12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Проблема стабильности экосистем

Важнейшей особенностью любой естественной экосистемы (биогеоценоза) является ее способность к саморегулированию, т. е. к поддержанию основных параметров во времени и пространстве на определенном уровне. Относительную стабильность экосистем обеспечивает устойчивый круговорот веществ и поток энергии.

Наиболее стабильны биогеоценозы, достигшие климаксного состояния. При этом стабильность биогеоценоза находится в прямой зависимости от его сложности, т. е. чем больше вйдовое разнообразие биогеоценоза, тем он стабильнее

В сложных биогеоценозах формируются сложные пищевые взаимоотношения, сложные цепи и сети питания. Биоценозы с упрощенной структурой крайне неустойчивы, в них происходят резкие колебания численности отдельных популяций

В естественных условиях через любую биологическую систему, в том числе и биоценоз, постоянно проходит поток энергии. Со­гласно второму закону термодинамики, рассеивание энергии связа­но с принципом стабильности. В силу этого любой естественный биоценоз развивается в направлении устойчивого состояния. Это было ранее показано на примере сукцессий, ведущих к климаксу.

Все искусственно создаваемые в сельскохозяйственной прак­тике экосистемы полей, садов, пастбищных лугов, огородов, теп­лиц и т. п., все агроценозы (от греч. а$гс>8 - поле) - сообщества растений, созданные человеком, представляют собой системы, специально поддерживаемые человеком на начальных стадиях сукцессии. В агроценозах используется именно их свойство про­изводить высокую чистую продукцию, так как все конкурентные воздействия на культивируемые растения со стороны сорняков и вредителей сдерживаются агротехническими мероприятиями. Аг­роценозы неустойчивы, они требуют неустанной деятельности по их поддержанию со стороны человека (борьба против массового размножения вредителей или болезней и др.).

С экологических позиций крайне опасно упрощать природное окружение человека, превращая весь ландшафт в агрохозяйствен- ный. «Если дикая природа отступает, - писал Ч. Элтон, - мы должны научиться передавать часть ее стойкости и богатства ландшафтам тех земель, с которых мы снимаем наши урожаи». Наряду с поддержанием высокопродуктивных полей следует осо­бенно заботиться о сохранении как можно более многообразных заповедных, не подвергающихся усиленному антропогенному воз­действию участков разного масштаба.

Заканчивая обсуждение проблемы стабильности экосистем, сформулируем очень важное экологическое правило, называемое правилом 1%.

Изменение энергетики природной системы в среднем на 1 % выводит систему из состояния равновесия. Один процент от современного содержания кислорода в сво­бодной

Человеческий организм - тоже живая система. Приведем простой пример, иллюстрирующий правило 1%. Нормальная тем­пература тела человека 36,6°С. Изменение этого параметра даже на 1%, т. е. на 0,4°С, приводит к дискомфорту, болезненному состоянию (37,0°С).

Один процент от современного содержания кислорода в сво­бодной атмосфере планеты сделал возможным появление орга­низмов, энергетические процессы в которых основывались на ды­хании кислородом (водные организмы). Понадобилось накопле­ние десятой части от современного содержания кислорода в тро­посфере, чтобы жизнь смогла выйти на сушу, смогли осуществ­ляться обмен веществ и энергетические процессы у наземных ор­ганизмов и их сообществ.

Факты, накопленные наукой, показывают, что точки 1% и 10% имеют глобальное значение.

Вопросы и задания

1.Что понимается под устойчивостью экосистемы?

2.Каким образом влияет уровень организации (сложность и разнообразие взаимосвязей на устойчивость экосистемы?

3.Объясните экологический смысл правила 1%.

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Синэкология»:

синэкология; биоценоз, биотоп, экотон; биогеоценоз; экосисте­ма; автотрофы; гетеротрофы; миксотрофы; фототрофы; хемо- трофы; продуценты; консументы; редуценты; стабильность экосистем; гомеостаз экосистем; динамика экосистем; экологи­ческая сукцессия: первичная;, вторичная; пионерное сообщест­во; климаксное сообщество; моноклимакс; поликлимакс; по­граничный (краевой) эффект; принцип устойчивого неравнове­сия живых систем; продуктивность экосистемы; пищевая цепь; трофический уровень; пищевая сеть; валовая первичная про­дукция; чистая первичная продуктивность; правило 10%; био­логическое накопление (концентрирование в пищевой цепи); пирамида чисел; пирамида'биомасс; пирамида энергий; прави­ло 1%.

Устойчивость и динамика экосистем

 

 

 

Последовательность процессов, вызывающих смену экосистем

 

 

 

Последовательность экосистем с учетом повышения их стабильности

 

 

 

Агроценозы

 

 

 

Агроценоз сельское хозяйство

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.