Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Путешествие по Кремлю»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
Конспект урока
по окружающему миру по теме:
«Заочное путешествие по Московскому Кремлю»
с использованием материалов фонда
Президентской библиотеки
1 класс
МАОУ Омутинская СОШ №2
Учитель: Пинигина Ольга Николаевна
Название проекта: « Путеводитель по Кремлю»
Тема урока по окружающему миру:
«Путешествие по Московскому Кремлю»
Актуальность. Для того, чтобы дети стали настоящими патриотами своей Родины, необходимо прививать любовь и уважение к своей стране . Москва- часть России, часть Родины, самый главный город, благодаря которому наша страна известна во всём мире. Накануне путешествия, в рамках урока окружающего мира «Что мы знаем о своём городе, о своей стране и своей планете», составленном на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в рамках авторской учебной программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» 1 кл., 2008, ОС «Школа России» учащиеся посмотрели фильм о Москве, читали книги, разгадывали кроссворды, рассказывали стихи. Хотя первоначальные знания о Москве у детей есть, беседуя с детьми я заметила, что тема Москвы им интересна, им хочется больше узнать об истории Московского Кремля, его достопримечательностях.
Цель: Через создание проекта «Путеводитель по Кремлю» стимулировать познавательный интерес детей к столице России-Москве.
Задачи:
1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний об истории возникновения, развития и становления города Москвы, для ознакомления с достопримечательностями Московского Кремля.
2. Развивать умения объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить их с современной действительностью.
3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины.
Тип проекта: информационно- ориентированный
Планируемые результаты
Предметные: дети научатся воспроизводить названия и находить отличительные признаки достопримечательностей Московского Кремля.
Метапредметные:
Познавательные: учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, рассмотрят достопримечательности Московского Кремля, учатся различать прошлое, настоящее, будущее.
Регулятивные: переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве.
Личностные: определяют поступки, в которых будет проявляться любовь к Родине.
Путешествие как форма воспитательной работы выбрана мною, так как это яркая, эмоциональная форма, имеющая свои отличительные особенности:
импровизированное перемещение от одной достопримечательности к другой сопровождается музыкальными заставками, стихами, песнями; в путешествии в обязательном порядке включаются элементы игры; путешествие заканчивается в том месте, где и началось. Необходимо наличие карты путешествия, в которой отмечаются все остановки, где предстоит побывать. Именно созданием такой карты «Кремлёвский путеводитель» будут заниматься дети в процессе путешествия.
Ожидаемый результат: создание детьми проекта «Путеводитель по Кремлю» для организации экскурсий по Кремлю с целью знакомства с его достопримечательностями. Данный путеводитель может в дальнейшем пригодиться как для заочных, так и для реальных экскурсий гостей города по Кремлю.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Сообщение темы и цели урока. Выбор темы проекта. II.Формирование новых знаний. III.Планирование проектной деятельности IV.Практическая работа по созданию проекта. V.Защита проекта. VI. Итог. Рефлексия. | 1.Звучит в записи песня О.Газманова «Москва» - Люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости. Всегда много гостей и городе Москве. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город большой, а хочется увидеть в нём как можно больше интересного и ничего не пропустить. -А что вы уже знаете об этом городе? - Кто из вас был в Москве? - Что вам понравилось там? - Где побывали? - Какие памятники, площади, улицы запомнили? - Ребята, а сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в Московский Кремль. Это будет виртуальное путешествие. Оно не настоящее, но мы там побываем, со многими достопримечательностями познакомимся. Экскурсоводом буду сегодня я и мои помощники – проводники из Детского сайта Президента России: Ильюша Муромцев, Алёнушка Попович и Добрыня Никитин. В конце нашей экскурсии мы составим с вами, ребята, путеводитель, по которому любой из вас может отправившись в Кремль в реальное путешествие может посетить достопримечательности не пропустив чего-то главного. -Кому и когда ещё может пригодиться «Путеводитель по Кремлю»?
- Дорога на территорию Кремля ведёт нас через Красную площадь. -Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади походят военные парады, физкультурные праздники и демонстрации. Когда попадаешь на Красную площадь, чувствуешь, что самое главное здание на ней Мавзолей. У Мавзолея днём и ночью стоит почётный караул, который каждый час под бой Кремлёвских курантов меняется. -Начинается земля, как известно от Кремля. Стены Кремля служили для защиты города от нападения врагов. В разное время стены были деревянными, из белого камня. Мощную крепость из красного кирпича приказал выстроить «государь всея Руси» московский князь Иван III. Для этого он пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит и до сих пор – это нынешний Кремль. - Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить: Какая из вас, башен, старейшая? (Чтение диалога башен Кремля) -Всего 20 башен.(Показ Спасской башни). -Как называется эта башня? -Чем она отличается от других башен? -Это главные часы государства –Кремлёвские куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 см, часовой- 2 метра 97 см. Над самыми высокими башнями –Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной - круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. - Как много могли бы рассказать нам о себе башни Кремля! Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля. На территории Кремля находится много соборов. - Кто знает, что такое собор? - Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. У каждого собора свой облик и назначение. В Успенском соборе венчались на царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей страны. Благовещенский собор – домовая церковь великих князей. Архангельский собор – усыпальница московских князей и царей. Усыпальница – место захоронения. Рядом с этим собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники её видели за 10 км от Москвы. Эта колокольня служила и дозорной башней. На самой высоте, на боевой площадке сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны – колокола, а стража разводила подъёмные мосты и наглухо закрывала кремлёвские ворота. Колокольня Ивана Великого спасала не только Кремль, но и всю Москву. - А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки. Дети, закрывайте ушки, Сейчас будет выстрел … -В Кремле есть памятники. Наиболее известный “Царь - Пушка”. Она весит около 400 тонн. Рядом с пушкой лежат огромные ядра. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов более 400 лет тому назад (1586 году). Эта пушка никогда не стреляла. Она стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки, не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина ствола пушки 5 м 34 см. - Послушайте ещё одну загадку. Посмотри, подружка! Рядом с Царь-пушкой, Недалёко, ну около, Другой Царь, но… - Это самый большой колокол из всех существующих в мире. Высота его 6метров 14сантиметров, весит 200 тонн. Его отлили отец и сын Моторины. Во время страшного пожара в 1737 году колокол получил повреждение от быстрой смены тепла и холода, образовались долевые трещины, откололся кусок в 11 с половиной тонн. - У стен Кремля, в Александровском саду, находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы. На надгробной плите написаны слова: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания. -А ещё в Кремле находится резиденция президента. Поднимите руку, кто мечтает стать президентом. - А сейчас мои помощники -проводники Ильюша Муромцев, Алёнушка Попович и Добрыня Никитин с Детского сайта Президента России покажут вам где проводит рабочие дни президент России, где возможно и вы будете работать, если станете президентом или его сотрудником. http://kids.kremlin.ru/index.php?p=5-5&v=fi01 ( Показ контента из фонда Президентской библиотеки о Резиденции президента) - Через Спасские ворота президент пешком входит на территорию Кремля на инаугурацию. Через эти же ворота он пешком может выйти на Красную площадь. Выйдем и мы через эти ворота на Красную площадь, откуда мы начали своё путешествие по Кремлю. Наше путешествие подошло к концу. -Хотели ли бы вы, вновь оказаться в Московском Кремле? -Какие достопримечательности посоветовали бы посмотреть своим друзьям, родственникам. – Чтобы не забыть о пройденном нами маршруте, предлагаю создать проект «Кремлёвский путеводитель». -Работать будем в группах. У каждой группы на столах картинки с изображениями достопримечательностей Кремля; карточки с информацией о каждой из достопримечательностей и лист – путеводитель с названием объекта, о котором вы будете выбирать информацию из предложенного вам материала (Приложение). Каждая группа собирает материал только об одной из достопримечательностей, приклеивает выбранный материал на лист-путеводитель с названием объекта. Затем все, оформленные вами листы собираем в общий коллективный проект «Кремлёвский путеводитель» Обсуждение и самоанализ представленных работ. - Какие ещё страницы можно сделать? - Где и когда может пригодиться наш «Путеводитель»? | - Москва – столица нашей Родины. - В Москве находится правительство нашей Родины, президент. -Москва- всем городам мать. (Ответы детей) -Родственникам, друзьям, знакомым, которые отправятся в реальное путешествие по Кремлю. Может пригодиться при подготовке сообщений к урокам. Ученик читает стихотворение: Мы с детства запомнили эти слова, Ведь нету прекрасней и краше Для горда имени – город Москва, Для площади- Красная площадь Дети рассматривают слайды с изображением Красной площади, Мавзолея. Просмотр слайдов с изображением стен Кремля, башен: Троицкой(старейшей (1485 год)),Тайницкой (2 тайника: тайник-колодец, тайник – подземный ход к речному берегу),Царской (самой молодой(ей нет ещё 300 лет)) -На ней находятся часы. (Показ Спасской башни на слайде) (Просмотр слайда с изображением Соборной площади) -Храм, церковь. (Просмотр слайдов с Успенским, Благовещенским, Архангельским соборами, колокольни Ивана Великого) Дети отгадывают загадки -Пушки (Просмотр слайда с Царь –пушкой) -Колокол ( Просмотр слайда с Царь – колоколом) Ученик читает стихотворение: Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты -рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух,- Навек запомни здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя и для меня Он сделал всё, что мог: Себя в бою не пощадил, А Родину сберёг. (Просмотр слайда с Могилой Неизвестного солдата.) Предидентская библиотека им.Б.Н.Ельцина Детский сайт Президента России (Просмотр ускоренной версии (без мультиков) с одним из предлагаемых проводников контента Кремль ( О резиденции президента: -Большой Кремлёвский Дворец; -Сенат; -Государственный Кремлёвский дворец; -Здание администрации президента; -Спасские ворота Практическая часть по созданию проекта «Кремлёвский путеводитель». Защита проекта по группам. - Я узнал… -Я научился… -Я понял, что могу… -Для меня стало новым… - Меня удивило… - У меня получилось… - Я хотел бы похвалить… - Мне захотелось… |
Приложение
Карточки с названиями достопримечательностей Кремля
Царь-пушка |
Царь – колокол |
Красная площадь |
Спасская башня |
Могила Неизвестного солдата. Вечный огонь славы. |
Соборная площадь |
Карточки с информацией
Каждый день в Москву приезжает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, в гости, в отпуск. И все они в любое время года идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда. Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади походят военные парады, физкультурные праздники и демонстрации. Когда попадаешь на Красную площадь, чувствуешь, что самое главное здание на ней Мавзолей. У Мавзолея днём и ночью стоит почётный караул, который каждый час под бой Кремлёвских курантов меняется. |
Это самый большой колокол из всех существующих в мире. Высота его 6метров 14сантиметров, весит 200 тонн. Его отлили отец и сын Моторины. Во время страшного пожара в 1737 году колокол получил повреждение от быстрой смены тепла и холода, образовались долевые трещины, откололся кусок в 11 с половиной тонн. |
В Кремле есть памятники. Наиболее известный “Царь - Пушка”. Она весит около 400 тонн. Рядом с пушкой лежат огромные ядра. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов более 400 лет тому назад (1586 году). |
Много раз пришлось отстаивать советским людям свою столицу. Суровой осенью 1941 года враг стоял у самых ворот столицы. Гитлер хвастался, что готов принять парад своих войск на Красной площади. Но не вышло! На Красной площади парад состоялся 7 ноября 1941 года, но не фашистских войск, а наш советский военный парад. Грудью заслонили свою столицу 28 героев- Панфиловцев. В память о тех, кто отстоял Родину, зажжён вечный огонь на “Могиле Неизвестного Солдата”. На мраморной плите золотыми буквами написано: “Ни кто не забыт, ни что не забыто”. У “Вечного огня” стоит тишина, люди принося сюда живые цветы и летом и зимой. За мужество в годы суровых испытаний и за трудовую доблесть Москва была награждена орденами и медалью “Золотая Звезда”. В1965году было присвоено звание город- герой. |
Одной из самых главных башен Кремля является “ Спасская Башня” (слайды). На этой башне находятся самые знаменитые часы с курантами. Во время Октябрьских боёв в 1917 году часы были повреждены снарядом, но затем были отремонтированы искусным слесарем Бере и художником- музыкантом Черемных. Они не только их исправили, но и научили исполнять мелодию . |
Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. У каждого собора свой облик и назначение. В Успенском соборе венчались на царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей страны. Благовещенский собор – домовая церковь великих князей. Архангельский собор – усыпальница московских князей и царей. Усыпальница – место захоронения. |
Картинки с изображением достопримечательностей
Используемый материал из фонда Президентский библиотеки имени Б.Н.Ельцина