Конспект урока по русскому языку на тему "Главные члены предложения"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 КЛАСС
Тема урока: Главные члены предложения
Учитель: Петроченко Светлана Анатольевна
УМК, название и автор учебника: Школа России, 2 класс. Часть 1. В. Г. Горецкий
Тип урока. Изучение нового материала
Цель урока: познакомить с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и основу.
Задачи урока:
Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с
основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Планируемые предметные результаты:
- находят основу и второстепенные члены предложения;
-определяют в словах изученные орфограммы;
-различают предложение и группу слов;
- оформляют предложение на письме.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные:
-осуществляют действия контроля и оценки.
Коммуникативные:
-строят речевые высказывания в устной форме;
-взаимодействуют с учителем и сверстниками;
-взаимодействуют при работе в паре.
Познавательные:
- осуществляют операцию синтеза.
Планируемые личностные результаты: следуют этическим нормам поведения в коллективе, в группе.
Оборудование урока: презентация, карточки с предложениями, конверты с наборами слов.
этап урока, отводимое время | деятельность учителя и формулировки заданий; деятельность учащихся | планируемые результаты | |
Организационный момент (1мин.) | У: Здравствуйте, ребята! Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | | |
Актуализация знаний (10мин.) | У: Ребята, я сейчас вам буду показывать слово, а вы мне букву, которую надо вставить в него. с..нтябрь вет..р з..ма в..робей д..ревья л..са у: (показывают буквы на веере гласных букв) У: верно ребята! - На какие две группы можно разделить эти слова по орфограммам? Д.: Безударные гласные, написание которых можно проверить и безударные гласные, написание которых надо запомнить, словарные слова. У.: -Назовите словарные слова. Д.: - сентябрь, ветер, воробей. У.: - Какие еще словарные слова мы изучали? (Дети называют слова, которые изучали в 1 классе) У.: - Какими словами проверяли оставшиеся слова? Д.: зима- зимы, деревья – дерево, лиса – лисы). У. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропишите показы. У.: - Посмотрите на запись на доске. Это предложение? Снежинки, на, солнце, кружатся Д.: Нет, это набор слов. У.: Составьте предложение со словами, записанными на доске. Д.: Снежинки кружатся на солнце. У.: Что вы сделали, чтобы получилось предложение? Д.: Изменили слова, чтобы они подходили по смыслу. У.: О ком или о чём говорится в предложении? Д. О снежинке. Подчеркиваем слово снежинки одной чертой. У.: А что говорится о снежинках? Что они делают? Д.: В предложении говорится, что снежинки кружатся. У.: -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какие цели вы поставите перед собой? Дам вам подсказку. Посмотрите на буквы на карточках, вам необходимо зачеркнуть каждую вторую букву и вы получите ответ. ГНЛКАХВМНЯЫЙЕ ЧЖЛЙЕЩНБЫ ПЕРЙЕХДЭЛУОЩЖСЕКНЮИЗЯЦ Дети высказывают предположения. У.: Давайте проверим наши догадки. Откройте учебник на стр. 31. Прочитайте тему уроку. | -определяют в словах изученные орфограммы; -строят речевые высказывания в устной форме; -различают предложение и группу слов; - осуществляют операцию синтеза; -строят речевые высказывания в устной форме; -взаимодействуют с учителем и сверстниками; | |
Открытие нового знания (14 мин.) | У.: О каких членах предложения мы будем говорить на уроке? Д.: - о главных членах предложения. У детей на столах карточки с записанными предложениями и белые полоски.
У.: - В чем сходство записанных предложений? Д.: - В них говорится про солнышко, что оно светит. У.: - В чем различие? Д.: - Добавлены новые слова. У.: - Если убрать из предложений слова «солнышко» и «светит» будет понятен смысл? Закройте сначала слово «солнышко» в предложениях бумажной полоской. Прочитайте. Понятен смысл? Д. : Нет. У.: - А теперь закройте слово «светит». А теперь понятно о чем идет речь? Д.: Нет. У.: - Давайте закроем слова «ярко» и «осеннее». Понятен смысл предложения? Д.: Да, в нем говорится про солнышко, что оно светит. У.: - Какой вывод можем сделать? Д.: В предложении есть слова главные, в которых заключена основная мысль У.: -Давайте прочитаем правило стр. 32. У.: - Что такое главные члены предложения? Д.: - Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения. | - строят речевые высказывания в устной форме; -взаимодействуют с учителем и сверстниками; - находят основу и второстепенные члены предложения; - строят речевые высказывания в устной форме; | |
Физминутка. (2 мин.) | Давайте, немного разомнемся. Самолёт. | | |
Применение новых знаний для решения учебно практических задач (10мин) | У: У вас на столах лежат конверты с цифрой 2. Сейчас вам предстоит поработать в паре. Какие правила вы должны помнить? Д.: - Не кричать, разговаривать шепотом, договариваться, прислушиваться к мнению соседа. По окончанию работы показать условный знак. У.: - Молодцы. Откройте конверты и посмотрите, что в них и сформулируйте задание. (В конвертах лежат три набора слов, скрепленные скрепкой).
Д.: Надо составить предложения из предложенных слов. У.: Правильно. Составьте предложения, работая в паре. (Дети составляют предложения и показывают свою готовность). Проверка. Заслушиваются предложения. У.: - А теперь запишем получившиеся предложения в тетрадь. - Подчеркните одной чертой, о чем говорится в предложении. У.: Проверьте свои работы, сверьтесь с образцом на доске. На полях начертите шкалу и оцените свою работу. | - строят речевые высказывания в устной форме; - следуют этическим нормам поведения в коллективе, в группе; -осуществляют действие синтеза; -строят речевые высказывания в устной форме; -строят речевые высказывания в устной форме; - осуществляют операцию синтеза; - оформляют предложение на письме. -осуществляют действия контроля и оценки. | |
Итог урока. Рефлексия (3 мин.) | Что нового узнали о предложении? -Мы достигли цели? Молодцы! Д.: В предложении всегда есть основа). У.: Что такое основа? Д.: - Слова, в которых заключен смысл предложения). У. Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и его основа? Покажите на светофоре ваше отношение к уроку. Зеленый – всё было понятно, я легко справился со всеми заданиями, понял, что такое основа предложения. Желтый – мне все понятно, но при работе на уроке испытывал трудности. Зелёный – На уроке было трудно. Я не научился находить основу предложения. | -строят речевые высказывания в устной форме; -вспоминают поставленную цель. -осуществляют действия контроля и оценки. -подводят итоги. | |
Домашнее задание | карточка | |
Приложение 1.
Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. | Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. |
Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. | Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. |
Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. | Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. |
Приложение 2.
спит берлоге медведь в |
лесу нашла красивый мама гриб в |
снег повалил хлопьями крупными |
|
спит берлоге медведь в |
лесу нашла красивый мама гриб в |
снег повалил хлопьями крупными |
|
спит берлоге медведь в |
лесу нашла красивый мама гриб в |
снег повалил хлопьями крупными |
Приложение 3
Самоанализ урока
Урок по теме «главные члены предложения» - третий в разделе «Члены предложения», урок «открытия» нового знания. Тема является сложной для учащихся 2 класса. При планировании урока были учтены уровни подготовленности класса : пары составлялись по принципу «сильный – слабый», вопросы для детей задавались соответственно возраста. Перед уроком были поставлены следующие задачи:
Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с
основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Я считаю , что все они важны и взаимосвязаны, поэтому решать их нужно в комплексе.
Выбранная структура урока была оптимальной для решения обозначенных задач: большая часть была отведена на новый материал и на его закрепление, т.к. тема сложная. На уроке дети работали в парах, использовалась самопроверка и взаимопроверка, самооценка. Акцент был сделан на этапе актуализации знаний, т.к. мне очень хотелось, чтобы учащиеся сами смогли определить учебную задачу. На уроке царила благоприятная психологическая обстановка за счет того, что учитель часто хвалит ребят.
Я считаю, что урок целей достиг, все поставленные задачи были выполнены, использовалась работа в парах, учитель не преподнес материал детям, а только направлял мысли учащихся в нужное русло, дети сами старались выдвигать гипотезы и делать выводы.