Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте «Звук И. Буква И»
Файл с раздаточным материалом к урокуDOCX / 837.27 Кб
Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом.
Автор: учитель-логопед Мырова Е.С.
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте
«Звук И. Буква И».
Цель: познакомить детей с гласным звуком И и с гласной буквой И.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять понятие звук и буква «И».
- Совершенствовать умение выделять гласный звук [и] в начале, в середине и в конце слова; в словах из текста;
- Закреплять понятие «гласный звук»;
- Учить образовывать существительные ед. числа в множественное.
Развивающие:
- Развивать когнитивные функции ВПП (внимание, память), мышление, умение анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать мотивационный настрой к обучению, прилежание, умение работать в коллективе.
Раздаточный материал:
- Символы гласных звуков (смайлики с артикуляционной позицией), рис1
- Символы звуков (квадраты красного, синего и зелёного цвета), рис 2
- Карточка с определением позиции звука И в слове (рис 3)
- Карточка «Подбери картинку к схеме» (рис 4)
- Карточка «Раскрась листик с буквой –И- в красный цвет» (рис 5)
- Карточка «Допиши букву –И» (рис 6)
- Карточка «Пропедевтика оптической дисграфии (рис 7)
Ход занятия.
I. Организационный момент.
— Вспомним наше правило: каждый день, всегда, везде. На занятиях, в игре громко, четко говорим, никогда мы не спешим.
— Какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).
— Вы помните, какие это звуки? (Гласные). Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом, и мы не строим преграду.
II. Знакомство с гласным звуком -И-
— Я расскажу рассказ про двух мальчиков.
Мальчики И-и-и-ван и Ди-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»- выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Иван никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветке куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
Артикуляция звука. (Вопросы и ответы:)_
— Как звали мальчиков? (И-и-и-ван и Ди-и-и-ма)
— Как звали птицу? (иволга)
— Какую пела песню иволга? (И-и-и.)
— Какой звук в этих словах слышали? (и)
— Правильно, звук -И-. Этот звук можно пропеть? Произнесем звук [И]. Спой его долго, протяжно. Воздух проходит свободно, губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).
У каждого из вас на парте лежат смайлики, символы звуков. Найдите по артикуляции смайлика, который произносит звук -И-
Индивидуальный раздаточный материал № 1. (Символы гласных звуков, смайлики)
(рисунок 1)
Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким квадратом обозначим звук и? (Красным). Показываем красный квадрат (у каждого ребёнка в коробочке символы гласных и согласных звуков: синие, красные и зелёные кружки)
(рисунок 2)
III. Развитие фонематических процессов.
1) Игра «Поймай звук И». Педагог произносит, дети слушают. Если слышат звук -И-, то «ловят»(хлопают).
— В звуковом ряду: А, У, И, И, А, И,О,И..
— В ряду слогов: МИ, МЫ, НЫ, НИ, ТЫ, ТИ
— В ряду слов: индюк, мышка, мишка, кот, кит, арбуз, игрушки.
2) Сегодня будем учиться определять позицию звука –И- в словах.
Рассмотри картинку, произнеси слово. Где произносишь и слышишь звук –И-вначале слова, в середине слова, на конце слова. Отметь на схеме кружком красного цвета позицию звука –И- в слове.
(рисунок 3)
3) «Подбери картинку к схеме»
Подобрать к схемам слова-картинки. (гласный звук стоит в середине слова: гласный звук стоит в нач; гласный звук стоит в конце)
(рисунок 4)
IY. Изменение существительных во множественном числе.
У Ивана в руке одна Игрушка, а у нас на полке-ИгрушкИ
(Взрослый называет слова в единственном числе, а ребёнок образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)
Примерный набор слов: носок – носки, чулок – чулки, гудок – гудки, замок – замки, комок – комки, песок – пески, мелок – мелки и т.п. (танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок)
Y. Физкультминутка. «Индюк».
Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар. (Руки на поясе)
Или медный самовар. (Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою. (Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
YI. Игра «Доскажи словечко»
Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней)
YII.Развитие слухового внимания..
Найти в сказке слова в которых слышим звук [И]. «Индеец Изумрудный Глаз». В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.
—Тебя как зовут? - спросил Игорь.
— Ириной. А тебя?
— Индеец Изумрудный Глаз! - гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?
— Надо говорить не индейкой, а индианкой.
— Нет, индейкой!
— Тогда ты будешь индюком!
Игорёк подумал и сказал:
— Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.
Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:
— Ой-ёй-ёй-ёй! — и бежать.
А Иринка ему вслед:
— Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А ещё Изумрудный глаз!
— Какие слова со звуком [И] встретились нам в рассказе? Ребятки, о чём этот рассказ? Правильно, этот рассказ о мальчике, который играл в индейца. Как зовут главных героев? О чём спорили Ирина и Игорь? Чего испугался Игорь?
YIII. Работа с буквой –И-
1) Знакомство с буквой –И-
Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Имя Игорь начинается со звука И . И напишем мы букву И. Наш друг Игорь с мамой ИрИной из бИсера выложил букву .
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
Молоток я раздобыл,
из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
— А какая буква? – ( И.)
2) Закрепление образа буквы –И-
а) –Раскрасьте в красный цвет все листики с гласной буквой –И-.
(рисунок 5)
б) Допишите букву –И-
(рисунок 6)
в) Письмо буквы –И-
— Напишем букву И в воздухе.
— А теперь возьмем палочки красного цвета (у детей набор счётных палочек) и выложим из них букву И. У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга, а потом соединить их палочкой наискосок.
г) Пропедевтика оптической дисграфии.
— Обведите правильно написанные буквы –И-
(рисунок 7)
IX. Итог занятия.
— С каким звуком мы сегодня играли?
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Что понравилось больше всего?