Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов» (2–3 класс)
Целевой блок | |
Тема: | Единственное и множественное число глаголов |
Педагогическая цель: | Формирование представлений о глаголах в единственном и множественном числе. |
Планируемые результаты: | Предметные: формирование умения различать глаголы в единственном и множественном числе, правильное употребление их в речи; усвоение отличительных признаков глагола; применение полученных знаний в повседневной жизни. |
Личностные УУД: принятие социальной роли обучающихся; мотивация к учебной деятельности; стремление развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; умение доказывать свою точку зрения; проявление самостоятельности, личной ответственности. | |
Метапредметные УУД: *Регулятивные: формулирование учебной задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; контроль и оценивание своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости внесение корректировки и дополнения; осознание качества и уровня усвоения знаний; способность к саморегуляции; оценивание своей деятельности на уроке. | |
*Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера; умение слушать и понимать речь других; умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
*Познавательные: формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; создание алгоритма деятельности; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепочки рассуждений, анализ, сравнение; установление причинно-следственных связей. | |
Инструментальный блок | |
Задачи урока: | Познакомить с понятием «единственное и множественное число глаголов»; Развивать устную и письменную речь; Научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий. |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Учебно – методический комплекс | Учебник, проектор, компьютер, презентация, разработанная учителем, раздаточный материал, цветные карандаши |
Организационно – деятельностный блок | |
Основные понятия: | Число глаголов: единственное и множественное |
Организация пространства | Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. |
Межпредметные связи: | Литературное чтение, физкультура, окружающий мир. |
Действия обучающихся | Участие в обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Проверить первичные знания детей по изученному на уроке материалу |
Домашнее задание: | - |
План урока.
1. Мотивационный.(1 мин.)
2. Постановка учебных задач. (4 мин.)
3. Учебные действия. (5 мин.)
4. Контроль. (1 мин.)
5. Самоконтроль. (2 мин.)
6. Оценка. (1 мин.)
7. Самооценка. (1 мин.)
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивационный | - Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения и сегодня на уроке вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | Приветствие | Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности |
Постановка учебных задач | - Прочитайте стихотворение: - О чем идет речь в стихотворении? - Какое слово повторяется? - Что означает слово «мокнуть»? - Во всех ли строчках слово употребляется в одной и той же форме? - Запишем эти два слова в тетради. - Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей записи, записываем дату, классная работа. - Записываем: Мокнут (что делают?) мокнет (что делает?) - Какой вопрос задаем к первому слову? Ко второму? Какая это часть речи? - Верно. Чем отличаются эти глаголы? - Как вы думаете, какова тема урока? - Какую цель поставим перед собой? - Какие задачи мы решим на уроке? - Перед вами план, которому мы будем следовать в течение урока. 1. Узнаем о единственном и множественном числе глагола; 2. Научимся определять единственное или множественное число глагола; 3. Выполним задания для закрепления полученных знаний. |
О том, что все мокнет. Мокнут Под действием влаги становиться мокрым, сырым. Нет. В четвертой строчке слово «мокнет». Что делают? Что делает? Глагол. Числом. Единственное и множественное число глаголов. Узнать о единственном и множественном числе глагола. Познакомится с понятием единственного и множественного числа глагола. Научиться применять полученные знания при выполнении упражнения. | Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; создание алгоритма деятельности |
Учебные действия | - Сегодня у нас необычный урок. Нам необходимо отправиться в путешествие на остров Волшебного дерева для того, чтобы доставить новые знания. А для того, чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку: По волнам дворец плывет, На себе людей везет. - Молодцы! Мы отправляемся в путешествие на корабле. И вот на нашем пути волнующееся море. Чтобы преодолеть его, необходимо выполнить задание. - Перед вами слова. На какие две группы их можно разделить в зависимости от того, сколько действий выполняется? Читает поют Пишет играют Рисует убирают - Какие слова отнесем в первый столбик? - Катя, выйди к интерактивной доске и выбери слова, которые относятся к первому столбику. - Узнаем, к какому числу относятся эти слова. Вытри защитный слой ластиком. - Ира, выйди к доске и выбери слова, относящиеся ко второму столбику. - Узнаем, к какому числу относятся эти слова. Вытри защитный слой ластиком. - Какой вывод можно сделать? - Проверим наши предположения по учебнику. Откройте учебник на 74 стр. - Настя, прочитай правило. - Наши предположения оказались верны? - Мы узнали правило? - Если вы поняли, как определять единственное или множественное число глаголов, то поставьте плюс в колонке «Волнующееся море». | Корабль Действие одного предмета, действие двух и более предметов. Читает, пишет, рисует. Ед.ч. Поют, играют, убирают. Мн.ч. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в ед.ч., а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во мн.ч. Да. | Личностные УУД: ; стремление развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; умение доказывать свою точку зрения; проявление самостоятельности, личной ответственности. Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера; умение слушать и понимать речь других; умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Познавательные УУД: ; выделение необходимой информации; создание алгоритма деятельности; осознанное построение речевого высказывания. |
Контроль | - Теперь мы можем отправиться дальше. Мы прибыли на остров Загадочный. Чтобы его переплыть, необходимо выполнить задание. - А загадочное на этом острове то, что на нем живут дети, которые очень любят писать друг другу письма. Но они не знают, в каком числе писать глаголы с существительными. Поможем им? - Вспомним, как определить число глаголов? - В парах подберите глаголы к картинкам и определите число глаголов. Запишите в тетрадях полученные сочетания. - Итак, проверим, что у вас получилось. - Мы научились определять число глаголов? - Ребята, нам удалось помочь детям на острове, и мы можем отправиться дальше. Если вы не испытывали трудностей при выполнении задания, то поставьте плюс в колонке о. Загадочный. - Мы попали на мели. Вы знаете, что такое мели? - Чтобы проплыть через них. Восстановим наши силы. Физминутка. Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны) Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед) Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (ходьба на месте) - Нам удалось переплыть через мели. Отправляемся дальше. | Число глаголов будет такое же, что и у существительного. Швея шьет. Самолеты летят. Ребенок спит. Да. Мелкое место на дне реки, озера, препятствующее прохождению судов. Выполнение движений. | Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ, сравнение; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера; умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД: проявление самостоятельности, личной ответственности. Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. |
Самоконтроль | - Мы почти добрались до острова Волшебного дерева, но на пути нам попались пираты и захватили наш корабль. Чтобы нас отпустили, необходимо выполнить задание. - Самостоятельно выполните 129 задание в тетради. Вам необходимо изменить число глагола и записать пару. Работаете только с первым пунктом. - Поменяйтесь тетрадями. Сверьте правильность работы с образцом. Поднимите руку, у кого есть ошибки. - Молодцы! - Объединитесь в две группы. Вам необходимо найти глаголы и подчеркнуть красным цветом мн.ч. и синим цветом ед.ч. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Валя испугалась и выбежала из комнаты. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. - Первая группа, какие глаголы подчеркнули красным цветом? - Вторая группа, какие глаголы подчеркнули синим цветом?
- Молодцы, нам удалось справиться с этим заданием, и пираты отпускают нас. Вот мы и прибыли на остров Волшебного дерева. - Если у вас не возникло трудностей при выполнении заданий, поставьте плюс в колонке «о. Волшебного дерева». - Мы закрепили полученные знания? | Звонит-звонят, летит-летят, жужжит-жужжат. Стащили, завесили, прибежали, закрыли. Испугалась, выбежала, сидел, ловил. Да. | Регулятивные УУД: контроль и оценивание своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости внесение корректировки и дополнения; осознание качества и уровня усвоения знаний. |
Оценка | - Вспомним, какова была цель урока? - Мы достигли поставленной цели? - Повторите еще раз, как определить число глагола. - Молодцы ребята, Волшебное дерево благодарит вас за то, что вы принесли на его остров новые знания. | Узнать о единственном и множественном числе глагола. Да. Если действие одного предмета, то ед.ч., если двух и более, мн.ч. | Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения знаний. |
Самооценка | - Оцените свою деятельность на уроке, продолжив предложения: Я узнал… Я научился… - За урок 5 получает … , т.к. ты была активна, отвечала на все вопросы. 4 - …, т.к. ты проявляла меньше активности и затруднялась при ответе на вопросы. - Поднимите руки те, у кого получилось 4 плюса в таблице. Я рада, что вам удалось преодолеть все трудности в освоении новой темы. - Спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД: оценивание своей деятельности на уроке. |