Конспект урока по окружающему миру
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку «Начальная школа»
Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе по теме: «Знакомство с природной зоной - Арктика»
Пояснительная записка
Автор | Щекина Светлана Александровна МОУ «Шипицынская СОШ» |
Название публикации | Урок в начальной школе по окружающему миру «Знакомство с природной зоной -Арктика» |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
УМК | Школа России |
Цель | Расширить представления об Арктике |
Задачи | Познакомить учащихся с особенностями растительного и животного мира Арктики; Развить познавательный интерес и творческие способности; Формировать умение анализировать и систематизировать информацию. |
Краткое описание | Работа на уроке состоит из нескольких этапов: 1) организационный момент; 2) Обсуждение темы - беседа; 3) Просмотр видео, рассказ учителя. 4) Практическая часть – работа в рабочей тетради. 5) Рефлекси |
Формы учебной деятельности | Групповая, индивидуальная |
Методические рекомендации | Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру «Знакомство с природной зоной - Арктика» может быть полезна педагогам начальных классов, молодым специалистам, студентам для выполнения педагогической практики. |
Использованные источники | Интерактивная доска, видео-презентация- https://rutube.ru/video/c549125500a0c787e07850f1998e387a/?r=plwd , рабочая тетрадь, альбомы, краски, карандаши. |
Изучение данной темы в настоящее время актуально, так как помогает детям осознать ценность природы Арктики и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Методы:
словесный (беседа, рассказ)
наглядные (просмотр видео);
практические (рабочая тетрадь для обучающихся)
Рабочая тетрадь (собственная разработка) помогает систематизировать знания, а также стимулирует учеников к самостоятельному обучению через творческие задания.
Ход урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент | Индивидуальная работа | Приветствует учащихся. Объясняет цели и задачи урока. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Учитель: «Прозвенел звонок для нас, Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Арктике. Наш урок будет необычным — мы не только узнаем о животных и растениях, но и будем творчески их изображать!" |
2.Вводная часть (Обсуждение темы) | Коллективное обсуждение | Задает вопросы, активизируя знания: "Что вы знаете о холодных регионах? Где находится Арктика? Почему там так холодно?" Работа с рабочей тетрадью: | Слушают учителя, высказывают свои предположения и знания. | Учитель: "Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об Арктике. Где она находится? Почему там так холодно?" Учитель: "Ребята, на этом уроке нам поможет рабочая тетрадь. В ней вы найдете интересные задания, которые помогут нам глубже понять тему, закрепить знания и проявить свои творческие способности. Мы будем работать с тетрадью на разных этапах урока, поэтому держите её под рукой. А теперь откроем и начнем с первого задания!" |
3. Просмотр видео | Коллективная работа | Включает видео Комментирует ключевые моменты. | Смотрят видео, запоминают детали, отвечают на вопросы после просмотра. | Учитель: "Сейчас мы посмотрим видео о жизни в Арктике. Обратите внимание, как двигаются животные и выглядят растения." |
3.1. Рассказ о растениях Арктики | Лекция | Акцент внимание на видео с 02:45, показывает изображения растений: мхи, лишайники, карликовые кустарники. Объясняет, как растения выживают в холодных условиях, их особенности. | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении, пытаются понять, как растения адаптировались к климату Арктики. | Учитель: "В Арктике растут мхи и лишайники, которые не нуждаются в почве, их можно встретить прямо на камнях. Почему они такие маленькие? Потому что растения должны выживать в условиях очень низких температур." |
3.2. Рассказ о животных Арктики | Лекция | Акцент внимание на видео с 03:45, показывает изображения животных: белые медведи, моржи, тюлени, арктические птицы. Объясняет особенности их жизни в условиях холода. Работа с рабочей тетрадью: | Внимательно слушают, задают вопросы, обсуждают, какие особенности помогают животным выживать в Арктике. | Учитель: "В Арктике обитают такие животные, как белые медведи, моржи, тюлени. У каждого из них есть свои особенности, чтобы выжить в ледяных условиях." |
4. Практическая работа (рисование) | Индивидуальная работа | Объясняет задание: "Ваша задача — нарисовать одно из животных или растений Арктики. Используйте знания, которые мы только что обсудили." Работа с рабочей тетрадью: | Выбирают одно животное или растение для рисования. Рисуют, используя акварельные краски, карандаши, цветные маркеры. | Учитель: "Выберите одно животное или растение из Арктики и нарисуйте его. Подумайте, как можно изобразить пушистую шерсть медведя или маленькие листья лишайников." |
5. Презентация и обсуждение работ | -Выставка работ | Ведет обсуждение, помогает каждому ребенку представить свою работу, задает вопросы: "Что ты изобразил? Как это животное или растение приспособилось к Арктике?" | Представляют свои работы, рассказывают, что они нарисовали, объясняют, почему выбрали именно это существо или растение. | Учитель: "Посмотрите, сколько замечательных работ! Теперь давайте расскажем о том, что мы нарисовали. Почему вы выбрали именно этого медведя или растение?" |
6. Заключение | Обсуждение | Подводит итоги урока, задает вопросы для обобщения: "Что нового мы узнали о растениях и животных Арктики? Почему важно охранять этот регион?" Работа с рабочей тетрадью: | Слушают, подводят итоги, делятся своими мыслями о важности охраны природы. | Учитель: "Какие выводы мы можем сделать? Почему важно сохранять природу Арктики? Какие животные и растения нуждаются в нашей защите?" |
7. Домашнее задание | Индивидуальная работа | Объясняет домашнее задание: "Напишите сочинение о выбранном вами животном или растении Арктики, расскажите, как оно приспособилось к жизни в суровых условиях." Работа с рабочей тетрадью: | Записывают домашнее задание, уточняют вопросы. | Учитель: "Ваше задание: выберите одно из животных или растений Арктики и напишите о нем небольшое сочинение. Расскажите, как оно выживает в таких суровых условиях." |
Рабочая тетрадь к уроку "Растительный и животный мир Арктики" (3 класс)
Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь учащимся закрепить материал, который они изучат на уроке, а также развить их творческие и исследовательские навыки. Тетрадь включает задания, которые помогут ребенку лучше понять особенности арктической природы, а также научиться использовать полученные знания на практике через рисование и письменные задания.
Задание 1. "Что я знаю об Арктике?"
Ответь на вопросы:
- Где находится Арктика? Подчеркни правильный ответ:
- На Южном полюсе / На Северном полюсе.
- Почему в Арктике так холодно? Напиши свою версию:
Задание 2. "Мои ассоциации"
Запиши 3 слова, которые приходят на ум, когда ты слышишь слово "Арктика":
- ________________2. __________________3. _________________
Растительный мир Арктики
Задание 3. "Растения-супергерои"
Рассмотри изображения мхов, лишайников. Допиши предложения:
- Эти растения выживают в Арктике, потому что...
- Они очень __________ (маленькие/большие).
- Они растут прямо на __________ (песке/камнях).
- Им не нужна глубокая __________ (почва/вода).
Животный мир Арктики
Задание 4. "Кто здесь живет?"
Соедини животное с его особенностью:
- Белый медведь ➔ Длинные клыки для защиты.
- Морж ➔ Толстый слой жира и белая шерсть
- Тюлень ➔ Белое оперение для маскировки.
- Полярная сова ➔ Гладкое тело для плавания.
Творческая мастерская
Задание 5. "Портрет арктического животного/растения"
Нарисуй животное или растение Арктики и напиши, как оно приспособилось к холоду:
[Место для рисунка]
[Место для описания]
Задание 6. "Интервью с белым медведем"
Придумай 3 вопроса, которые бы ты задал белому медведю:
1.
2.
3.
Рефлексия
Задание 7. "Что я узнал?"
Заполни таблицу:
Что я узнал | Что меня удивило | Что я хочу узнать ещё |
Задание 8. "Важно сохранять Арктику!"
Напиши 2 причины, почему нужно защищать Арктику:
1.
2.
Домашнее задание
"Сочинение-исследование"
Используй план:
- Название животного или растения.
- Где обитает?
- Особенности (внешность, питание, адаптации).
- Почему важно его охранять?
- Нарисуй это животное или растение, постарайся передать его особенности (цвет, форму, среду обитания).
[Место для текста]
[Место для рисунка]
Критерии самооценки работы на уроке, подчеркни то, что ты считаешь верным:
- Я активно участвовал в обсуждении.
- Я аккуратно выполнил задания.
- Я узнал много нового об Арктике.