12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Дьякова565
4

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме «Разнообразие животных. Цепи питания»



Тема урока: Животные. Разнообразие животных. Цепи питания

Цели урока:

  • Ознакомить с классификацией животных и их групповыми признаками, с классификацией животных по типу пищи;
  • Рассмотреть цепи питания и научить их составлять ;
  • Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов

Задачи:

  • познакомить детей с группами животных и их основными признаками, повторить имеющиеся знания о животных;
  • Учить распознавать группы животных по признаку питания.
  • Учить выстраивать объекты природы в цепи питания.
  • Учить определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление причинно-следственных связей)
  • Коррекция и развитие зрительных восприятий, развитие слухового восприятия
  • Воспитывать интерес к учебе, предмету.

 

Ход урока

1. Организационный момент

 

2.Проверка домашнего задания

 

1.Устный опрос

  1. Как называется наука, изучающая растения?
  2. Назовите, из каких частей царство растений состоит?
  3. . Какую роль играют растения в жизни людей? - животных? (человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)
  4. Почему становятся редкими растения?
  5. Где нужно собирать лекарственные растения?
  6. Как можно ходить по лесу?
  7. Что такое вытаптывание?
  8. Назовите 5 редких растений.
  9. Для чего нужны ботанические сады? заповедники?
  10. Расскажите правила друзей природы.

 

2. Кроссворд «Растения»

  1. Это растение первым появляется весной и поэтому страдает от рук человека. (Подснежник)
  2. Зацветает это растение в июле, когда хорошо прогрелась вода. Цветок – самый крупный среди наших цветковых растений. может достигать 20-30 см!. После опыления цветок опускается под воду, где завязывается и созревает плод . Это коробочка, действительно похожая на кувшинчик. Отсюда – название цветка. Созревшие семена всплывают и переносятся течением и водоплавающими птицами. (Кувшинка белая)
  3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая, Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
  4. Цветет он всего 3-4 недели, с конца апреля до середины мая. Его симпатичные пушистые фиолетовые цветочки любители сразу начинают собирать и продавать на каждом углу. Между тем, рвать эту траву нельзя, потому, что это редкое растение занесено в красную книгу. По старинной легенде, эту травку так назвал охотник, который подсмотрел, как медведь выкопал из земли корень растения, съел его и сразу уснул. С тех пор люди используют ее успокаивающее и снотворное действие. И сейчас, сушеную сон-траву кладут под подушку, чтобы увидеть сладкие сны.. (Сон-трава)
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)
  6. В разных регионах России растение называют разными именами: купава, купавка, огоньки, колотушки, жарки, бубенчики.. У наших предков яркие весёлые цветы-шары считались вестниками Купалы, за что и получили свое название. Цветение купальниц приходилось как раз на празднование языческого дня Иваны Купалы. (Купальница)
  7. Это растение имеет множество народных названий, среди них «собачьи языки», «сердечник», «вымечко», «кукушкины слезки», «дикая орхидея». Распространён он в умеренном поясе всего северного полушария. Растение предпочитает холодный климат, оно растёт на богатых известковых почвах опушек леса и влажных предгорий  многолетнее травянистое растение с очень декоративными соцветиями и множеством лекарственных свойств. Именно благодаря своей пользе ятрышник десятилетиями уничтожался и сегодня внесен в Красную книгу как исчезающее растение... (Ятрышник)
  8. это однолетнее растение, которое живет в воде. Гибкий плавающий в воде стебель прикрепляется ко дну прошлогодним плодом, как якорем. При подъеме уровня воды он легко отрывается от грунта и становится свободно плавающим, пока снова не укоренится на мелководье. Листья, похожие на березовые листочки, образуют розетку и располагаются мозаично благодаря разной длине черешков, и поэтому на поверхности воды плавают «звезды», похожие на вязаные ажурные салфетки.
  9. Плоды этого растения – костянки с вкусным белым семечком внутри, величиной 2–2,5 см, с четырьмя твердыми изогнутыми «рогами». Поэтому чилим еще называют рогульник, чертов орех, рогатый орех, водяной каштан.(Водяной орех)

 


 

3. Изучение нового материала

1. Ознакомление с темой урока

Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)

Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)

Мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

2. Актуализация

Учитель: - Ребята, я расскажу вам одну историю.

Жили – были две подруги – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. Назовите из каких частей оно состоит?
Ученики: - Хвойные, цветковые, папоротники, мхи, водоросли.


Учитель: - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Важную» книгу, где животные все были представлены  по группам, они разбежались,  растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)

 

Наука о животных называется зоология. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. С некоторыми вы уже знакомы с уроков окружающего мира 2 класса.

Попробуйте их вспомнить? (Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие, насекомые)

По мере ответов детей на доске переворачиваются соответствующие карточки с пустой белой стороны надписью вверх

– Какие группы животных вы знаете?

Звери 

Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком). Еще их называют млекопитающие. Я думаю, вы догадались почему.

Птицы 

По какому признаку вы их определили? ( Тела покрыты перьями, летают)

Все ли птицы летают? (Нет)

Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)

Есть птицы, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. Это пингвины.

Рыбы 

Каковы их признаки? (Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами).

Каких рыб вы знаете?

Анабас Анабас, или рыба-ползун, обитающая в Южной Азии, -единственная рыба, выходящая на сушу и даже влезающая на деревья. Она гуляет по земле в поисках более подходящего места обитания. Жабры анабаса приспособлены к поглощению кислорода из влажного атмосферного воздуха.


 

Насекомые 

Назовите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)

Жуки-черепахи ярко окрашены в жёлтый цвет. На надкрыльях имеется некоторое количество чёрных или тёмно-коричневых пятен. Сам жучок внешне похож на черепаший панцирь, об этом говорит его форма. Но что в этом интересного может быть? Ведь многие жуки и клопы имеют форму черепах. Но не просто так жук-черепаха попал в рейтинг самых удивительных насекомых.

Он умеет создавать оптические иллюзии, выделяя прозрачную жидкость на надкрылья. Она, в свою очередь, выполняет функцию своеобразной лупы. Визуально он увеличивается, а тот, кто хотел ранее на данного жука напасть, сразу же начинает бояться.

Относится к жукам. Окрас красный (надкрылья), отличительной чертой является длинный хоботок. Длина – два с половиной сантиметра. Удивительна не только внешность, но и способ размножения. Всем может показаться, что этот длинный хоботок может потребоваться долгоносику-жирафу для более удобного сбора нектара. Но это не так.

Самец ищет листья растений и складывает их в трубочку, применяя свой хобот в качестве инструмента, а самка откладывает туда одно единственное яйцо. Если самец этого не сделает, самка не сможет отложить яйцо. Практически все виды жуков-долгоносиков имеют длинные хоботки, но у каждого конкретного вида его назначение может меняться.

Земноводные 

Эти животные вам тоже знакомы. Назовите их. (Лягушки, жабы, тритоны) эти животные могут жить на земле и в воде. Поэтому их назвали … (земноводные)

3. Рассказ учителя

Пресмыкающиеся 

Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.

У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.

Паукообразные 

К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8 ног (4 пары).

Черви 

В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают.

Ракообразные 

Следующую группу животных называют – ракообразные. К ним относятся раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания– жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

Моллюски 

Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной. Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.

Иглокожие

Еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся– морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.

4. Игра «Найди лишнее и объясни»

Карась, щука, лягушка, сом -Рыбы

Крокодил, улитка, змея, черепаха – Пресмыкающиеся

Орел, филин, сова, бабочка – Птицы

Леопард, пингвин, морж, медведь- Звери

Краб, рак, морская звезда, омар –Ракообразные

Пчела, бабочка, паук, кузнечик - Насекомые

5. Физминутка – игра на внимание

«Позвоночное-непозвоночное животное» -подними руки, ели позвоночное,-хлопни, если беспозвоночное

Бабочка, рыба, червяк, тигр, кузнечик, паук, лягушка, морская звезда, ящерица, рак, змея, улитка, еж.

 

6. Продолжение изучения нового материала

-Итак, к какой из групп отнесем Ежа? (млекопитающие)

1.Инсценировка сказки Сладкова 

Бежал ежик по дорожке, только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». Повстречался с улиткой и говорит: «Ну-ка, улитка, давай наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».

Глупая улитка говорит: «Давай!»

Пустились улитка и еж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ежик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.

Дальше побежал – только пяточки замелькали. Повстречал лягушку-квакушку и говорит: «Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».

Пустились лягушка и еж. Прыг-прыг лягушка, туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Съел лягушку и дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит, филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. «Ничего, – думает еж, – у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел – сейчас и до филина доберусь».

Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: «Давай, филин, наперегонки. А коли догоню – съем!» Филин глазищи прищурил и отвечает: «Бу-бу-будь по-твоему!»

Пустились филин и еж.

Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. «Крылья мои, – кричит, – быстрее твоих ног, ногти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не лягушка с улиткой – сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!»

Испугался еж, но не растерялся: съежился да под корни закатился. До утра там и просидел.


 

2. Беседа

– Кем пообедал еж?

– Какую еще пищу ест еж?

– Почему еж испугался филина?

– Кем питается филин? Может ли он есть растения?

Как его назвать?

Догадались ли вы, о чем мы будем говорить? ,

Животные которые питаются растениями? Растительноядные.

Животные, которые питаются насекомыми? Насекомоядные.

Животные, которые охотятся на других животных, одни едят других? Хищники.

Животные, которые питается и растениями и животными? Всеядные

3. Рассказ учителя:

Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг  мяса в день. слайд

Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. слайд

Без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

 

- Чем еще питаются животные? (растениями)

- Как они называются? (травоядными или растительноядными)  слайд

Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия.  

Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов.  

Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы.  

Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами.  слайд

- А как называются животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные) Основная добыча ласточек насекомые – мухи, комары, мошки, жучки.  

 Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать  разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр».  слайд

- А если животные питаются разной пищей?

(всеядные) слайд

- К какой группе отнесем ежа? Лягушку? Улитку?

 

6 Закрепление изученного материала

 

1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.

На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, синица, , свинья, .

Учитель. Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.

– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? Другими животными? Насекомыми? Всякой пищей?


 

насекомояд

всеяд

растит

хищн

Лягушка

еж

Улитка

филин

Синица

Свинья

Лошадь

Тигр

Крот

Скворец

Заяц

Лиса

Обратите внимание на нашу таблицу.

Среди растительноядных нет ракообразных, земноводных, паукообразных. Я не назвала представителей, потому что их нет в природе. Среди насекомоядных нет червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных – их нет и среди хищников, все ракообразные – всеядные. Среди всеядных нет червей, моллюсков, земноводных, паукообразных. Мы разделили животных по способу питания на 4 группы, но часто ученые хищников и насекомоядных объединяют в одну группу - хищники.

- Еще раз, чем питаются растительноядные? 

2. Составление цепи питания

 

1) Рассказ учителя

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны  научиться составлять цепи питания.

 

Цепи питания начинаются с растения.

Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи – это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?  

Третье звено – насекомоядные животные или хищные.

А знаете ли Вы, что есть рыба, которая питается насекомыми. Рыба-брызгун. Она использует водную струю, чтобы охотиться на сухопутных насекомых. Целится, выплевывает струю воды и оглушает насекомого. Брызгун может сбить насекомого на высоте до трех метров над поверхностью воды. 

 

- Давайте попробуем составить возможные цепи питания, заполнив пропуски.)

ДУБ – КАБАН – ВОЛК

Теперь найдите осину, зайца, лису. Смоделируем цепь питания

СОСНА – ЖУК-КОРОЕД – ДЯТЕЛ

 

3.) Работа в парах – составление цепей питания из карточек, пояснение.

 

1Капуста – тля – божья коровка.

2Тополь → короед → дятел.

3Трава → олень → тигр.

4Кора деревьев → заяц → лиса.

5Трава → кузнечик → ящерица ( дятел).

6Зерно → мышь → уж → ястреб.

7 водоросль- карась - щука

 

4) Восстановление цепей питания.

 

Давайте посмотрим, что произойдет, если исчезнет одно звено.  История острова Калимантан

Цепь питания разрушилась, на лицо экологическая катастрофа.

К сожалению, в природе так встречается часто по вине человека. Приведу пару примеров:

 

В результате усиленной охоты были истреблены лисы. Скоро над полями повисла угроза: расплодившиеся мыши съедали весь урожай зерна. Нарушилась цепь: зерно → мышь → лиса.

Низко пролетавшие самолеты пугали птиц, и они покинули дубовый лес. В результате начали привольно плодится непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы. Нарушилась цепь: дуб → шелкопряд → птицы.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.(Ответ: МОЛОДЫЕ ДЕРЕВЦА – КОЗЫ – ВОЛКИ)

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.(Ответ: ДЕРЕВЦА – МЫШИ – ЕЖИ, БАРСУКИ)

 

Какой вывод должны были сделать люди?

(Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь)

По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой..

 

5 Беседа о маскировке животных

Как спасся ёж из сказки ?

Одни животные маскируются, чтобы их не заметили. А другие своей окраской кричат: «Не трогай меня».

Чтобы выжить, животные приспосабливаются.

Хищники-к ловле, а растительноядные – к защите.

 

6 Соедини животное и его приспособления «Кто как приспособлен»

 

Лиса

Отбрасывание части тела при опасности

Заяц,

тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы

Ящерица

Хорошее зрение, цепкие когти, крепкий клюв

Божья коровка

Крепкий панцирь

Черепаха

Смена цвета шубки, кожи меняет

Сова, филин

Яркий окрас, выпускание ядовитой жидкости

 

- Как приспособились хищники к добыванию пищи?

 

- Как приспособились животные защищаться от хищников?

 

 

Подведение итогов урока

 

- Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы?

(Не стало бы растений на  Земле, их съели бы растительноядные животные.)

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

 

Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

 

Рефлексия "Светофор" (при помощи цветных карточек)

 

Зеленая - Мне было интересно и понятно

Желтая - Мне было интересно, но не все понятно

Красная - -Мне было трудно

 

 

Презентация
Урок"Разнообразие животных. Цепи питания"
PPTX / 29.66 Мб

Картинки для составления цепей питания
RAR / 2.76 Мб

Использованные источники

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/12/28/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-po

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/11/15/urok-okruzhayushchego-mira-3-klass-rastitelnoyadnye

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-tiemie-raznoobraziie-zhivotnykh-dlia-3-klassa.html

https://billionnews.ru/1718-samye-ryby.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-na-temu-kto-chto-est-klass-285263.html

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-ezhika.html

https://lady.mail.ru/product/vodjanoj-oreh/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.