Задачи:
1). Формировать представления учащихся озере, как природном сообществе, его отличительных чертах от других водоёмов.
2). Продолжить формирование интеллектуально – познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать; регулятивных: анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; предметных: работать с иллюстративным материалом, решать задачи.
3). Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе становления причинно – следственных связей между компонентами природы; становление основ эко – культуры на базе природоохранного, этического, практическо – деятельностного аспектов воспитания. Прививать бережное отношение к природе.
Методы по источникам знаний:
1). Словесные (беседа, рассказ, дискуссия)
2). Наглядные (иллюстративный, демонстрационный)
3). Практические (наблюдение, практические работы)
Средства обучения:
Плоскостные: физические карты России и мира, иллюстрации учебника.
Вербальные: текст учебника.
Технические: компьютер.
Тип урока по дидактическим целям: изучение нового материала.
Ход урока.
Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приёмы) |
Содержательные линии |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Предметные учебные действия |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационно – мотивационный момент Рассказ информационный Рассказ фактологический Беседа Рассказ информационный |
- Ребята, я предлагаю в этот холодный осенний день мысленно перенестись в тёплый ласковый летний день на берег водоёма. Картина, которую вы представили, нам ещё пригодится. Даже на берегу тёплого водоёма нам нужно работать. - Река – водный поток сравнительно больших размеров, как правило постоянный (на отдельных участках иногда пересыхающий или перемерзающий), текущий в выработанном русле. - Что изобразили на оставшихся знаках? (Непонятно.) 1. Дождь, снег, туман… Как сказать одним словом? (ОСАДКИ) 2. Закончите высказывание: Земля – это планета, а Солнце – это… (ЗВЕЗДА) О с а д к и |
Формирование целостного взгляда и становление основ эко -культуры. |
Регулятивные: самоорганизация Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: работать с различными источниками знаний Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: Воспринимать текст с учётом поставленной задачи Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь |
Приветствие, проверка готовности к уроку Рассматривают картины, дают названия иллюстрациям. Придумывают условные знаки. Отвечают на вопросы. Рассуждают, выполняют задания. |
|||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала Беседа с элементами практической деятельности Беседа Дискуссия Рассказ информационный Дискуссия Рассказ информационный |
Определение темы урока. - Итак мы плыли по озеру. А какая вода в озере: пресная или солёная? (Знак ?) Озеро – естественное, замкнутое углубление в земле, заполненное водой. Одним из примеров может служить вторая по протяжённости река Нил в Африке, которая берёт своё начало из озёр Киву и Танганьика (см. карту Африки) и впадает в Средиземное море. Ещё одним примером, когда река вытекает из озера является река Нижняя Таймыра, которая протекает по территории самого северного полуострова нашей страны Таймыр и вытекает из одноимённого озера. |
Коммуникативные: работать с различными источниками знаний Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные? Воспринимать текст с учётом поставленной задачи Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Пользуются опорными знаниями. Высказывают предположения, рассуждают, делают вывод. Отвечают на вопросы |
||||||||||||||||||||||
3. Физкультминутка |
Выполняют упражнения |
||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление нового материала Рефлексия |
Сегодня мы научимся применять новые знания при решении практических задач. Объясните разницу между озером и рекой. Для этого мы выполним задание в рабочей тетради. Заполним таблицу: «Сравнение рек и озёр»
Озёра отличаются от рек тем, что они не имеют истока, устья и русла. |
Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, устанавливать причинно – следственные связи между компонентами природы Регулятивные: самооценка деятельности на уроке |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Работают с таблицей. Сравнивают реки и озёра и делают вывод. |
||||||||||||||||||||||
5. Оценка работы детей |
Учитель с комментариями оценивает работу детей |
Становление экологической культуры |
Оценивают собственную работу. |
||||||||||||||||||||||
6. Задавание домашнего задания |
Составить цепь питания в природном сообществе озеро. |
Осознают приёмы выполнения домашнего задания |