе 24 учащихся. Нуждаются в лечении зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми зубами в 3 раза больше. Сколько ребят со здоровыми зубами? (ответ: 24:4=6, 6*3=18 ребят со здоровыми зубами)
Занятия в школе длятся 5 ч, сон в 2 раза больше, чем занятия. Прогулка на 3ч меньше, чем занятия в школе и на 1\2 ч больше, чем подготовка уроков. Досуг и дополнительные занятия на 1\2ч меньше, чем занятия в школе. Зачем нужно соблюдать режим дня?
Н айди значение выражения и узнаешь, сколько лет полноценной жизни забирает у человека курение:
3. Определение темы, цели и задач урока.
Учитель: Успешно справились со всеми заданиями. Чтобы успешно выполнить задания, что вам необходимо было вспомнить? (правила выполнения действий с обыкновенными дробями) Какая проблема объединяет все выполненные вами задания? (здоровье) Какова тема нашего урока? ( предлагаются варианты) Запишите в тетрадь тему урока. А эпиграфом нашего урока будут служить слова «В здоровом теле здоровый дух». За правильно выполненные задания вы будете получать жетоны с изображением Здоровячка. Подводя итоги уроки, мы выясним, кто из вас является Знатоком здоровья и обыкновенных дробей.
4. Закрепление знаний и умений.
В ходе урока мы будем определять те компоненты, которые сопутствуют понятию «здоровье».
Работа в группах
Первый компонент мы узнаем, выполнив задание:
Расставьте в порядке возрастания (убывания) десятичные дроби.
1 группа (возрастания)
1\3, 1\4, 7\24, 1\24, 1\8 1\12, 1\2, 3\4
Д И М Р Ж Е Н Я
2 группа (убывания)
1\16, 1\8, 5\48, 1\2, 5\24, ¼ , 1\24, 1\48
Д И М Р Ж Е Н Я
3 группа (возрастания)
10\27, 2\9, 1\3, 1\27, 4\27, 1\9, 4\9, 2\3
Д И М Р Ж Е Н Я
Проверим ответы: Режим дня
(Прикрепляется рядом со словом «здоровья» табличка «режим дня»).
Фронтальная работа.
Решение задач.
К1. Ученик 5-го класса Федя ленился подстригать ногти. Через некоторое время одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли его ногти, если средняя скорость роста ногтей 2\3 см в месяц, а ленился он 3 месяца? (2/3*3=2 см)
К2. Антон решил сэкономить на мыле, чтобы купить футбольный мяч. Накопил он 28 руб. От грязных рук Антон получил пищевое расстройство. Сколько денег пришлось добавить маме к накоплениям сына, если 3 упаковки лекарства стоили
36 5\9 руб. каждая? (36 5\9*3 = 36*3+5\9*3 = 109 2/3; 109 2/3- 28 = 81 2/3 руб)
К3. Решите уравнение и вы узнаете, какой химический элемент эффективно предотвращает кариес?
Х : 3 = 2 5\7
6 5/7 - кальций, 8 1/7 - фтор, 8 5/21 - хлор
Учитель: О каком компоненте идет речь? О гигиене.
(Прикрепляется рядом со словом «здоровья» табличка «гигиена»).
Физминутка
А как называется этот компонент? «Спорт».
(Прикрепляет рядом со словом «здоровья» табличка «спорт»).
Учитель: Продолжаем работу.
К1. Никотин – очень сильный яд. Смертельная доза для человека 4/5 мг на килограмм массы тела. Сколько надо выкурить сигарет, чтобы в организм человека попала смертельная доза никотина, если вес человека 45 кг, а в одной сигарете содержится 3\4 мг никотина? (4/5 *45 = 36 мг, 36 : 3/4 = 48 сигарет)
К2. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (на 15 лет)
Решение.
75 – это 5/4
Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель.
75:5*4=60
75-60=15
Ответ: на 15 лет
Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Верно, мужчины имеют большую расположенность к вредным привычкам. Вот мы отгадали еще один компонент «отсутствие вредных привычек».
(Прикрепляется слово «отсутствие вредных привычек»)
Самостоятельная работа
Тест
Решив тест, мы расшифруем важный компонент Здоровья .
Сравнив дроби 5 3/7 и 5 1/3 , поставим знак
а) = б) > в) <
ми пра об
Представим в виде смешанной дроби 68/7 , получим
а) 9 5/7 б) 5 3/7 в) 5
виль мо су
Представим в виде неправильной дроби 7 4/15 , получим
а) 105\15 б) 95/15 в) 109/15
ная мо ное
Сократим дробь 140/350, получим
а) 2/7 б) 2/5 в) 14/35
ро пи ли
Решив уравнение 3 4/5 - х = 1 3/7, получим
а) 2 ½ б) 4 7/35 в) 2 13/35
ва же та
Чему равно значение выражения 450 : 9/11 * 1/5
а) 550 б) 50 в) 110
тие кие ние
Ответы записывать следующим образом
№ задания буква слог
1. б) пра
2. а) виль
3. в) ное
4. б) пи
5. в) та
6. в) ние
Правильное питание очень важно для нашего здоровья. Посмотрим мультфильм. http://www.youtube.com/watch?v=B-UYUPaooOY
Нередко дети употребляют пищу всухомятку, что тоже отрицательно сказывается на здоровье. Твердую пищу нужно обязательно запивать теплым чаем. Давайте приготовим вкусный витаминный напиток - чай из разных растений.
Задача
Для приготовления 500 г напитка потребуется 2 части шиповника, 2 части липы, 1 часть мяты и 480 г воды. Сколько грамм каждого растения нужно взять для приготовления чудесного напитка? (500-480 = 20 г растений потребуется, 20 : 5 частей = 4 г одна часть, 2*4=8 г шиповника, 8 г липы, 4 г мяты)
5. Домашнее задание.
Придумать или найти задачи на любой компонент, относящееся к понятию «здоровье».
6.Итог урока
Заканчивается наш урок, подведем итоги. Вам было интересно? Что нового вы узнали? А как настроение? Влияет ли настроение на здоровье? Вот и последний компонент «хорошее настроение».
Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Продолжите предложение.
Здоровье – это…
Чтобы быть здоровым надо…
Памятка здорового человека
- вовремя ложиться спать,
- ежедневно делать зарядку,
- вовремя питаться,
-планировать свой день,
-следить за личной гигиеной,
-быть чистым и опрятным,
-хорошо говорить и думать о людях,
- радоваться своим успехам и успехам других людей.
Таким образом, математика может помочь сохранить и укрепить здоровье.
Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.