12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Перетрухина237
Я учитель начальных классов.Работаю по программе ОС 2100. В этом году выпускаю 4 класс.
Россия, Татарстан респ., Казань

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса. УМК "Школа 2100"

Тема: «Экосистема поля»
Класс: 3
Цель: ознакомление с экосистемой поля, его растениями, животными и ролью человека в этой экосистеме.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать представления о роли поля в жизни человека, свойствах экосистемы, развивать у учащихся понятия, что действия человека влияют на природу.
2. Развивающая: развивать речь, мышление, уметь анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы. Развивать умение наблюдать, делать выводы, выделять значимый материал, в соответствии с поставленной учебной задачей.
3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к природе, культуру поведения в экосистеме.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик узнает о роли человека в экосистеме поля, о его свойствах, растениях и обитателях.
- Ученик научится отличать поле от других экосистем.

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: осознавать учебную задачу и определять цель учебной деятельности; составлять план учебных заданий; соотносить результат работы с образцом; оценивать результаты деятельности, подводить итог урока.
-Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; задавать вопросы другим ученикам, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания, используя простые речевые средства.
- Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале учебника и тетради; группировать выражения и обосновывать принцип; делать выводы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный материал.

Ход урока

1.Организационный момент,
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель: Вспомните, что такое экосистема?
(Единство живой и неживой природы, в котором обитатели приспособились к совместной жизни, поэтому оно может существовать без посторонней помощи очень долго.)

- Что такое круговорот веществ?

- Какие профессии необходимы для поддержания круговорота веществ?

(Производители (кормильцы), потребители (едоки), разрушители (мусорщики)

- Как долго может существовать экосистема?

(Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

Учитель: Какие экосистемы знаете?

Назовите устойчивые экосистемы.

Назовите неустойчивые экосистемы.

(Экосистема озера, болота, луга – неустойчивая, т.к.круговорот веществ – незамкнут.

Экосистема лес – устойчивая, т.к. круговорот – замкнут.)

Слайд № 1- на слайде изображения озеро, болото, луг, лес, поле.

Учитель: Найдите на слайде изученные экосистемы.

- Изображение какой экосистемы осталось?

- О какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (поле)

- Откройте учебник на странице 70. Прочитайте диалог наших героев.

Слайд №2

3.Постановка задачи урока.

- О чем говорят герои учебника?

- В чем разногласие их мнений?

- Какой возникает вопрос?

- Сравним со стр.36, параграф 17. (зачитывают ответ)

- Чему будет посвящен наш урок?

Слайд №3 - Тема урока: «Экосистема поля»

- Вспоминаем то, что знаем.

- Что человек собирает с полей? (картофель, рожь, пшеница)

- Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме?

В любой природной экосистеме существует свой круговорот веществ. Благодаря ему произведённые в экосистеме вещества полностью используются её обитателями. Минеральные вещества поступают к растениям, от них – к животным, от них – к грибам

и микроорганизмам и затем возвращаются в почву, где они снова становятся доступными для растений. Таким образом, одни и те же частицы вещества используются разными существами много раз.

- Познакомимся с особенностями жизни экосистемы поля.

Слайд №4 - План изучения.

1.Что такое поле?
2. Отличие экосистемы поля от других природных экосистем.
3. Обитатели полей.
4. Нужно ли человеку заботиться о полях?
- Дайте ответ на первый вопрос.

Поле — ровный обширный участок земли, территория которого используется для сельскохозяйственных целей.

- Какие растения могут расти на поле?

- Ответы на следующие вопросы попытайтесь найти самостоятельно. Для этого объединяемся в группы (пишут на листах маркерами)

4. Работа в группах.

1 группа – Найдите отличие экосистемы поля от других природных экосистем, стр.70

2 группа – Назовите обитатели полей, стр.71
3 группа - Нужно ли человеку заботиться о полях?, стр.72

5. Физминутка.

Проверка работы групп.

1 группа - если за полем не ухаживать, то он со временем превратится в природную экосистему – луг

- Жизнь поля зависит от человека? А остальные экосистемы зависят?

2 группа - культурные растения: зерновые, овощные, плодовые, прядильные, декоративные. Слайд № 5.

- Все растения растут вместе? Как на лугу?

(На одном поле растет только один вид растений)

3 группа – человек поле вспахивает, засевает, вносит удобрения, поливает, пропалывает (удаляет сорняки), обрабатывает ядохимикатами, собирает урожай.

- Давайте подумаем, куда деваются ядохимикаты, которыми люди опрыскивают поле?

- Это полезно для человека?

Ученые придумали безопасный способ защиты растений от вредителей.

Подойдите к своим рабочим местам.

Прочитайте текст на стр.73.

Найдите, какие способы защиты придумали ученые?

Какой мы можем сделать вывод? (Вывешивает карточку на доску)

Поле - искусственная экосистема.

Рассмотрите рисунок на стр.72.

- Кого вы видите?

- Почему необходимо избавляться поле от вредителей?
(Они расходуют из земли воду и минеральные вещества, которые не обходимы культурным растениям. Некоторые сорняки могут обвивать урожай и мешать ему расти.)
- Какой вывод можем сделать? (карточка)

Человек полностью контролирует всю деятельность поля
- Как вы думаете, сколько часов человек трудится на поле?

- Какие виды работ приходится делать человеку на поле?

Вывод: - Труд человека, ухаживающий за полем тяжелый, каждодневный. С ранней зари до позднего вечера. Даже зимою, когда природа спит, человек готовит технику и подбирает семена, выращивает рассаду и саженцы.

6. Откройте тетрадь стр.33, №1, выполните это задание самостоятельно.

Проверка.

Мы живем в Республике Татарстан, в которой выращивают много сельскохозяйственных культур.

- Кто знает, какие культурные растения выращиваются в нашей Республике? Слайд № 6.

Слайд № 7. Четыре раза в Республике Татарстан проводилась инновационная выставка «ДЕНЬ ПОЛЯ В ТАТАРСТАНЕ» для российских и зарубежных сельхозпроизводителей в области растениеводства, животноводства, сельхозтехники и оборудования в с.Большие Кабаны.

 Слайд № 8.

В давние времена вспашка земли была самая тяжелая и трудоёмкая. Часть весенне-полевых работ и все посевные работы у татар назывались сабан. Слово сабан на татарском языке означает – плуг,

 Слайд № 9. а слово туй – праздник.

Сабантуй - праздник плуга — праздник успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

В конце июня, после окончания весенних полевых работ, в нашей Республике отмечается ежегодный народный праздник.

Слайд № 10.

7. Закрепление пройденного материала.

- Подведем итог урока.

- Каковы главные отличия экосистемы поля от природных экосистем?

Посмотрите на рисунок в тетради на стр. 33, № 2 и помогите закончить фразы.

В роли – потребителя забирает

В роли – разрушителя возвращает

Заменяет недостающих потребителей

- Прочитайте в учебнике вывод на стр. 73 – правило

Рефлексия.

Слайд№ 11.

8. Домашнее задание стр. 70 – 73, читать, Тетрадь стр.34

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.