12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волобуева Лариса Николаневна90
Учитель географии, биологии, ОБЖ, ИЗО, Астрономии. Педагогический стаж 33 года.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
1

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи".

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»



УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ

«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА»

УКП «РДБ»







Конспект урока по ОБЖ (для учителя)

«Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Средства индивидуальной защиты кожи»

10 класс
















Автор материала: Волобуева Л. Н. - учитель географии, биолгии, ОБЖ

ГОУ РК «РЦО»





г. Сыктывкар

2023 г.


Аннотация.

Методическая разработка «Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи» посвящена проблеме применения СИЗ в настоящее время. Методическая разработка может быть полезна для учителей ОБЖ, учителей госпитальной школы. Методическая разработка была использована в образовательном процессе с учащимися, находящимися на длительном лечении, для учителей ОБЖ в УКП «РДБ».

Тема урока: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи».

Тип урока: урок изучения нового материала, урок - практикум.

Цели урока:

Обучающая: формировать навыки пользования и применения СИЗ;

Развивающая: способствовать формированию исследовательской, информационной и коммуникативной компетенций;

Практическая: научиться правильно выбирать средство защиты органов дыхания, научиться надевать противогаз

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, дисциплинированности и чувства ответственности через изучение правил поведения в ЧС, при необходимости применения СИЗ органов дыхания, кожи.

Задачи:

Образовательные:

- изучить устройство, принцип действия фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, простейших средств защиты органов дыхания;

- ознакомить с правилами пользования индивидуальными средствами защиты кожи.

Воспитательные:

- воспитание дисциплинированности и чувства ответственности через изучение правил поведения в ЧС, при необходимости применения СИЗ органов дыхания, кожи.

Метод проведения:

словесный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1.Актуализации прежних знаний

Предлагает фронтальный опрос по теме предыдущего занятия «Организация инженерной защиты населения»

Актуализируют прежние знания

Аналитическая беседа


Анализ, синтез, классификация, (познавательные УУД)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме предыдущего занятия «Организация инженерной защиты населения»

2.Мотивационный

Стимулирует познавательный интерес учеников, опираясь на исторические сведения, презентация

Просматривают презентацию, ведут учебный диалог, ставят учебные задачи, намечают пути их решения

Демонстрация презентации, аналитическая беседа

Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма (личностные УУД);

постановка и формулирования новых для себя задач в учёбе и познавательной деятельности

(познавательные УУД);

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

(регулятивные УУД);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

(коммуникативные УУД).

Учащимися самостоятельно поставлены учебные задачи занятия

3. Изучение нового материала

Организует и направляет деятельность учащихся,

Изучают новый материал «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи».


Анализ, синтез, смысловое чтение, слово учителя

Формирование навыков смыслового чтения, анализа и синтеза информации

Учащимися прочитаны и переработаны инструкции по определению размера противогаза, по надеванию противогаза, расширены знания о СИЗ

4. Практический

Организует и направляет деятельность учащихся, контролирует время и темп работы, организует представление промежуточных результатов

Изучают инструкцию по определению размера противогаза, по надеванию противогаза, выделяют в ней ключевые слова, отрабатывают навыки правильного надевания противогаза, получают новую информацию о СИЗ, наблюдают за демонстрацией СИЗ

Анализ, синтез, смысловое чтение, слово учителя, демонстрация СИЗ

Формирование навыков смыслового чтения, анализа и синтеза информации (логические УУД) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (личностные УУД);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми (коммуникативные УУД).

Учащимися отработаны навыки правильного надевания противогаза

5. Закрепление пройденного материала

Организует проверочную работу по теме «СИЗ»

Актуализируют новые знания

Проверочная работа из 8 заданий

Анализ, синтез, классификация, (познавательные УУД)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме «СИЗ»

6. Рефлексия

Организует процесс рефлексии, предлагает домашнее задание, оценивая степень практической направленности занятия, ведет к осознанию итога занятия

Ведут учебный диалог, возвращаются к учебным задачам занятия, анализируют результативность своей работы на нем, подводят общий итог занятия

Аналитическая беседа, синтез

Умение  создавать обобщения, строить  логическое рассуждение, делать выводы.

Определение практической значимости и перспектив проведенного занятия  

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- усвоение понятия «средства индивидуальной защиты», их классификацию, ознакомить с составными частями противогаза и алгоритмом его использования, а также ознакомиться с другими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

- умение работать с учебной литературой;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

УУД:

Личностные: 

- Раскрыть значимость знаний о СИЗ; осознание необходимости знаний об их использовании.

Регулятивные:

-  Вырабатывать алгоритмы поведения использования СИЗ при угрозе и во время ЧС.

Познавательные:

-  Изучать виды СИЗ органов дыхания, правила их использования.

Коммуникативные: 

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Материальное обеспечение:

Противогазы ГП-5, ватно-марлевая повязка, универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) «Шанс» - Е.

Литература:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. Издательство "Вентана-Граф», 2020 год.

Учебные вопросы:

1. Средства защиты органов дыхания.

2. Средства защиты кожи.

Приложения:

Презентация к уроку по ОБЖ в 10 классе «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи»



Ход урока.

I. Опрос по материалам предыдущего урока:

Фронтальный опрос по теме предыдущего занятия (Организация инженерной защиты населения) по следующим вопросам:

-Что понимают под защитными сооружениями?

-Какие типы защитных сооружений вы знаете?

-Что понимают под противорадиационным укрытием (ПРУ), чем они отличаются от убежищ?

- Простейшие укрытия? Как они оборудуются?


II. Изучение нового материала.

Вопросы на активизацию знаний по теме:

А). Какие средства защиты вы знаете?

Б). Перечислите индивидуальные средства защиты.

В). Что относят средствам массовой защиты?

Ребята! Я предлагаю вам пополнить уже имеющийся запас знаний о средствах индивидуальной защиты с помощью наглядных пособий.


Тема урока: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи».


Средства защиты органов дыхания.

К средствам защиты органов дыхания относятся:

1.1 Противогазы (фильтрующие, шланговые и изолирующие): ГП-5, ГП-7,

1.2 Детские противогазы:

- ДП-6М – детский противогаз, предназначенный для детей младшего возраста от 1,5 до 12 лет;

- ДП-6 – детский противогаз, предназначенный для детей старшего возраста от 12 до 17 лет;

- ПДФ-7 – противогаз детский фильтрующий, предназначенный для детей в возрасте от 1,5 до 17 лет;

- ПДФ-Д – противогаз детский фильтрующий дошкольный, предназначенный для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

- ПДФ-Ш – противогаз детский фильтрующий школьный, предназначен для детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Для защиты детей в возрасте до 1,5 лет используются камеры защитные детские КЗД-4,

КЗД-6.

2. Камеры защитные детские: КЗД-4, КЗД-6.

3. Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) «Шанс» - Е.

4. Респираторы.

5. Простейшие средства защиты органов дыхания:

- противопыльная тканевая маска;

- ватно-марлевая повязка;

- Маска ПТМ-1.

К средствам защиты кожи относятся: защитные комплекты, комбинезоны и костюмы. Они изготовлены из эластичной специальной и морозостойкой прорезиненной ткани.


1. Противогазы

В защите нуждаются, прежде всего, органы дыхания и кожные покровы человека. Самое надежное средство защиты органов дыхания – это противогаз. Он не дает проникнуть в легкие ядовитым газам отравляющим веществам и болезнетворным микробам, а также защитит от их воздействия органы дыхания, лицо и глаза. В принципе современный противогаз сохранил устройство, которое изобрел еще в начале прошлого века русский ученый-химик Зелинский.


1).История создания российского противогаза. Профессор Зелинский.

Появление противогаза связано с появлением нового вида оружия массового поражения - химического оружия. Отравляющие вещества впервые применили в Первую мировую войну войска кайзеровской Германии против позиций англо-французских войск. Во время 1-й мировой войны в боях у Ипра германские войска впервые применили химическое оружие: 22.4.1915 — хлор, 12.7.1917 — горчичный газ ИПРИТ (поражает глаза, кожу, верхние дыхательные пути и легкие).

Необходимо было в короткие сроки создать надежные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. В июне 1915 на заседании противогазовой комиссии при Русском техническом обществе Зелинский впервые доложил о найденном им средстве. В конце 1915 инженер Э. Л. Куммант предложил использовать в конструкции противогаза резиновый шлем. Из-за преступной задержки с внедрением противогаза по вине командования армии только в феврале 1916 после испытаний в полевых условиях он, наконец, был принят на вооружение. К середине 1916 было налажено массовое производство противогазов Зелинского-Кумманта. Всего за годы Первой мировой войны в действующую армию было направлено более 11 миллионов противогазов, что спасло жизнь миллионам русских солдат.

Предложенная конструкция оказалась на­столько удачной, что стала прообразом современных фильтрующих противогазов. Постоянно совершенствуясь, противогаз дошел до наших дней и остается наиболее распространенным средством защиты органов дыхания.


2). Для чего нужны средства индивидуальной защиты?

Известно, что в военное время не только против действующей армии, но и против мирного населения могут быть применены радиоактивные и отравляющие вещества, бактериальное оружие. Для сохранения жизни и здоровья людей от такой угрозы созданы средства индивидуальной защиты.


3). По принципу защиты средства индивидуальной защиты делятся на:

фильтрующие и изолирующие. Например: человек, надевший фильтрующий противогаз, дышит предварительно очищенным воздухом, а надевший изолирующий противогаз – смесью кислорода, находящегося в баллоне, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа.


4). По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на

средства, изготовленные промышленностью (табельные), а также, простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

Его главные защитные элементы – резиновый шлем-маска и противогазовая коробка, заполненная адсорбирующим, т. е. впитывающим и фильтрующим веществом, например активированным углем.

Чтобы противогаз надежно защищал, необходимо подбирать его по размерам головы.


5). Размеры.

Лицевую часть противогаза изготавливают трех ростов. Подбор необходимого размера противогаза осуществляется на основании результатов измерения мягкой сантиметровой лентой горизонтального и вертикального обхвата головы. Вертикальный обхват – измерение по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок.

Горизонтальный обхват – измерение головы по замкнутой линии, проходящей спереди по надбровным дугам, сбоку – на 2-3см выше края ушной раковины, и сзади – через наиболее выступающую точку головы. Измерения округляются с точностью до полсантиметра.


Определение размера шлем - маски противогаза типа ГП-5

t1679328232aa.jpg






Если результат измерения обхвата головы от подбородка до темени:

- до 63см – размер нулевой(0);

- от 63,5 до 65,5см – первый размер(I);

- от 66 до 68см – второй размер(II);

- от 68,5 до 70,5 – третий размер(III);

-от71 см и более – четвертый размер(V).

Определение размера шлем - маски противогаза ГП-7.

Результат измерения:

- до 118,5см положение упоров лямок 4, 8, 8 (рост первый);

- 121,5 - 123.5см – 3, 7, 8 (рост второй);

- 124 - 126см – 3, 6, 7 (тоже второй рост);

- 126,5 - 128,5см – 3,7,7 (третий рост);

- 129 - 131см – 3, 5, 6 (третий рост);

- от 131,5см и более – 3, 4, 5 (тоже третий рост).


7). Гражданский противогаз ГП-7.

Сегодня противогаз значительно усовершенствован. Например, одна из последних моделей – гражданский противогаз ГП-7 не только надежно защищает от многих отравляющих и химически опасных веществ, но и от радиоактивной пыли и бактериальных средств.

Он имеет ряд преимуществ по сравнению со старыми образцами: уменьшено сопротивление дыханию, обеспечена более надежная герметизация. Это позволило увеличить время пребывания в противогазе, им могут пользоваться престарелые люди, больные с легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И, что немаловажно, люди в противогазах имеют возможность общаться между собой: маски снабжены переговорным устройством.

Состав противогаза ГП-7:

лицевая часть; фильтрующе-поглощающая коробка; трикотажный чехол; узел клапана вдоха; переговорное устройство (мембрана); узел клапана выдоха; обтюратор; наголовник (затылочная пластина); лобная лямка; височные лямки; сумка.

Противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что имеет устройство для приема воды.

Проведенные испытания показали, что гражданские противогазы ГП-5 и ГП-7, а также детские противогазы ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-1, ПДФ-2, ПДФ-2Д наряду с защитой от ОВ защищают от сероводорода и других вредных газов.

С целью расширения возможностей противогазов по защите от АХОВ для них созданы дополнительные патроны: гопкалитовые (ДПГ-1 и ДПГ-3). Внутри патрона ДПГ-1 два слоя: специальный поглотитель и гопкалит. В ДПГ-3 - один слой поглотителя. Наружный воздух, попадая в фильтрующе-поглощающую коробку противогаза, предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ, поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных примесей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на фильтрующе-поглощающую коробку противогазов ГП-5, ГП-7. На дне его нарезана внутренняя резьба для присоединения к фильтрующе-поглощающей коробке ГП-5 или ГП-7.


8). Детский противогаз.

Для защиты детей используются камеры защитные детские (КЗД) и фильтрующие противогазы:

- ДП-6М – детский противогаз, предназначенный для детей младшего возраста от 1,5 до 12 лет;

- ДП-6 – детский противогаз, предназначенный для детей старшего возраста от 12 до 17 лет;

- ПДФ-7 – противогаз детский фильтрующий, предназначенный для детей в возрасте от 1,5 до 17 лет;

- ПДФ-Д – противогаз детский фильтрующий дошкольный, предназначенный для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

- ПДФ-Ш – противогаз детский фильтрующий школьный, предназначен для детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Лицевые части детских противогазов дополнительно дифференцированы по ростам, в зависимости от возраста ребенка и размера его головы. У противогазов для детей дошкольного и младшего школьного возраста лицевая часть выполнена в виде масок двух типов:

МД-1 — маска детская для противогазов ДП-6М, ДП-6, ПДФ-7; МД-3 — маска детская для противогазов ПДФ-Д, ПДФ-Ш; шлем-маска — для детей старшего возраста, для противогазов ПДФ-Ш.

Для защиты детей в возрасте до 1,5 лет используются камеры защитные детские КЗД-4,

КЗД-6. Камера состоит из оболочки (2 полотнища прорезиненной ткани), натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку с двух сторон вмонтированы два диффузионных сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластина (окно), через которую следят за состоянием и поведением ребенка. В верхней части оболочки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком.


9). Использование противогаза.

Противогаз носится в следующих положениях:

Камеру можно носить в руках, на тесьме через плечо, устанавливать на шасси детской коляски или на санки. В случае повреждения противогаза им какое-то время можно пользоваться в условиях ЧС. Так, например, если возник большой разрыв шлем-маски, разбито стекло, то следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску. Затем отвинтить фильтрующе-поглощающую коробку и ее горловину взять в рот, закрыть пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз). Итак, Вы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты, средства защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз, изучили гражданские противогазы ГП-5 и ГП-7.


Положение №1 — Походное: Противогаз располагается в сумке на левом боку и на уровне пояса. Все пуговицы застёгнуты.

Положение №2 — Наготове: Если есть угроза заражения. По команде «Внимание!» необходимо передвинуть противогазную сумку на живот и расстегнуть пуговицы.

Положение №3 — Боевое: По команде: «Газы!» надеть противогаз.

Порядок надевания противогаза:

- По команде «Газы!» задержать дыхание, не вдыхая воздух.

- Закрыть глаза.

- Достать противогаз из противогазной сумки, левой рукой доставая противогаз, а правой держа сумку снизу.

- Перед надеванием противогаза расположить большие пальцы рук снаружи, а остальные внутри.

- Приложить нижнюю часть шлем-маски на подбородок.

- Резко натянуть противогаз на голову снизу вверх.

- Выдохнуть.

Необходимо, чтобы после не образовалось складок, очковый узел должен быть расположен на уровне глаз.

- Перевести сумку на бок.

Снятие:

По команде «Отбой!» брать указательными пальцами под ушами и вытягивать снизу вверх.

Убрать противогаз в противогазную сумку.

Застегнуть пуговицы

Нормативы:

Норматив №1


Ошибки, снижающие оценку на 1 балл

Оценки

5

4

3

Надевание противогаза

И.П.Противогаз в походном положении.

Неожиданно подается команда «Газы!»

-не закрыл глаза и не задержал дыхание;

-не сделал полный выдох;

-шлем-маска одета с перекосом;

«неуд» - складки, пропускающие воздух;


7с.

8с.

10с.


2. Респираторы.

Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. В системе гражданской обороны наиболее часто используются респираторы

Р-2 и Р-2Д.

Респиратор Р-2 предназначен для оснащения личного состава аварийно-спасательных формирований и других сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а Р-2Д – для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет.

Существуют два типа респираторов:

респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью;

респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединяемых к полумаске.

По назначению респираторы подразделяются на:

противопылевые;

противогазовые;

газо-пылезащитные.

В зависимости от срока службы респираторы бывают: одноразового применения (ШБ-1 «Лепесток», «Кама», У-2К, Р-2) и многоразового использования (РПГ-67, РУ-60М, в них предусмотрена замена фильтров).

В мирное время респираторы широко применяются:

- в шахтах, на рудниках, где возможно скопление опасного газа – метана,

- на химически вредных и запыленных предприятиях,

- при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве.

- на атомных электростанциях,

- металлургических предприятиях и других работах.


3. Простейшие средства защиты органов дыхания.

Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты – противопыльной тканевой маской или ватно-марлевой повязкой. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств.

Маска ПТМ-1 состоит из двух основных частей корпуса и крепления. В корпусе имеются смотровые отверстия, в которые вставляются стекла или пластины плексигласа, целлулоида или какого-либо другого прозрачного материала. Корпус маски изготавливается из 4-5 слоев ткани, причем верхние из неплотной ткани (бязь), а внутренние их более плотной ткани (фланель, байка).

Маски самостоятельно изготавливаются семи размеров. Их размеры зависят от «высоты» лица человека, то есть расстояния между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

Первый размер – при высоте лица до 80мм,

второй – от 81 до 90мм,

третий – от 91 до 100мм,

четвертый – от 101 до 110мм,

пятый – от 111 до 120мм,

шестой – от 121 до 130мм,

седьмой – от 131 и более.

Ватно-марлевая повязка изготавливается так:

- берут кусок марли 100 х 50см;

- в средней части куска на площади 30 х 20см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2см

- свободные от ваты концы марли (около 30-35 см) с обеих сторон разрезают посредине ножницами, образуя две пары завязок

Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5-6 слоев марли.

Ватно-марлевую (или просто марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин, при этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.


4. Средства защиты кожи.

Однако, при опасности радиационного, химического и бактериологического заражения, при авариях и стихийных бедствиях с выбросом отравляющих веществ необходимо защитить не только дыхательные органы, но и все тело, и кожу человека. Попадание в больших количествах радиоактивных веществ на открытые участки кожи может вызвать ее поражение – кожные ожоги.

По своему назначению средства защиты кожи делятся на:

- специальные (табельные);

- простейшие.

Средства защиты кожи, их назначение и правила пользования
Специальные (так называемые, табельные) средства защиты кожи — это куртки с капюшонами и комбинезоны, изготовленные из таких материалов, которые не пропускают ни капли, ни пары ядовитых веществ. Эта спецодежда предназначена для отрядов и бригад гражданской обороны и служб по чрезвычайным ситуациям, которые проводят спасательные и аварийно-восстановительные работы в очагах ядерного, химического и бактериологического заражения.

По принципу защитного действия они бывают:

- изолирующие (воздухонепроницаемые);

- фильтрующие (воздухопроницаемые). К изолирующим средствам защиты относятся: легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон и костюм, общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Легкий защитный костюм Л-1 обеспечивает защиту кожи отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериологических средств при проведении различных работ. Костюм изготавливают трех размеров:

первый – для людей ростом до 165см;

второй – от 165 до 172см;

и третий – выше 172см.

Защитный комбинезон состоит из сшитых в одно целое брюк, куртки и капюшона. Изготавливают его из прорезиненной ткани. Применяется для защиты кожи при выполнении работ в условиях сильного заражения.

В комплект защитного костюма входят: куртка, брюки, резиновые перчатки, сапоги и подшлемник.

Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок и перчаток.

Для защиты от паров вниз под комплект надевают специальное обмундирование. Защитный плащ бывает пяти размеров:

- первый – для людей ростом до 165см;

- второй – от 165 до 170см;

- третий – от 171 до 175см;

- четвертый – от 176 до 180см;

- и пятый – выше 180см, соответственно.

Норматив одевания ОЗК на оценку «отлично» составляет:

В виде комбинезона (3Б) — 4 мин 35 сек

В виде плаща (3А) — 3 мин. (Подаётся команда: «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть! Газы!»).

В виде накидки. (Действия по сигналу «Химическая тревога») — 35 сек
Но кроме табельных, как мы уже сказали, есть и простейшие средства защиты кожи. Для этого может быть использована прежде всего, производственная одежда – куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, лучше из брезента, огнезащитной и прорезиненной ткани, грубого сукна. Они могут защитить от попадания на кожу не только радиоактивных веществ, например, при аварии на атомной станции, но и от капель, паров многих отравляющих веществ. Даже предметы бытовой одежды могут быть пригодны для этой цели: плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытой хлорвиниловой пленкой. До 2-х часов могут защищать тело человека также и зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Для защиты ног лучше всего годятся резиновые сапоги, боты и галоши. Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие отравляющие вещества до 6 часов. Руки предохранят резиновые или кожаные перчатки, рукавицы из брезента, голову нужно повязать плотным платком или надеть шапку-ушанку.


III. Практическая часть.

Этапы надевания противогаза:

1) закрыть глаза и задержать дыхание;

2) снять головной убор;

3) из сумки вынуть шлем-маску и надеть ее;

4) сделать полный выдох;

5) открыть глаза;

6) возобновить дыхание;

7) надеть головной убор.


IV. Закрепление пройденного материала:

1. Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

2. Кто и когда впервые создал противогаз?

3.Чем отличается противогаз ГП-5 и ГП-7?

4. Какие существуют средства защиты детей до 1,5 лет?

5. Для чего применяются респираторы?

6.Перечислите средства индивидуальной защиты кожи.

7.Какие СИЗ наиболее эффективны в настоящее время в условиях пандемии?


V. Рефлексия.

1.Полезна ли была информация о СИЗ и их применении?

2.Для чего необходимы эти знания в мирной жизни?

3.Насколько важно чувствовать свою ответственность за безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях?

4.Насколько важно чувствовать свою ответственность за безопасность в настоящее время в условиях пандемии?


VI. Домашнее задание: Учебник § 20.



Проверочная работа по теме

«Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства защиты»


Инструкция для обучающихся.

1. На выполнение контрольной работы отводится 10 минут.

2. Тестирование включает в себя 8 заданий базового уровня сложности.

3. При выполнении работы нужно стремиться правильно выполнить как можно больше заданий и, таким образом, набрать больше баллов. Все баллы, полученные за правильно выполненные задания, суммируются.

Задание 1.

Этапы надевания противогаза:

1) снять головной убор;

2) сделать полный выдох;

3) возобновить дыхание;

4) закрыть глаза и задержать дыхание;

5) открыть глаза;

6) надеть головной убор;

7) из сумки вынуть шлем-маску и надеть ее.

Задание 2.

Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

1.Противогазы

2.Простейшие средства защиты кожи (резиновые сапоги, кожаная одежда)

3.Респираторы

4.Медицинские маски

5.Лёгкий защитный костюм Л-1

6.Общевойсковой защитный комплект

7.Комплект защитной и фильтрующей одежды

8.Ватно-марлевые повязки

9.Защитная фильтрующая одежда

Задание 3.

Кто и когда впервые создал противогаз?

Задание 4.

Чем отличается противогаз ГП-5 и ГП-7?

Задание 5.

Какие существуют средства защиты детей до 1,5 лет?

Задание 6.

Где и для чего применяются респираторы?

Задание 7.

Перечислите средства индивидуальной защиты кожи.

1.Простейшие средства защиты кожи (резиновые сапоги, кожаная одежда)

2.Респираторы

3.Лёгкий защитный костюм Л-1

4.Общевойсковой защитный комплект

5.Медицинские маски

6.Комплект защитной и фильтрующей одежды

7.Ватно-марлевые повязки

8.Защитная фильтрующая одежда

9.Противогазы

Задание 8.

Какие СИЗ наиболее эффективны в настоящее время в условиях пандемии?

1.Респираторы

2.Лёгкий защитный костюм Л-1

3.Медицинские маски

4.Комплект защитной и фильтрующей одежды

5.Ватно-марлевые повязки

6.Защитная фильтрующая одежда

7.Противогазы


Система оценивания отдельных заданий.

За верное выполнение каждого задания обучающийся получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие обучающийся получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 8

При переводе баллов в отметку учитывается уровень выполнения всех заданий работы:

Менее 50% - 4 балла – отметка «3»

Более 50% до 80% - 5, 6 баллов – отметка «4»

Более 80% - отметка «5».

задания

Ответ

задания

Ответ

1.

4172536

5.

Для защиты детей используются камеры защитные детские (КЗД)

2.

1348

6.

Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.

В мирное время респираторы широко применяются:

- в шахтах, на рудниках, где возможно скопление опасного газа – метана,

- на химически вредных и запыленных предприятиях,

- при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве.

- на атомных электростанциях,

- металлургических предприятиях и других работах.

3.

Русский ученый-химик Николай Дмитриевич Зелинский, в 1915 году

7.

13468

4.

По сравнению с ГП-5,в ГП-7 уменьшено сопротивление дыханию, обеспечена более надежная герметизация. Это позволило увеличить время пребывания в противогазе, им могут пользоваться престарелые люди, больные с легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, в противогазах ГП-7 можно общаться между собой: маски снабжены переговорным устройством.

8.

135




18


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.