Конспект урока по обучению грамоте "Буква и звук Э" для обучающихся 1 класса.

2
0
Материал опубликован 2 June

Конспект урока по обучению грамоте

Учитель: Сулимова Мария Дмитриевна

Тема: Звук [э]. Буквы Э э.

Класс: 1

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [э] и буквам Э, э.

Задачи:

Д


Презентация "Буква и звук Э"PPTX / 10.92 Мб

/data/files/v1717339500.pptx (Презентация "Буква и звук Э")идактические: обеспечить ознакомление детей со звуком [э]; обозначить звук буквой Э э; способствовать чтению учащимися слогов, слов и предложений с новой буквой; отрабатывать навык звукового анализа на материале урока.

Развивающие: развивать у учащихся фонематический слух и навыки плавного слогового чтения на материале урока;

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе на материале урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент















Здоровьесб момент

Здравствуйте, ребята.

Если день начинать с улыбки, то можно верить, что он пройдет удачно. Давайте и сегодня урок проведём с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и подарите своё хорошее настроение.

Молодцы, сели ровно, спинку выпрямили, проверили, чтобы между партой и животиком был кулачок.

Начинаем!

Выполняют указания учителя

Актуализация знаний

Ребята, я слышала, что вы уже знаете многие буквы и звуки. И сейчас мы это проверим!
Поработаем с лентой памяти.
Я вам указываю на букву, а вы должны произносить звук.
(Учитель указывает на гласные звуки).

Какие это звуки?

А почему они гласные?









А теперь я показываю на буквы, а вы называете твёрдые звуки.

Учитель показывает на буквы: Н, М, Б, В, З, Г, Д, Ж, Л, Р, Ш, Ц

А теперь я показываю на буквы, а вы называете мягкие звуки.

Ребята, что вы знаете о буквах, которые расположены на втором этаже?


Что мы знаем о буквах, которые расположены на нижнем этаже?

Кто вспомнит, какие буквы обозначают 2 звука?

В каких случаях они обозначают 2 звука?









Ребята, а теперь я показываю вам букву, а вы называете, как она правильно произносится.

Н, М, Ш, Л, Р, К, Г.

А теперь называйте только твёрдые звуки, которые обозначены буквами.

(учитель показывает на Ч, а она всегда только мягкая).

А теперь называйте только мягкие звуки, которые обозначены буквами.
(учитель показывает на Ж, Ш, а они всегда только твёрдые).

Ребята, а в чём особенность буквы «ъ»?

Совершенно верно!

















Это гласные

Гласные звуки тянутся и поются; нет преград для их произношения, образуют слог (сколько гласных, столько слогов).















Ч, П, К.Т, Й, С





Эти звуки – это показатель твёрдости предыдущего согласного



Это показатель мягкости предыдущего согласного



Я, Ю, Е, Ё

Когда стоят в начале слова (яма, юла).

Когда стоят после ъ и ь знаков (въезд, семья)

Когда стоят после гласных (заюшка, пояс)





ЭН, ЭМ, ША, ЭЛЬ, ЭР, КА, ГЭ



Ж, Ш, М, Н, Л, К, Г, Т



Ч – обозначает мягкость звука



Д ', З ', П ', Б ', В ', Н ', Х '





Ж, Ш – это твёрдые звуки.





Буква не обозначает звука!

Формулирование темы урока



Видеофрагмент

Ребята, а теперь внимание на экран. Я покажу вам небольшой видеофрагмент, а вы подумайте, как зовут персонажа мультфильма и чем он помог девочке (мультфильм «Эхо»)

Кто догадался, как зовут старичка?

Что случилось с девочкой в лесу?

А раз девочка заблудилась, то, что она делала?

Старичок по имени Эхо понял, что сила её голоса слишком слабая, чем сила его голоса. И тогда что он решил сделать?

Как вы думаете, смогут ли тогда услышать девочку другие люди? Почему?



Ребята, с какого звука начинается слово «эхо»? Дайте полный ответ на вопрос.

Тогда сформулируйте тему нашего урока сегодня.

















Персонажа зовут Эхо.



Она заблудилась





Звала на помощь.



Он решил помочь девочке, громко повторив за ней слово «АУ».



ДА! Потому что звуки охватывают огромное расстояние!



Слово «эхо» начинается со звука «э».



Звук [э] и буквы Э э.

Открытие нового

Давайте все вместе хором произнесём это слово.

А теперь приготовили ладошки и дружно разделим слово на слоги: Э-хо

Сколько раз хлопнули? Значит, сколько слогов?

А теперь позовём слово так, чтобы услышать, на какую букву падает ударение: Эээ-хо

А теперь составим слого-звуковую схему к слову.
Для этого протянем все вместе первый звук «эээ».

Какой он?
Каким цветом обозначим гласный звук?

Протянем второй слог-слияние: «хо».

Какой это слог-слияние?

Звук «х» какой? Каким цветом обозначим?

Ребята, обратите внимание, что буква «э» обозначает твёрдость следующего согласного звука.
А следующий согласный звук это какой?

Какой звук «о»? Каким цветом обозначим?

Докажите, что звук «э» гласный.



Как вы думаете, звук «э» является ударным или безударным? А может быть он ударный и безударный?

Для этого я подготовила слово «экран». Давайте все вместе позовём это слово так, чтобы слышать, на какую букву падает ударение.

На какую букву падает ударение?

Так какой звук «э»?



Кто даст полную характеристику звуку «э»?

Эхо







Хлопают в ладоши

2 раза

2 слога



Ударение падает на букву «Э».









Тянут первый звук «э».

Гласный, ударный.



Красным цветом



Тянут слог-слияние «хо»

Твёрдый

Согласный, безударный, обозначим синим цветом









Это звук «х»



Гласный, безударный, обозначим красным цветом

Гласный, потому что тянется и поётся, нет преград для произношения.















ЭкрАн.





На букву «А».

Звук «э» может быть ударным и безударным.



Звук «э» гласный, ударный и безударный, указывает на твердость след. согласного звука.

Звуко-фонематические игры

Ребята, а теперь поиграем в игры. Я называю вам цепочку слов. Если в словах присутствует новый звук, вы хлопаете в ладоши, если его нет, не делаете ничего!

Этаж, сказка, ласточка, эй, эскимо, солнце, энергия, поэт, мэр, небо, поэзия, кафе, поэма, алоэ.

А теперь поиграем в игру под названием «На что похожа буква?».

Перед вами даны иллюстрации, а я читаю вам строчки. А вы называете правильный ответ, на что же похожа буква!

Это «Э» с открытым ртом и большущим языком!

Это ласточка весной возвращается домой.

Буква «Э» на «С» дивится

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка

Только нету языка.

Взял я лук и крикнул -Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук

Да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все:

-Э-э-э-э..

Большие молодцы! А теперь прочитаем слоги хором на экране!

ЭБ

ЭГ

ЭХ

ЭМ

ЭН

ЭЛ

Прочитаем слоги хором, последовательно

(показ указкой)

- теперь хором, выборочно

(показ указкой)

- хором, поочерёдно мальчики, девочки







Играют в игры























































































Читают

Физминутка



Закрепление: Работа с текстами

Ребята, откройте учебник, стр. 57 и рассмотрите иллюстрацию. Что и кого видим на изображении?

Ребята, 12 апреля исполнится ровно 60 лет, как Юрий Гагарин первым полетел в космос!

Ребята, над иллюстрацией даны слова, которые обозначают летательные аппараты. Давайте прочитаем по слогам. А теперь целостно с ударением.

Ребята, как вы думаете, что такое аэроплан?

Ребята, аэроплан изобрели американские братья Райт. Посмотрите на экран, как выглядел первый аэроплан.

Прочитаем второе слово по слогам («аэробус»). Как вы думаете, что это такое?

На этой же странице дан текст.

1.Давайте прочитаем хором вместе со мной. Поставили пальчик на первое слово. Начинаем читать.

2. Теперь в пол голоса, самостоятельно читаете, а я пройду по классу и внимательно послушаю вас.

(Жужжащее чтение)

3. Кто готов прочитать нам текст полностью?




Космические ракеты, полёт космонавта в космос, Землю.





















Это летательный аппарат, устаревшее название самолета











Это пассажирский самолёт.





Читают вместе с учителем









Читают вполголоса







Читает один ученик


Письменная работа

Ребята, а теперь проведём пальчиковую гимнастику.

Открыли прописи. Нас встречает эскимос – житель Севера. Он предлагает написать строчную букву «Э». Для начала скажите, из каких элементов состоит буква «э»?

Совершенно верно.

Ребята, буква пишется с отрывом!

Попробуем вместе со мной в воздухе прописать первый элемент буквы – полуовал. Отрываем ручку. Затем прописываем второй элемент – горизонтальная чёрточка в середине буквы.

А теперь пропишем букву в прописях. Открыли свои прописи. Тетрадь под наклоном, спинка прямая, расстояние между партой и туловищем - кулачок. Ручку держим правильно.

На самой верхней строчке, рядом с эскимосом даны элементы букв. Обведите по контурным линиям полуовал, а затем горизонтальную чёрточку.

А теперь потренируемся, как будет двигаться наша рука и пропишем такие полумесяцы.

А теперь начинаем писать букву «э» чуть ниже верхней линии рабочей строки. Пишем аккуратно полуовал, отрываем ручку и в середине линии пишем горизонтальную прямую.













Из полуовала и горизонтальной черточкой.

Работа в группах

Ребята, поработаем в группах.
Первый ряд-первая группа, второй ряд-вторая, третий ряд –третья группа. Каждая группа получает иллюстрации. Задача всех групп – подумать, какие летательные аппараты были созданы друг за другом. Что было придумано сначала, затем, каким был создан следующий летательный аппарат. И расположите карточки друг за другом. Обращайте внимание на материалы, из которого сделаны летательные аппараты, будь то дерево, железо, ткань. Это поможет вам определить, что было создано ранее, а что потом.
А затем мы проверим, какая группа была ближе к правильному ответу.

Орнитоптер – летательный аппарат, благодаря крыльям которого можно было какое-то время продержаться в воздухе. Изобретение придумал Леонардо да Винчи. (1490 г)

Воздушный шар, созданный братьями французами - Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (1783 г).

Аэроплан, созданный американскими братьями Райт (1900 г). Машина уже имела еловый каркас, обтянутый (муслиновой) тканью.

Вертолёт, созданный французом Поль Корню. Вертолёт смог продержаться в полёте 2 секунды. (1907 г)

Первый истребитель был изобретён во Франции (1914 г).

Пассажирский аэробус (1970 г)


Итог. Рефлексия.

Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Назовите звук этой буквы.

Кто даст полную характеристику звуку?







Ребята, предлагаю «Шкалу успеха».

С буквой «Э».



Звук [э]



Звук гласный, ударный и безударный, обозначает твёрдость след. согласного звука.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей