Урок русского языка в 7 классе «Рассказ по картине С. Григорьева "Вратарь"»
Сочинение-рассказ на основе картины С.А.Григорьева «Вратарь» Урок развития речи в 7классе учитель русского языка и литературы Дьяченко В.Н.
Как работать над рассказом по жанровой картине 1. Узнайте сведения о художнике. 2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным. 3. Рассмотрите картину; вдумайтесь в её содержание( что происходит, почему). 4. Постарайтесь представить: что было до момента, изображённого художником, что будет после него. 5. Подумайте, кого , в чём и как вы будете убеждать своим рассказом. 6. Сформулируйте тему, основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать). 7. Вспомните композицию рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине( ведь он самый важный!),составьте план. 8. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём – содержание картины! 9. Включите в свой рассказ элементы описания( обстановки, природы, внешнего вида людей), причём так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев. 10. Напиши черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепиши его.
С.А.Григорьев «Вратарь» (1949г.)
План обсуждения картины. 1. Автор, название картины. Сюжет. 2. Место и время действия. 3. Главные герои картины: а) спортсмены; б)зрители. 4. Художник и его картина(замысел, мастерство).
Схема рассказа. 1.Вступление (где, когда всё начиналось). 2.Основная часть: а)развитие действия; б)действующие лица; в)кульминационный(напряжённый) момент. 3.Заключение(чем всё закончилось).Вывод.
Рассказ на основе картины Жанровая картина – это картина о жизни людей. По жанровой картине, то есть на её основе, можно написать рассказ. Картина неподвижна; она изображает только одно мгновение, один момент, выбранный художником из жизни. Но момент этот – самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться: что было до момента, изображённого художником, что будет после. А, подключив фантазию, создать рассказ по сюжету картины.
Футбольное сражение 1.На пустыре в погожий осенний денёк. 2.Разгар футбольной игры, бесстрашный вратарь. 3.Зрители «болеют» по-разному. 4.Футбол – это здорово!
на окраине города на пустыре в начале осени в тёплый погожий денёк возвращаясь из школы ворота из портфелей
Долговязый, белобрысый Синие спортивные трусы Опущенные чулки Тёмный свитер Кожаные перчатки Перевязанное колено Согнувши колени Прикрыв ворота Сосредоточенно глядя перед собой
В красном лыжном костюме Заложив руки за спину Выпятив живот Готов заменить вратаря Взгляд, устремлённый вперёд
Несколько человек, расположившихся на досках Смотрят вправо Реагируют по-разному Взрослый мужчина захвачен игрой Мальчик, вытянув шею, разинув рот, следит за игрой Девочки наблюдают спокойно, но внимательно Безучастно лежащий пёс