Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Единственное и множественное число глаголов»

1
0
Материал опубликован 25 August 2022

Байкова Лилия Бикмихаметовна

учитель начальных классов


Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов».

Методика моего урока

Уже 2-ый год на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперимент, используя методы развития образной памяти из «Школы эйдетики» Игоря Матюгина. 

Методы запоминания информации, которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять  позитивно. Чем  больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он  создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается. Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации. Я начала использовать эту методику при изучении букв, сейчас же мои дети могут быстро повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые цепочки.

Это как раз и вписывается в главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.



Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов».

Класс: 2 класс

Предмет: Русский язык

Автор: Байкова Лилия Бикмихаметовна

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: изучение материала на основе сказочного сюжета

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.

Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2019. Русский язык. 1-4 классы. Программа и планирование учебного курса/ В.П.Канакина – М.: Просвещение, 2015.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, на доске из картона цветик-семицветик, листы бумаги , разрезанные карточки

Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; разви­вать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять чис­ло глаголов; анализировать, делать выводы, сравнивать; учиться самооценке, формировать умение самоконтроля.

Предметные:

- отличают единственное и множественное число глаголов;

Метапредметные:

- умеют ставить учебную задачу, формулировать цель;

- умеют оценивать результат своей деятельности;

- умеют формулировать и обосновывать свою точку зрения;

-умеют работать в паре;

Личностные:

-имеют желание учиться

- проявляют интерес к познавательной деятельности

Ход урока

Мотивация к деятельности

- Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка , я помогу вам приобрести новые знания. Я очень надеюсь, что у нас всё получится.

Актуализация необходимых знаний

-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках русского языка ?- Что вы знаете по данной теме? Какие понятия вам уже знакомы?

- А какие затруднения у вас ещё возникают?

- Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Глагол»

-Предлагаю поиграть в игру

«Цветы». Если вы согласны с утверждением, то просыпаетесь и открываете глаза. Если не согласны, то закрываете глаза.

Глагол – это часть речи? (да)

Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (да)

Глагол обозначает предмет? (нет)

-Придумайте свой вопрос к игре.

Жила – была девочка Женя, ласковая, добрая, внимательная, но вот беда – не ладилось у неё с русским языком. Мама решила сначала отправить её к бабушке в деревню, отдохнуть и помочь в работе на огороде, а через 14 дней заняться подготовкой по русскому языку.

Приехала Женя к бабушке и удивилась, какой огромный огород и как много здесь разных овощей!

- Как же ты всё успеваешь, бабушка? – спрашивает её Женя.

- Так, милая, глаза страшатся, а руки делают. И у тебя всё получится. Если будешь работать.

Женя принялась активно работать у бабушки на огороде: копала, сажала, поливала, пропалывала, окучивала, а при этом ласково разговаривала с растениями.

На седьмой день пришла утром в огород и ахнула: среди овощной грядки стоит огромный цветок, у которого 7 лепестков разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Удивилась Женя, позвала бабушку посмотреть на это чудо.

А бабушка с улыбкой и говорит:

- Это волшебный цветок, который вырос для тебя в благодарность за твою заботу о растениях. Он хочет тебе помочь. Открой ему секрет, что тебя больше всего беспокоит?

- Конечно, русский язык, - тихо проговорила Женя.

- Значит, по русскому языку он тебе и поможет. Только ты должна четко выполнять все задания, которые приготовил для тебя цветик – семицветик. Выполнив задание с одного лепестка, отрывай другой лепесток и так пока не дойдешь до седьмого лепестка. И всё у тебя получится. Поможем, ребята, Жене?

Выберите глаголы, определите

число глагола.

Рисует, смотрят, смех, весёлый, писал, шустрый (слайд №3)

Постановка учебной задачи

Почему вы не смогли определить число глагола?

- Что мы должны будем научиться делать?

Практическая деятельность (работа по новой теме)

1.Чистописание. (–ут, _ет, -ат, _ит.)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Задания цветика – семицветика

Женя потихоньку оторвала первый лепесток - красный и побежала в комнату. На столе лежал лист бумаги такого же цвета, а на нем были написаны задания. Помогите Жене записать слова.

Словарная работа. Метод Эйдетики.

Я проговариваю слова. Вы рисуете пиктограмму, чтобы в рисунке была прорисована запоминаемая буква.

Земляника, месяц, топор, хороший, объезд, дорога, осина. (Приложение 1)

Женя посмотрела на красный лепесток, он нисколько не завял. Значит, Женя всё сделала правильно. Утром Женя снова пошла в огород, сорвала второй лепесток, оранжевый, на котором было написано следующее задание.

Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите в нём глаголы. (Слайд №4)

Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю.

Найдем глаголы.

Ухожу

Решаю

Играю

Катаю

У. Запишите их себе в тетрадь. Как вы думаете, а почему этот человек все время скучает?

Выполнив задание, она сорвала желтый лепесток.

У. А если у человека появятся друзья и будут делать все дела вместе с ним?

ухожу - уходим

решаю - решаем

играю - играем

катаю - катаем

У. Как изменилась форма глагола? Давайте зададим вопрос к каждой группе.

(что делаю?) (что делаем?)

У. Чем отличаются эти группы глаголов? Что обозначает каждая группа глаголов?

- Какие шаги алгоритма надо выполнить, чтобы определить число глаголов?

Алгоритм

Поставьте вопрос.

Определите, действие скольких предметов обозначает слово. Вспомните правило.

Укажи число глагола.

У. Итак, сделаем вывод.

Глагол в единственном числе обозначает действие скольких предметов?

Глагол во множественном числе обозначает действие скольких предметов?

Пока Женя немного отдыхает, мы с вами тоже расслабимся и сделаем зарядку, которую предлагает нам

Зеленый лепесток цветика – семицветика

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Одна бабочка была? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.

Утром бабочкИ проснулИсь,

ПотянулИсь, улыбнулИсь,

Раз – росой онИ умылИсь,

Два – изящно покружилИсь.

Три - нагнулИсь и приселИ,

На четыре – улетели.

У. Запишем первое предложение из стихотворения. (Слайд )

Определите число глагола.

ед.ч. мн.ч.

Утром бабочка проснулась.

ед.ч. мн.ч.

Утром бабочки проснулись.

Сведения о связи глагола и имени существительного.

Вывод: глагол стоит в том же числе, что и сущ., связанное с ним по смыслу.

Вспомним цель урока (определять число глагола)





Следующий лепесток был небесно – голубого цвета.

1.Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Прочитайте правило на стр.74, расскажите друг другу, что нового вы узнали.

2. Глаголы, записанные на карточке нужно записать в две группы: единственное и множественное число.

Рисуют, пишет, летает, плывут, дружат, бурлит, убегают, дует.(слайд

Запишите их в тетрадь и определите число. А теперь сочиним мини-сказку с этими словами.

Проверка по (слайду № 16)

Синий лепесток как бы сам просился в руки. Женя к нему только прикоснулась, как он сам оказался у неё на ладони.

Поможем ей, выполнив упражнение по учебнику стр. 75 упр.129

Остался один лепесток – фиолетовый. Женя бережно его оторвала и пошла домой приниматься за работу –

Девочки подчеркивают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выбежала из комнаты.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

Самоконтроль

-Кто выполнил без ошибок?

-Поставьте себе +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то

-Кто допустил 2-3 ошибки –

Выполнив последнее задание, Женя побежала в огород поблагодарить цветик – семицветик, но его там уже не увидела. Она оглянулась вокруг, раздвинула кустики и начала искать на земле осиротевший стебелёк, но его как не бывало.

- Чудо, да и только, - подумала Женя и медленно пошла домой.

Женя оторвала все семь лепестков, выполнила все семь заданий по русскому языку. Вернувшись, домой, она «отлично» сдала экзамен по данной теме

- А что ей помогло? Действительно ли волшебный цветик – семицветик? Как вы думаете?

-Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Благодарю вас за активную работу..

Рефлексия

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Я узнал…

Мне удалось научиться…

Я порадовался тому, что…

- Оцените свою деятельность на уроке. Нарисуйте на полях смайлик.

Домашнее задание

С. 74 правило

С.75 упр. 130

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации