Урок по теме «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40» города Смоленска
Конспект урока по математике
«Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями»
Выполнила: Наталья Николаевна Марина,
учитель математики
Смоленск
2019
Тема: Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями
Класс: 5
Тип урока: систематизация знаний.
Цели урока:
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, о смешанных числах.
Личностные: вызвать желание применить приобретенные знания и умения; формировать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.
Метапредметные: формировать умение формулировать цель на уроке; работать коллективно; адекватно оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; формулировать свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать других; умение ориентироваться в системе своих знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять полученные ранее знания об обыкновенных дробях, о смешанных числах, о действиях с данными числами.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Метапредметные: уметь формулировать цель на уроке; работать коллективно; адекватно оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; формулировать свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать других; уметь ориентироваться в системе своих знаний.
Основные понятия: обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби, сравнение дробей, уравнения, смешанные числа.
Ресурсы: учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н. Я. Виленкин и др., презентация, листы с заданиями.
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | ||
- Сегодня урок наш необычный. Во-первых, на уроке вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Во-вторых, на уроке мы будем вспоминать одно из важнейших событий в истории нашей страны. - Какую важную дату мы будем отмечать 9 мая? - Сколько лет прошло с момента победы нашей страны в ВОВ? - В 2020 году мы будем отмечать 75-летие победы в ВОВ. | Учащиеся высказывают свое мнение. Учащиеся формулируют правила работы в группах. 1 учащийся готовит краткое сообщение о ВОВ, о 9 мая. | Уметь формулировать свои мысли в устной форме; вырабатывать правила совместной деятельности. Уметь слушать одноклассников |
Определение темы урока, постановка цели | ||
- Узнать, о чем пойдет речь на уроке, вы сможете с помощью чисел, изображенных на доске. - Что это за числа? (Обыкновенные дроби) - Какая тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (слайд 1). - Сформулируйте цель урока. | Учащиеся проговаривают и записывают тему урока. Выдвигают предположения о цели урока. | Уметь определять тему урока, формулировать цель урока. Уметь формулировать свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний | ||
Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны вспомнить основные правила по данной теме. 1. Повторение теоретического материала - Какие действия мы умеем выполнять с числами, записанными на доске? - Перед вами список вопросов, на которые вы должны сформулировать правила. - Слушаем ваши ответы: 1. Что такое обыкновенная дробь? 2. Что такое смешанное число? 3. Какие дроби называют правильными, неправильными? 4. Как из неправильной дроби выделить целую часть? 5. Как смешанное число представить в виде неправильной дроби? 6. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? 7. Правила сравнения обыкновенных дробей? 8. Как найти дробь от числа? 9. Как найти целое по значению дроби? 10. Правило сложения (вычитания) смешанных чисел? - А теперь применим данные правила на практике и устно выполним перечисленные выше действия с числами, записанными на доске. 2. Устный счет 1. Представить смешанное число в виде неправильной дроби. 2. Представить натуральное число в виде дроби с определенным знаменателем. 3. В смешанном числе дробную часть представить в виде неправильной дроби. 4. Из неправильной дроби выделить целую часть. Числитель в дробной части соответствует букве алфавита. Составьте предложение (Война и дети) (Слайд 2). | Учащиеся перечисляют действия с обыкновенными дробями. Работают в группах, где в ходе обсуждений формулируют правила. Учащиеся дают ответы на вопросы по очереди с каждой группы. Учащиеся работают фронтально Обсуждение задания в группе | Уметь ориентироваться в системе своих знаний. Уметь формулировать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать других. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь корректировать свои знания. |
Обобщение и систематизация знаний | ||
- О войне можно говорить много и бесконечно. Но мы сегодня более подробно рассмотрим один вопрос. Сегодня мы будем говорить о детях, принимавших непосредственное участие в ВОВ. (Слайд 3). Посмотрите на их фотографии (на слайде появляются фотографии детей с подписанными именами; под 3 фотографиями нет имен). (Слайд 4) - Чтобы узнать имена этих трех детей, вам необходимо выполнить задания и составить слова: 1. Расположить дроби в порядке возрастания. 2. Расположить дроби в порядке убывания. 3. Найти дробь, равную данной. - А сейчас ваши одноклассники расскажут вам об этих ребятах. (Слайд 5) - Как вы думаете, сколько лет было этим ребятам? Ответ на данный вопрос вы получите, если решите уравнения. - Давайте вспомним имена еще 3 детей. (Слайд 6) Об их подвигах вы можете прочитать в карточке. Все недостающие данные вы получите, если выполните задание. - В годы ВОВ воевали и помогали взрослым и самые маленькие дети. Послушайте сообщение об одном таком мальчике. - Сколько же лет было юному защитнику, вы узнаете, если решите следующие задачи. Кроме того, в ходе решения задач, вы узнаете сколько детей получили звание «Герой Советского Союза». | Учащиеся смотрят на слайд и слушают учителя. Учащиеся работают в группах, затем слушают ответы одноклассников 3 учащихся читают сообщения Работа в группах, 1 представитель от группы решает уравнение на доске. Учащиеся работают в группах по карточкам, затем слушают ответы одноклассников 1 учащийся читает сообщение Работа в группах | Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь ориентироваться в системе знаний. Уметь работать по коллективно составленному плану. Уметь слушать и понимать других. Уметь высказывать свое предположение, аргументировать свою позицию |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок | ||
- А теперь попробуйте применить ваши умения по данной теме самостоятельно. Сейчас каждый из вас работает с занимательным тестом. Вспомним правила работы с тестом: 1. Время на работу с тестом ограниченно. 2. Выполнять сначала более легкие задания, пропуская сложные. К пропущенным заданиям вернуться в конце. 3. Не ставить ответы наугад. 4. Не допускать исправлений в ответах. - Давайте посмотрим на задания, которые вызвали больше всего вопросов. | Самостоятельная работа учащихся Проверка ответов, разбор трудных заданий. | Уметь планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности. |
Рефлексия | ||
Давайте подведем итог нашего урока. - Какая цель стояла перед нами? - Смогли ли мы ее добиться? - Что мы для этого сделали? - Что нового узнали сегодня на уроке? | | Уметь проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий на уроке; осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности. |
Презентация к уроку
PPTX / 861.78 Кб