Конспект занятия по окружающему миру для 3 класса «Мой родной край»
Конспект занятия для 3 класса «Мой родной край»
Орг. момент
Здравствуйте, уважаемые знатоки Удмуртского края! Богата история удмуртской земли. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков замечательный гостеприимный народ. Добро пожаловать в мир истории и культуры Удмуртского края!
Актуализация знаний
- Как я вас назвала? (Знатоками Удмуртского края). Почему? ( потому что мы живем ы Удмуртии и немного знаем про свой родной край)
- Скажите мне пожалуйста, что вы уже знаете про свой край? (Мы знаем, что в г. Воткинске родился композитор П. И. Чайковский, в г. Ижевск находится музей имени Калашникова и т. д.)
- Молодцы. Раз вы уже знаете про свой край, почему я решила взять эту тему снова? (возможно, мы сегодня узнаем что-то новое и интересное свой край).
- Совершенно верно, только я хочу вас немного поправить. На большинство наших уроков вас знакомят учителя с новым материалом. А сегодня будет все наоборот. С новым материалом знакомить будете меня и своих одноклассников. Для этого я вам приготовила 7 наиболее известных достопримечательностей Удмуртского края (Байгурезь, Исток Камы, Резиденция Тол Бабая, Сибирский Тракт, Лудорвай, Резиденция Бабы Яги, Свято – Успенский монастырь), поэтому вы уже разделились на 7 групп.
Постановка цели и задач
- Какую цель мы поставим на урок? (знакомство со своим Родным краем, воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине).
- Задачи какие? (уметь работать в группе, рассказать своим одноклассникам о достопримечательностях своего края).
- Очень хорошо! Сейчас каждая группа выбирает себе капитана. Капитаны подходят ко мне и получают конверты. В конвертах находятся не только материал, но и задание к нему.
- Все получили конверты? (Да)
- Теперь, минуточку внимания! На выполнение заданий 20 минут. Вы должны познакомится с достопримечательностями, выполнить задание. После того, как вы выполните задание, выбреете одного человека из своей группы для того, чтобы он рассказал про достопримечательность, с который вы работали. Понятно? (Да)
- И так, желаю вам удачи, счастливого пути! (Спасибо)
Первичное усвоение новых знаний
Задания для групп
Байгурезь.
Теоретическая часть
Одно из красивейших мест Удмуртии – холм на берегу реки Чепца. Это гора Байгурезь, что находится близ села Дебёсы. По данным археологов, в прошлом здесь находилось городище. До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы. Первое Байгурезь, в переводе с удмуртского означает «богатая гора». Она богата удивительно прекрасными видами, открывающимися с её вершины на окрестности: далеко внизу петляет река, а к горизонту мягкими волнами уходят поросшими елями холмы.
Второе название Бакурезь, что означает «немая гора». По легенде давным – давно у подножия горы стояла мельница, хозяин её был очень богатым человеком. У него была единственная дочь. Пришла пора выдать девушку замуж. Кинул он клич, что отдаст свою дочь за того, кто поднимется на холм. Никто из молодцев не мог покорить гордую гору, потому что не знали, что у духа горы надо благословения просить. А в одной из окрестных сёл жил юноша. Человеком он был ловким, смелым и красивым. Он был пастухом, но был глухонемой. Попросив благословения у духа горы, он быстро взобрался на неё и произошло чудесное обретение дара речи. И мельнику ничего не оставалось делать, как отдать ему в жёны единственную дочь и богатое приданное.
Байгурезь - высокий холм, гора в Удмуртии. Холм расположен на правом берегу реки Чепцы в 2 км северо-западнее села Дебёсы . В конце 1970-х годов холм получил статус природного памятника Удмуртии
Со стороны реки холм обрывается крутым склоном. Десятки тысяч лет назад земная поверхность была выше, воды древней сальника постепенно размывали горные породы, из которых были составлены берега и дно реки. При этом одни породы на протяжении тысячелетий легко растворялись, другие размывались, превращались в песок , гравий и гальку , третьи оставались целыми. Получилось так, что река «вгрызлась» в землю, все больше и больше обнажая ее недра на правом берегу. Крутой склон имеет различные цвета и составлен отдельными слоями. Среди них можно встретить известняк , доломит , мергель , глауконитовых глину , песчаник .
Максимальная высота берегового обрыва около 20 м. Такие высокие крутые борта зрелой пойменной долины, которые подмываются рекой, называются оврагами или горами . Составленные горизонтальными залежами разноцветных пород (глины, аргиллиты , алевролиты ) татарского яруса пермской системы . Остаточный холм покрыт хвойно-широколиственными лесами.
В переводе с удмуртского языка Байгурезь означает «богатая гора», что указывает на ее естественную красоту. Другое название - Бакгурезь - значит «немая гора». О происхождении этого названия существуют несколько версий. По одной из них у подножия жил нем мельник, который имел свою мельницу. К нему приезжали молоть муку из соседних поселений.
|
Практическая часть
«Собери мозаику»
Детям дана разрезанная картинка, которую надо собрать. Если они соберут, то получат следующую букву, если не могут выполнить задание, то получают вопросительный знак.
Исток Камы
Теоретическая часть
Кулига – центр старообрядческой культуры, оно очень древнее ему уже почти 180 лет. Каждый год в Петров день 12 июля здесь проходит фестиваль старообрядческой культуры. Село живописно растянулось на 5 километров. Вообще, русские деревни часто строились именно в 1-2 длинные улицы
А так же географы доказали, что не Кама входит в Волгу, а наоборот
Кама - главная река Западного Урала и Пермского края. А начинается она маленьким родником в селе Кулига, где живут потомки северных староверов. У бревенчатого домика в лесу, откуда вытекает ручей, можно вдоволь насытиться черникой и насобирать груздей.
Практическая часть
Вставить в текст пропущенные слова
…(Кама) - главная река Западного Урала . А начинается она маленьким родником в селе …(Кулига), оно очень древнее ему уже почти …(180) лет. Каждый … (год) в Петров день …(12 июля) здесь проходит фестиваль старообрядческой культуры. Село Кулига растянулось на …(5) километров. Географы доказали, что не … (Кама) входит в … (Волгу), а наоборот
Лудорвай
Теоретическая часть
Лудорвай – архитектурно- этнографический музей под открытым небом, расположен в Завьяловском районе. Здесь расположены ветряная мельница, построенная на территории Удмуртии в
1912 году, усадьба центральных удмуртов с избой и двухэтажными кеносами, куалой- местом для молений, баней по-чёрному. Тут же расположена русская усадьба, с избой, навесом и хлевом, ледником-холодильником. Лудорвай интересен еще и тем, что здесь воссозданы многие национальные обряды и праздники.
|
Практическая часть
Изготовление 1 куклы из ниток
Вам понадобится:
- Нитки можно взять любые, но если вы хотите, чтобы куколки получились гладенькие, не берите шерсть или прочую «лохматость». Ещё не рекомендую брать скользкую синтетику: узлы могут развязываться. Я использовала нитки двух цветов для тела куклы и для волос.
- Основа для намотки. Для намотки рук вам понадобится основа равная примерно 2/3 или 3/4 от основы всей куклы. Только имейте в виду, что основа не должна гнуться при намотке. То есть, если вы берёте картонку, то при наматывании вы не должны использовать никакого усилия, иначе вначале намотки длина ниток будет больше, а в конце, когда картонка согнётся от натяжения, длина ниток будет меньше. И когда вы разрежете намотку, у вас будет много слишком коротких или слишком длинных концов. И сделать подол куклы ровным будет сложнее. Придётся много обрезать.
- Ножницы
- Крючок
Определитесь с высотой куклы и, исходя из этого, сделайте картонную заготовку. Оберните ее один раз ниткой, которую затяните узелком на верхней грани картонки. Намотайте пряжу (около 100 витков) на основу.
На последнем обороте обвяжите нить вокруг предыдущего витка, сдвиньте ее кверху, завяжите узел.
Снимите намотку с картонки. Отрежьте ниточку, завяжите ее бантиком в предполагаемом месте шеи куклы.
Вытяните по несколько петель справа и слева от шеи – впоследствии сделаете из них ручки. Место пояса перетяните кусочком пряжи.
Перевяжите нитками петли, которые вы оставляли с двух сторон от туловища и обрежьте у них кончики – получите ручки, то же самое сделайте с нижней частью – выйдут ноги.
|
Резиденция Бабы Яги
Теоретическая часть
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет…( Баба Яга)
В детстве все мы с удовольствием верим в сказки: в прекрасных принцесс и добрых волшебников, в Ивана-Царевича и Бабу-Ягу. А когда вырастаем, то посмеиваемся над своей детской наивностью, а в глубине души скучаем по любимым сказочным героям.
Теперь в сказку можно попасть очень даже запросто.
В Граховском районе на берегу речки Яга обосновалась в своей резиденции самая настоящая Баба-Яга.
Оказавшись в Котловке, понимаешь, что Баба-Яга может жить только в таком темном лесу, который возвышается над деревней. Тем более, что в нем и течет речка Яга. Например, 1 отряд собрались и Дед-Всевед повел нас к речке Яга. Тут нам повстречался Иванушка, который сильно кручинился. Из-за чего же он печалится, нам нужно выяснить:
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)
Из-за чего печалится Иванушка, из –за того, что злая Баба-Яга держит в неволе его Василису Премудрую. Мы, конечно согласились ему пособить, выручить Василису. На пути нам попалось неизвестное существо. Чтобы узнать кто нам попался,надо отгадать загадку.
Лес, животных охраняет,
Следы путает, петляет.
То лохматый старичок,
То от дерева сучок!
На коне ты или пеший,
Страх нагонит. Кто он? ( Леший)
Правильно, загадал это леший, пойдем дальше Василису выручать. Вот и дошли мы свами до избушки Бабы- Яги. У нее беда, она все свои предметы растеряла. Она согласилась отпустить Василису, если мы найдем все ее предметы. Готовы?
1)Как у бабы у Яги
Нет совсем одной ноги
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)
2) Старая бабка по двору шныряет,
Чистоту соблюдает. (Метла)
3) Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить. (Котелок)
|
|
|
Резиденция Тол Бабая
Теоретическая часть
А знаете ли вы, что в Удмуртии есть свой Дед Мороз, и имя его — Тол Бабам. Живет он в собственной резиденции, которая находится в живописном месте в поселке Шаркан и в народе называется «удмуртской Швейцарией». Кстати, у этого сказочного героя тоже есть внучка, только зовут ее не Снегурочка, а Лымыныл. Усадьба удмуртского Мороза — излюбленное место для отдыха семей с маленькими детьми: здесь масса развлечений и для ребят, и для взрослых, однако приготовьтесь раскошелиться практически за каждое из них.
Народы Удмуртии слагали много легенд, одна из них рассказывает, как появился Тол Бабай. Согласно преданию, много веков назад на удмуртских землях жили великаны — алангасары, а когда пришли люди, те испугались и покинули свои территории. Однако самый маленький не успел за всеми и остался жить один. С тех пор великан стал бродить по окрестностям, изучать природу и набираться разуму. По легенде, это и есть Тол Бабай — встретив однажды детей, он подружился с ними и с тех пор каждую зиму дарит им подарки. А помощницу Лымыныл удмуртскому Дед Морозу соткала из снежинок сама метель.
На территории усадьбы находятся изба сказочного героя Тол Бабая (или выставочный зал), домик удмуртской Бабы-яги или Кикиморы — Обыды, кафе с беседками, а также детский городок с аттракционами. Зимой здесь проходят новогодние представления: детишки водят хороводы и получают сладкие подарки. Кроме того, за отдельную плату можно поучаствовать в мастер-классах, покататься на санях, надувных санках (тюбингах), ватрушках, бананах, снегоходах и квадроциклах, лошадях, попрыгать на батутах или посетить веревочный парк с тарзанкой.
От традиционного Деда Мороза удмуртского отличает цвет шубы (она у него фиолетовая), а также то, что последний общается с детьми круглый год.
Практическая часть:
Что же является символом Нового года? (Ёлка). У вас у каждого на столе стоит елка, но чего – то не хватает. Чего же не хватает? (Украшений). Совершенно верно, сегодня мы с вами будем украшать ёлку. Выберите украшения такого цвета, которые присутствуют в одежде Тол Бабая.
Женский монастырь
Теоретическая часть
Официальное открытие монастыря состоялось в праздник Успения Божией Матери 28 августа 1994 года в соответствии с постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1994 года о благословении на открытие Свято-Успенского женского монастыря при Вознесенском храме с. Перевозное Воткинского района Удмуртской Республики.
Настоятельницей новооткрытого женского монастыря была назначена в соответствии с постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 18 июня 1994 года монахиня Олимпиада (Осипова).
Успенский женский монастырь расположен в 25 км от районного центра – г. Воткинска.
Монастырь включает в себя кирпичный Вознесенский храм (построен в 1910 г.), деревянный Успенский храм (построен в 2007 году), двухэтажный кирпичный келейный корпус, дома для проживания священнослужителей, паломников, хозяйственный и подсобные помещения.
Территория монастыря обнесена кирпичной оградой. Имеется подсобное хозяйство.
Главная святыня Успенского женского монастыря – «старые иконы» - скульптурные деревянные изображения Распятого на Кресте Христа и предстоящих Ему Божией Матери и апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которые среди верующих почитаются, как чудотворные. По преданию, они приплыли по реке Кама против течения в конце 19 века и были помещены первоначально в деревянную часовню на берегу реки.
После пожара, в котором часовня сгорела дотла, «старые иконы», оставшиеся целыми и невредимыми, были перенесены в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери 20 века, после закрытия Тихвинского храма, вместе с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери были перенесены в Вознесенский храм с. Перевозное, после чего праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери стал самым почитаемым на только в с. Перевозное, но и далеко за его пределами, ежегодно собирая сюда со всей Удмуртии почитателей «старых икон».
Практическая часть задание:
1) Как называется монастырь?
2) Где он располагается?
3) Дата официального открытия монастыря?
4) Главная святыня женского монастыря?
5) Главная настоятельница новооткрытого женского монастыря?
6) Почему «старые иконы» были перенесены в храм?
7) Что послужило основой для храма?
Сибирский тракт
Теоретическая часть
В 1783 году вышел новый указ императрицы о трактовом сообщении Петербурга с Вяткой. Спустя какое-то время Санкт-Петербургский почтовый тракт соединился с Вятско-Пермским трактом с основной Сибирской дорогой в удмуртском селе Дебёссы, и далее в Сибирь вела одна дорога Протяженность по территории Удмуртии – 217 км.
В Дебессах, на месте соединения двух ветвей Сибирского тракта: Северной, идущей из Санкт-Петербурга, и Южной, идущей из Москвы, стоит указатель
Главным видом транспорта тогда была лошадиная упряжка, управляли которой ямщики. Люди проводили в дороге очень долгое время, и для отдыха людей и животных на протяжении всего пути располагались ямские станции. Вначале ямские станции на государевой дороге представляли собой выкопанные ямы - землянки, в которых хранился запас продовольствия для людей и животных. Со временем на месте землянок появились избы.
Деревянное бревенчатое одноэтажное здание, построенное в первой четверти 19 в., предназначалось для устройства этапного пункта Сибирского тракта. В настоящее время в здании этапного пункта располагается филиал Игринского районного краеведческого музея – Музей арестантского быта. Этапная изба на Сибирском тракте Игринский район., д. Бачкеево. Через каждые 20-30 километров (дневной переход) стояли на тракте этапные избы, в которых ночевали усталые, больные, оборванные и голодные каторжники.
В Игринском районе, недалеко от посёлка Игра, стоит высохшая сосна. Когда-то здесь пролегал Сибирский тракт, по которому шли на каторгу ссыльные. По легенде, сбежавшие разбойники нападали здесь на торговые караваны, почтовые тройки, не гнушались и одиноким путником. Много крови пролито под этой сосной, много горя видела она и не выдержала - начала сохнуть, покрываться мхом. Но, вопреки законам природы, стоит она в таком виде более 100 лет (2017).
По государевой дороге русские купцы ехали из центра России в города Сибири и далее в Китай. Из Сибири купцы везли пушнину, рыбу, почту. Сибирский тракт внёс большие изменения в жизнь села Дебёсы. Жить на дороге - значит служить ей, содержать в исправности. Сельчане должны были постоянно поддерживать дорогу в порядке, засыпать песком и гравием, строить мосты, почтовые станции, дома для отдыхающих, конюшни. Царь Александр I по этой дороге совершил путешествие на Ижевский оружейный завод. В мае 1837 года через село Полом в Пермскую губернию проехал цесаревич — будущий царь Александр II. Ежегодно по Сибирскому тракту проезжало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, 50 тысяч тонн различного груза. В начале XX века, в годы гражданской войны, вдоль тракта шли ожесточенные бои. Поджигали и взрывали мосты, снаряды пробивали дорогу, оставляя в ней огромные дыры, телеграфные столбы и Александровские березы крушили без сожаления.
В селе Дебёссы Удмуртской Республики работает «Музей истории Сибирского тракта». Он был создан в 1991 году в здании «казармы нижних чинов». Цель музея — воссоздать и показать историю великого почтового, торгового и кандального пути — Сибирского тракта в XVIII—XIX в.в.
Практическая часть:
Заполни кроссворд :
По вертикали:4). Царь Александр I по Сибирскому тракту совершил путешествие на Ижевский оружейный…(завод). 5). По легенде, сбежавшие разбойники нападали на торговые караваны, почтовые тройки, не гнушались и одиноким путником. Под чем, они прятали краденные богатства? (Под сосной)
По горизонтали:1) Что создано в Дебесах, связанно с историей Сибирского тракта. 2). В каком месте соединяются две ветви Сибирского тракта: Северной, идущей из Санкт-Петербурга, и Южной, идущей из Москвы. (Дебёсы)
3).Село, название которой связана с любимой деятельностью детей.(Игра)
1М |
У |
4З |
Е |
Й |
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
2Д |
Е |
Б |
Ё |
5С |
Ы |
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
3И |
Г |
Р |
А |
|
Первичное усвоение новых знаний
- Время на выполнение заданий истекло. Предлагаю начать выступление групп. (выступление групп).
- Молодцы, все группы с выполнением задания справились.
- Что нового вы сегодня узнали, чему научились? (мы узнали о семи чудесах Удмуртии, научились извлекать нужную информации, работать в группе).
-Скажите мне пожалуйста, хотели бы вы посетить Семь чудес Удмуртии в реальности? (Да!)
- Все в ваших руках.
Рефлексия
На доске нарисованная мишень, которая разделена на секторы. В каждом из секторов записаны параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Россиева Антонина Владимировна