План-конспект урока по предмету «окружающий мир» во 2-ом классе
1
План-конспект урока по предмету «окружающий мир» во 2-ом классе.
Программа ПНШ Учитель начальных классов Богданова Т. И.
МБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» Кемеровская область, город Киселёвск.
Тема. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Цель. Формирование умения отличать съедобные шляпочные грибы от их двойников по характерным признакам.
Задачи. 1. Обсудить с учащимися отличительные признаки съедобных шляпочных грибов от ядовитых и несъедобных двойников. 2. Развивать мыслительные процессы: речь, память, мышление. 3. Воспитывать экологическую грамотность, ценностное отношение к своему здоровью.
Формирование УУД:
Предметные: * отличительные признаки съедобных грибов, * несъедобные и ядовитые двойники шляпочных грибов, * съедобные грибы родного края.
Личностные: * осознание ценности знаний о съедобных грибах и их двойниках, * умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
регулятивные: * умение выявлять проблему, * умение определять цель урока, * умение контролировать и оценивать свою работу и её результат;
познавательные: * умение сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: * умение работать в парах, * умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
2
Оборудование: учебник окружающий мир О. Н Федотова, Г. В. Трафимова; таблицы : «съедобные шляпочные грибы», «несъедобные и ядовитые шляпочные грибы»; карточки с названием съедобных шляпочных грибов и их несъедобных двойников; ментальная карта на этапе и систематизации знаний, цветные квадраты ( зелёный, жёлтый, голубой ) для самооценки деятельности учащихся.
Ход урока.
№ п/п | Этап Урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся | Резуль- Тат |
1 | Организа- ция нача- ла урока | Организа- ция внима- ния на начало урока | *Здравствуйте, дети. Садитесь. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Он полон открытий и полон тревог. Учителя внимательно слушай, чтоб задания выполнить смог. Любознательные дети хотят знать про всё на свете. А пока проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжки и тетрадки? | Оценивают свою готовность, настрой на урок. | Формирование готовности к предстоящей деятельности. |
2 | Актуализация знаний | Обсудить результаты опыта по выращи- ванию гриба-мукора. Актуализа- ция знаний о грибах как части живой при-роды. | * Ребята, на прошлом уроке мы заложили опыт по выращиванию гриба-мукора. Кто из вас проделал этот опыт дома? *На что вы обрати- ли внимание? *А почему нельзя употреблять в пищу хлеб, на котором образовался гриб-мукор? *Как питаются шляпочные грибы? *Почему они растут под деревьями? *Кто из вас ходил в лес за грибами? *Какие грибы растут в наших лесах? *Все ли грибы можно использовать в пищу? *Почему? *Давайте вспомним, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. *На доске таблицы «Грибы» | Ответы Детей. На кусочке хлеба появился белый пушок плесени, а на конце пушка видны чёрные точки. Это головки со спорами.Когда они раскрыва-ются, потоки воздуха разносят споры по всему помещению. Хлеб такой есть нельзя, он опа-сен для жизни. *Они получают питание из воды, почвы, деревьев. *В наших лесах растут грузди, маслята, опята, подберёзовики, подосиновики, сыроежки. *Не все грибы можно есть. *Собирать мож но только съедобные. * Дети называют гриб и говорят, можно его собирать или нет. | Правильные ответы детей.
Воспроизведе ние информации для успешного усвоения нового материала. |
3 | Постановка учебной задачи. |
| *Царство грибов очень богато. Среди грибов есть ядовитые несъедоб ные и съедобные. Откройте содержа ние учебника и найдите тему нашего урока. (Тема написана на доске ) *Какие задачи сегод ня стоят перед нами? | *Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. *Узнать, чем отличаются ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов от съедобных. | Осознание учащимися основной цели урока. |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретическо- го материала. | Формирование умения отличать съедобные шляпочные грибы от их двойников. | *Ребята. Отгадайте загадки о съедобных шляпочных грибах нашего края. *Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью. Мудрый бородач- старик, житель бора…… *На пеньке сидят братишки. Все в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята называются…… *Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый с ножкой толстой и прямой. *В роще у берёзки повстречались тёзки. *И лесная модница за нарядом гонится: то с бордовым, то с лиловым или алым покрывалом утром появится - хочет всем понравиться. *В мягкой травке на опушке всюду рыженькие ушки. Золотистые сестрички называются…… *У многих съедобных грибов есть двойники ядовитые и несъедобные. Чтобы не перепу- тать съедобные с двойниками, надо знать отличитель- ные признаки как тех, так и других. *На стр. 113-114 мы рассмотрим иллюстрации, определим, чем отличаются ядовитые и несъедобные двойники шляпоч ных грибов от съедобных. * А теперь прочитаем информацию *Сделайте предположение. *Какой гриб самый-самый ядовитый? *С какими грибами её путают? *Каких двойников имеет боровик? *Какой вывод мы можем сделать? | Ответы детей. боровик. опята. Подосиновик. Подберёзовик. сыроежки лисички Дети работают с учебником. Чтение текста цепочкой. Ответы детей. Бледная поганка.
С сыроежкой и шампиньоном. Сатанинский и желчный. Знать отличительные признаки. | Осознанное усвоение знаний по теме. |
5 | Физминутка. | Смена вида деятельности. | *Дети утром рано встали. За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте) Приседали, присе- дали, белый гриб в траве нашли. (Приседания ) На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята, наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери. (Наклоны ) Вон на дереве орех. Кто подпрыг нет выше всех? ( Прыжки ) Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться (Руки вверх ) Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили. (Ходьба на месте) Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть. (Дети садятся ) | Дети выполня - ют движения вслед за учителем. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
6 | Продолжение Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. | | *Ребята, как вы думаете, у дру- гих съедобных грибов есть двойники? * У лисичек есть двойники. Это ложные лисички. Цвет у них красно- оранжевый, а не яично-жёлтый, как у настоящих лисичек. У опят двойники ложные опята. У них цвет кирпично-красный, а не бурый. Шляпка у ложного опёнка колокольчиком и на ножке нет колечка. У опят настоящих на ножке есть манжетка-кольцо, а на шляпке видны белые чешуйки. | Да, есть. Работа с иллюстрациями. Дети сравнивают внешний вид грибов. | |
7 | Первичное закрепление. | Организация правильного выполнения задания и проговарива- ния нового знания в речи. | *На какие группы делятся шляпочные грибы? * Как можно отличить съедобные шляпочные грибы от их двойников? * Откройте учебник на стр. 115, ответьте на второй вопрос: Почему надо быть вниматель- ным при сборе грибов, при употреблении их в пищу? *Работа в парах. На каждой парте карточки с названием грибов: опята, лисички, боровик, сыроежка, ложные опята, ложные лисички сатанинский, желчный, шампиньон, бледная поганка Разложить грибы: съедобный и его двойник. | На съедобные и несъедобные. По внешним признакам. Ответ детей. Работа в парах. | Осознание учащимися практической и личностной значимости урока. |
8 | Обобщение и систематизация знаний. | Формирование прочных навыков по определению вида грибов. | Ментальная карта. *На какие группы делятся шляпочные грибы? * Назовите съедобные грибы. * Перечислите двойников. * Назовите двойников к каждому из съедобных грибов. | Работа с ментальной картой. Ответы детей.
| Сформирован- ный навык по определению съедобных грибов. |
9 | Рефлексия | Организовать понимание ценности выполненной работы. | *Какая была тема нашего урока? *Чему учились? *Зачем вам нужно новое знание? *А сейчас, ребята, покажите карточку, оцените свою работу на уроке. | Ответы детей. Самооценка деятельности на уроке цветными квадратиками ( зелёный, жёлтый, голубой | Осознание учащимися практичес- кой и личностной значимос- ти урока. |
10. | Домашнее задание. | | *Запишите в дневник стр. 113-115, придумать загадку о несъедобном грибе двойнике. | Учащиеся пишут задание в дневник. | |
11 | Выставле- ние оценок. | | *Оценивание работы детей на уроке. | | |