Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме «Разнообразие животных. Цепи питания»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Животные. Разнообразие животных. Цепи питания
Цели урока:
- Ознакомить с классификацией животных и их групповыми признаками, с классификацией животных по типу пищи;
- Рассмотреть цепи питания и научить их составлять ;
- Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов
Задачи:
- познакомить детей с группами животных и их основными признаками, повторить имеющиеся знания о животных;
- Учить распознавать группы животных по признаку питания.
- Учить выстраивать объекты природы в цепи питания.
- Учить определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление причинно-следственных связей)
- Коррекция и развитие зрительных восприятий, развитие слухового восприятия
- Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
1.Устный опрос
- Как называется наука, изучающая растения?
- Назовите, из каких частей царство растений состоит?
- . Какую роль играют растения в жизни людей? - животных? (человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)
- Почему становятся редкими растения?
- Где нужно собирать лекарственные растения?
- Как можно ходить по лесу?
- Что такое вытаптывание?
- Назовите 5 редких растений.
- Для чего нужны ботанические сады? заповедники?
- Расскажите правила друзей природы.
2. Кроссворд «Растения»
- Это растение первым появляется весной и поэтому страдает от рук человека. (Подснежник)
- Зацветает это растение в июле, когда хорошо прогрелась вода. Цветок – самый крупный среди наших цветковых растений. может достигать 20-30 см!. После опыления цветок опускается под воду, где завязывается и созревает плод . Это коробочка, действительно похожая на кувшинчик. Отсюда – название цветка. Созревшие семена всплывают и переносятся течением и водоплавающими птицами. (Кувшинка белая)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая, Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
- Цветет он всего 3-4 недели, с конца апреля до середины мая. Его симпатичные пушистые фиолетовые цветочки любители сразу начинают собирать и продавать на каждом углу. Между тем, рвать эту траву нельзя, потому, что это редкое растение занесено в красную книгу. По старинной легенде, эту травку так назвал охотник, который подсмотрел, как медведь выкопал из земли корень растения, съел его и сразу уснул. С тех пор люди используют ее успокаивающее и снотворное действие. И сейчас, сушеную сон-траву кладут под подушку, чтобы увидеть сладкие сны.. (Сон-трава)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)
- В разных регионах России растение называют разными именами: купава, купавка, огоньки, колотушки, жарки, бубенчики.. У наших предков яркие весёлые цветы-шары считались вестниками Купалы, за что и получили свое название. Цветение купальниц приходилось как раз на празднование языческого дня Иваны Купалы. (Купальница)
- Это растение имеет множество народных названий, среди них «собачьи языки», «сердечник», «вымечко», «кукушкины слезки», «дикая орхидея». Распространён он в умеренном поясе всего северного полушария. Растение предпочитает холодный климат, оно растёт на богатых известковых почвах опушек леса и влажных предгорий многолетнее травянистое растение с очень декоративными соцветиями и множеством лекарственных свойств. Именно благодаря своей пользе ятрышник десятилетиями уничтожался и сегодня внесен в Красную книгу как исчезающее растение... (Ятрышник)
- это однолетнее растение, которое живет в воде. Гибкий плавающий в воде стебель прикрепляется ко дну прошлогодним плодом, как якорем. При подъеме уровня воды он легко отрывается от грунта и становится свободно плавающим, пока снова не укоренится на мелководье. Листья, похожие на березовые листочки, образуют розетку и располагаются мозаично благодаря разной длине черешков, и поэтому на поверхности воды плавают «звезды», похожие на вязаные ажурные салфетки.
- Плоды этого растения – костянки с вкусным белым семечком внутри, величиной 2–2,5 см, с четырьмя твердыми изогнутыми «рогами». Поэтому чилим еще называют рогульник, чертов орех, рогатый орех, водяной каштан.(Водяной орех)
3. Изучение нового материала
1. Ознакомление с темой урока
Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)
Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)
Мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.
2. Актуализация
Учитель: - Ребята, я расскажу вам одну историю.
Жили – были две подруги – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. Назовите из каких частей оно состоит?
Ученики: - Хвойные, цветковые, папоротники, мхи, водоросли.
Учитель: - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Важную» книгу, где животные все были представлены по группам, они разбежались, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)
Наука о животных называется зоология. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. С некоторыми вы уже знакомы с уроков окружающего мира 2 класса.
Попробуйте их вспомнить? (Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие, насекомые)
По мере ответов детей на доске переворачиваются соответствующие карточки с пустой белой стороны надписью вверх
– Какие группы животных вы знаете?
Звери
Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком). Еще их называют млекопитающие. Я думаю, вы догадались почему.
Птицы
По какому признаку вы их определили? ( Тела покрыты перьями, летают)
Все ли птицы летают? (Нет)
Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
Есть птицы, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. Это пингвины.
Рыбы
Каковы их признаки? (Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами).
Каких рыб вы знаете?
Анабас Анабас, или рыба-ползун, обитающая в Южной Азии, -единственная рыба, выходящая на сушу и даже влезающая на деревья. Она гуляет по земле в поисках более подходящего места обитания. Жабры анабаса приспособлены к поглощению кислорода из влажного атмосферного воздуха.
Насекомые
Назовите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)
Жуки-черепахи ярко окрашены в жёлтый цвет. На надкрыльях имеется некоторое количество чёрных или тёмно-коричневых пятен. Сам жучок внешне похож на черепаший панцирь, об этом говорит его форма. Но что в этом интересного может быть? Ведь многие жуки и клопы имеют форму черепах. Но не просто так жук-черепаха попал в рейтинг самых удивительных насекомых.
Он умеет создавать оптические иллюзии, выделяя прозрачную жидкость на надкрылья. Она, в свою очередь, выполняет функцию своеобразной лупы. Визуально он увеличивается, а тот, кто хотел ранее на данного жука напасть, сразу же начинает бояться.
Относится к жукам. Окрас красный (надкрылья), отличительной чертой является длинный хоботок. Длина – два с половиной сантиметра. Удивительна не только внешность, но и способ размножения. Всем может показаться, что этот длинный хоботок может потребоваться долгоносику-жирафу для более удобного сбора нектара. Но это не так.
Самец ищет листья растений и складывает их в трубочку, применяя свой хобот в качестве инструмента, а самка откладывает туда одно единственное яйцо. Если самец этого не сделает, самка не сможет отложить яйцо. Практически все виды жуков-долгоносиков имеют длинные хоботки, но у каждого конкретного вида его назначение может меняться.
Земноводные
Эти животные вам тоже знакомы. Назовите их. (Лягушки, жабы, тритоны) эти животные могут жить на земле и в воде. Поэтому их назвали … (земноводные)
3. Рассказ учителя
Пресмыкающиеся
Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.
У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.
Паукообразные
К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8 ног (4 пары).
Черви
В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают.
Ракообразные
Следующую группу животных называют – ракообразные. К ним относятся раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания– жабры. Некоторые из них дышат через кожу.
Моллюски
Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной. Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.
Иглокожие
Еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся– морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.
4. Игра «Найди лишнее и объясни»
Карась, щука, лягушка, сом -Рыбы
Крокодил, улитка, змея, черепаха – Пресмыкающиеся
Орел, филин, сова, бабочка – Птицы
Леопард, пингвин, морж, медведь- Звери
Краб, рак, морская звезда, омар –Ракообразные
Пчела, бабочка, паук, кузнечик - Насекомые
5. Физминутка – игра на внимание
«Позвоночное-непозвоночное животное» -подними руки, ели позвоночное,-хлопни, если беспозвоночное
Бабочка, рыба, червяк, тигр, кузнечик, паук, лягушка, морская звезда, ящерица, рак, змея, улитка, еж.
6. Продолжение изучения нового материала
-Итак, к какой из групп отнесем Ежа? (млекопитающие)
1.Инсценировка сказки Сладкова
Бежал ежик по дорожке, только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». Повстречался с улиткой и говорит: «Ну-ка, улитка, давай наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».
Глупая улитка говорит: «Давай!»
Пустились улитка и еж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ежик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.
Дальше побежал – только пяточки замелькали. Повстречал лягушку-квакушку и говорит: «Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».
Пустились лягушка и еж. Прыг-прыг лягушка, туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.
Съел лягушку и дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит, филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. «Ничего, – думает еж, – у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел – сейчас и до филина доберусь».
Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: «Давай, филин, наперегонки. А коли догоню – съем!» Филин глазищи прищурил и отвечает: «Бу-бу-будь по-твоему!»
Пустились филин и еж.
Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. «Крылья мои, – кричит, – быстрее твоих ног, ногти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не лягушка с улиткой – сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!»
Испугался еж, но не растерялся: съежился да под корни закатился. До утра там и просидел.
2. Беседа
– Кем пообедал еж?
– Какую еще пищу ест еж?
– Почему еж испугался филина?
– Кем питается филин? Может ли он есть растения?
Как его назвать?
Догадались ли вы, о чем мы будем говорить? ,
Животные которые питаются растениями? Растительноядные.
Животные, которые питаются насекомыми? Насекомоядные.
Животные, которые охотятся на других животных, одни едят других? Хищники.
Животные, которые питается и растениями и животными? Всеядные
3. Рассказ учителя:
Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг мяса в день. слайд
Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. слайд
Без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.
- Чем еще питаются животные? (растениями)
- Как они называются? (травоядными или растительноядными) слайд
Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия.
Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов.
Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы.
Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами. слайд
- А как называются животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные) Основная добыча ласточек насекомые – мухи, комары, мошки, жучки.
Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр». слайд
- А если животные питаются разной пищей?
(всеядные) слайд
- К какой группе отнесем ежа? Лягушку? Улитку?
6 Закрепление изученного материала
1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.
На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, синица, , свинья, .
Учитель. Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.
– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? Другими животными? Насекомыми? Всякой пищей?
насекомояд |
всеяд |
растит |
хищн |
Лягушка |
еж |
Улитка |
филин |
Синица |
Свинья |
Лошадь |
Тигр |
Крот |
Скворец |
Заяц |
Лиса |
Обратите внимание на нашу таблицу.
Среди растительноядных нет ракообразных, земноводных, паукообразных. Я не назвала представителей, потому что их нет в природе. Среди насекомоядных нет червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных – их нет и среди хищников, все ракообразные – всеядные. Среди всеядных нет червей, моллюсков, земноводных, паукообразных. Мы разделили животных по способу питания на 4 группы, но часто ученые хищников и насекомоядных объединяют в одну группу - хищники.
- Еще раз, чем питаются растительноядные?
2. Составление цепи питания
1) Рассказ учителя
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Цепи питания начинаются с растения.
Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Второе звено цепи – это растительноядные животные.
- Как вы думаете, почему?
Третье звено – насекомоядные животные или хищные.
А знаете ли Вы, что есть рыба, которая питается насекомыми. Рыба-брызгун. Она использует водную струю, чтобы охотиться на сухопутных насекомых. Целится, выплевывает струю воды и оглушает насекомого. Брызгун может сбить насекомого на высоте до трех метров над поверхностью воды.
- Давайте попробуем составить возможные цепи питания, заполнив пропуски.)
ДУБ – КАБАН – ВОЛК
Теперь найдите осину, зайца, лису. Смоделируем цепь питания
СОСНА – ЖУК-КОРОЕД – ДЯТЕЛ
3.) Работа в парах – составление цепей питания из карточек, пояснение.
1Капуста – тля – божья коровка.
2Тополь → короед → дятел.
3Трава → олень → тигр.
4Кора деревьев → заяц → лиса.
5Трава → кузнечик → ящерица ( дятел).
6Зерно → мышь → уж → ястреб.
7 водоросль- карась - щука
4) Восстановление цепей питания.
Давайте посмотрим, что произойдет, если исчезнет одно звено. История острова Калимантан
Цепь питания разрушилась, на лицо экологическая катастрофа.
К сожалению, в природе так встречается часто по вине человека. Приведу пару примеров:
В результате усиленной охоты были истреблены лисы. Скоро над полями повисла угроза: расплодившиеся мыши съедали весь урожай зерна. Нарушилась цепь: зерно → мышь → лиса.
Низко пролетавшие самолеты пугали птиц, и они покинули дубовый лес. В результате начали привольно плодится непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы. Нарушилась цепь: дуб → шелкопряд → птицы.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.(Ответ: МОЛОДЫЕ ДЕРЕВЦА – КОЗЫ – ВОЛКИ)
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.(Ответ: ДЕРЕВЦА – МЫШИ – ЕЖИ, БАРСУКИ)
Какой вывод должны были сделать люди?
(Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь)
По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой..
5 Беседа о маскировке животных
Как спасся ёж из сказки ?
Одни животные маскируются, чтобы их не заметили. А другие своей окраской кричат: «Не трогай меня».
Чтобы выжить, животные приспосабливаются.
Хищники-к ловле, а растительноядные – к защите.
6 Соедини животное и его приспособления «Кто как приспособлен»
Лиса |
Отбрасывание части тела при опасности |
Заяц, |
тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы |
Ящерица |
Хорошее зрение, цепкие когти, крепкий клюв |
Божья коровка |
Крепкий панцирь |
Черепаха |
Смена цвета шубки, кожи меняет |
Сова, филин |
Яркий окрас, выпускание ядовитой жидкости |
- Как приспособились хищники к добыванию пищи?
- Как приспособились животные защищаться от хищников?
Подведение итогов урока
- Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы?
(Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
“Договори фразу”.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – ………………………………………..
В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя
…………………………………………
Рефлексия "Светофор" (при помощи цветных карточек)
Зеленая - Мне было интересно и понятно
Желтая - Мне было интересно, но не все понятно
Красная - -Мне было трудно
Презентация
Урок"Разнообразие животных. Цепи питания"
PPTX / 29.66 Мб
Картинки для составления цепей питания
RAR / 2.76 Мб
Использованные источники
https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-tiemie-raznoobraziie-zhivotnykh-dlia-3-klassa.html
https://billionnews.ru/1718-samye-ryby.html
https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-ezhika.html