Конспект урока по музыке в 7 классе «Героическая тема в русской музыке»
Урок музыки. 7 класс
Тема: «Героическая тема в русской музыке»
Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих героические темы, рассуждать по поднятым проблемным вопросам, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.
Запланированные результаты:
Личные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности и национальности;
Метапредметные результаты:
- способность самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач;
- умение анализировать собственную образовательную деятельность, адекватно оценивать правильность или неточность учебной задачи и собственную способность ее решать, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Предметные результаты:
- формирование основ музыкальной культуры студента как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, связанных с театром, кино, литературой, живописью;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-образовательной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
Средства обучения: компьютер, отрывки видеофильма «Александр Невский», музыка из опер М.И.Глинки «Иван Сусанин», кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». « УМК: Учебник « Музыка 7 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Ход урока
I Организационный момент.
Здороваются.
Звучит гимн.
II Мотивация. Актуализация. Целеполагание
1.Беседа с фронтальным опросом:
- С какими жанрами мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
-Что такое опера? Оперы каких композиторов вы знаете?
- Что общего во всех этих произведениях?
-О чем будем говорить на этом уроке?
Эпиграф нашего урока: «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет» А.Невский.
III. Усвоение новых знаний и способов действия.
1.Беседа с фронтальным опросом.
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре).
Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.
Прочитаем афоризмы на доске:
Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.
Народ без героических людей – сирота.
Героизм стоит выше жизни – он знает ценности, которые ее дороже.
Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.
Героизм мужественному человеку дает почетную жизнь или красивую смерть.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Героизм не в том чтобы пролить больше крови, а в том, чтобы кровопролития избежать.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Невозможно проявить героизм – совершая что-то только ради себя.
Воля, характер, выдержка – лучшая почва для героизма.
Герой, совершая подвиг – о славе не думает.
О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Работа с афоризмами.
Как вы понимаете эти афоризмы?
Бессмертные произведения музыки: канты неизвестных авторов XVIII века, опера Михаила Ивановича Глинки, кантата Сергея Сергеевича Прокофьева, симфонии Людвига ван Бетховена, так же как и сочинения современных композиторов — Валерия Александровича Гаврилина, Валерия Григорьевича Кикты и другие, прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство человека. Идея героизма, народного патриотизма, сопротивления ударам судьбы — одна из ведущих в искусстве.
Героические образы широко и разнообразно воплощены в музыке русских композиторов.
«Богатырская симфония» и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. «Сеча при Керженце» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии». Поэма «Прометей» А. Н. Скрябина.
Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.
Почему?
Ответ учащихся:…
2. Прослушивание отрывков музыкальных произведений.
Сейчас мы с вами прослушаем несколько частей из музыкальных произведений, а вы подумайте, какие детали свидетельствуют о том, что звучит музыка патриотического характера?
(Чтобы выразить героические образы, композиторы обратились к мощным звукам духовых инструментов и построили их на звуках доступной им естественной гаммы. Так, постепенно сигнальные фанфары духовых в последовательности звуков природного масштаба стали ассоциативно ассоциироваться с образами героического, возвышенного. Естественно, дирижер также стремится передать их с помощью "героического" жеста — поднятой руки.)
С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” Вторая часть – «Песнь об Александре Невском». Это эпическая, былинная, повествующая о героических подвигах и славе русского воинства тема Руси, сильной, мощной и величественной.
Подумайте, каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.
Звучит музыкальный фрагмент
- Каков характер прозвучавшей музыки? Что она напоминает? Какой музыкальный жанр?
Ответы детей.
Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
Учитель.
- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.
Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа?
- Конечно же.
С.С. Прокофьев опера “Война и мир”. Прослушивают арию Кутузова из оперы.
Кутузов исполняет свою арию сразу же после совета в Филях.
Главная тема арии проникнута беспредельной любовью к матери-родине.
В арии Кутузова господствует мужество полководца, готового вести свою армию в бой к победе. 1 и 3 части звучат величественно, торжественным гимном, прославляя Москву и Российскую державу. А в средней части слышны интонации волнения и тревоги за судьбу Родины.
С какой арией героя оперы (знакомой нам ранее), который отдал жизнь за Россию, можно сравнить арию Кутузова?
Правильно, с арией Ив.Сусанина. (Вспоминаем что такое ария, кто автор оперы «Жизнь за царя»)
Д.Д. Шостакович “Симфония №7”
Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, Человека и цивилизованного варвара, добра и зла.
Давайте прослушаем тему главной партии и побочной. Во время слушания я вам предлагаю подумать над вопросом: какой образ рисует главная партия и побочная.
Какой образ рисует главная партия? Каков её характер?
Ответы детей: Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. Музыка широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная. Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная, звучит у струнных, рисует образ героического народа.
Какая по характеру побочная партия?
Ответы детей: Мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, её исполняют скрипки. Это затишье на рассвете.
А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”. Слушаем 1 часть.
Основная тема симфонии. Это зерно, из которого вырастает музыка всей I части. Музыка мужественная, суровая, героическая – воплощает основной богатырский образ произведения.
Как звучит героическая тема в этом произведении?
Тема звучит как могучий призыв, боевой клич. Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники с энергичной «раскачкой» придают теме необычайную утверждающую силу и решительность.
Интонационно тема родственна речевым возгласам и русским былинным напевам.
М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”. Рассмотрим ее подробнее.
"Патриотическо-героико-трагическая опера" - так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.
Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русского песенного творчества и польской танцевальной и инструментальной музыки. В опере трудным периодом в жизни русского народа является война с поляками.
Слушаем.
Опера состоит из 4 актов и эпилога. Введение воплощает несгибаемую волю русского народа к победе.
- Какое настроение преобладает в 1 акте?
- В 1-м акте оперы "Мирная жизнь". Каватина Антониды полна искренности, нежности, а живое рондо раскрывает радостный мир девичьих грез:
“Неважно, какое утро, неважно, какой вечер, я жду встречи с дорогим другом” (фрагмент оперы: каватина и Антонида рондо 1 д.)
- Как заканчивается 2 действие?
- 2-е действие (изображение врага). Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда (бал). Поляки хвастаются своими победами и уверены в скором завоевании России.
Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.
- Как раскрыт конфликт в 3 акте?
- В 3-м акте раскрывается главный конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Действие 3 начинается с песни Вани, которая полна нежности и благородства по отношению к ее отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт заканчивается решительными фразами молодого человека, готового отдать жизнь за родную землю. Внезапно завоеватели вторгаются в мирную среду. Они берут с собой Сусанина, который, прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна эмоциональных переживаний. Это передает романтику Антониды “Я не горюю об этом, подруги”"
- О чем идет речь в 4 акте?
- В 4-м акте драма усиливается тем, что Ваня, пытаясь разбудить спящую милицию, сообщает о прибытии поляков.
Трагическая кульминация оперы - сцена в лесу и смерть Ивана Сусанина. Он открывается хором поляков. В отличие от темы поляков, звучит речитатив и ария Сусанина “Они чуют правду...”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его мыслями. Он помнит свою семью.
Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последний рассвет в своей жизни и верящего в спасение родной земли.
- Как в арии "Ты восстанешь, мой рассвет!" компзитор передает состояние героя?
- В арии "Ты восстанешь, мой рассвет!" Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные напевы, народные песни, речевые интонации народного диалекта, особенности молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арий-молитв, арий-песен.
- Эпилог оперы "Жизнь за царя" заканчивается припевом "Славься".Что отражено в эпилоге?
- Он передает картину народного ликования. Тематика хора сочетает в себе черты старинных знаменитых песнопений, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора.
- Как передается ощущение великого праздника?
- Ощущение великого праздника передается звуками оркестровых колоколов.
VI. Закрепление изученного материала
1.Вид музыкально-театрального искусства , основанный на слиянии музыки, слова и сценического действия.
а) балет
б) симфония
в) опера
г) инструментальный концерт
2.Кто не является персонажем оперы "Иван Сусанин"
а)Антонида
б)Собинин
в)Ваня
г)Царь Иван
3.Оркестровое вступление к опере
а) либретто
б) эпилог
в) увертюра
г) ария
VI. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в симфониях, напоминающих по сложности взаимодействия образов литературный жанр — роман, также на основе контрастов и сопоставлений образных сфер происходит становление их главных идей. Так, в Симфонии № 3 («Героической») Л. Бетховена образы титанической, напряжённой борьбы контрастируют с трагической кульминацией — похоронным маршем в честь погибших героев — и финалом с его победным апофеозом и ликованием. В Симфонии № 5 композитор выстраивает драматургию на основе развития темы судьбы человека, вступающего в противоборство как с внешними обстоятельствами жизни (буржуазные революции в Европе), так и со своим внутренним миром — сомнениями, разочарованиями, одиночеством, сложными взаимоотношениями с другими людьми.
Выразительные возможности музыки поистине безграничны. Она может передать самые тонкие душевные движения, самые сильные человеческие чувства. Подвиги простых людей и знаменитых полководцев вдохновляли композиторов на создание опер и симфоний, ораторий и кантат.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение «Героические страницы в музыке».