12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау

Тема урока: Природное сообщество. Экосистема.

Цель: сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

Задачи:

Обучающие:

закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.

Развивающие:

научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.

Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация)

СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.

Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.

СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.

СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка, аист – болото, вода

Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.

СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

Зебру и аиста;

Белого медведя и лягушку;

Варана и лису?

А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.

СЛАЙД 9: Тогда помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!

СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)

Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.

Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".

Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.

СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).

СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.

Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в тексте!

Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.

СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.

СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в тетради.

Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)

СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.

Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

Молодцы!

IV. Этап закрепления знаний

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

Самоконтроль.

А теперь – поиграем:

СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?

1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;

2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;

3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;

4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.

СЛАЙД 18: Проверим себя:

1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото

2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика

3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)

4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.

Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.

V. Домашнее задание

И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда.

Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

VI. Рефлексия

Я был бы рад, если вы закончите одно из предложений:

Больше всего мне понравилось …

Сегодня я понял (а), что думать …

Главным на уроке для меня было …

Спасибо, до свидания!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.