Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика и фразеология»
Министерство науки и ВЫСШЕГО образования Российской федерации
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Методическая разработка урока
по теме: «Лексика и фразеология»
Деминой С.В.
2023, июнь.
Тема Лексика и фразеология
Цель урока: проверить знания студентов по теме «Лексика и фразеология».
Тип занятия: викторина.
Ход занятия.
Слово преподавателя
-Сегодня на занятии мы проведём викторину. Соревнуются 2 команды:
Девушек и юношей
Вопросы:
1.Как вы понимаете слова Кристиана Фридриха Геббеля: «Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надёжный пробный камень образованности».
2.Что может сказать о человеке его лексикон?
3 Отгадайте слово:
Раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение (лексика)
Словарный запас человека (лексикон)
Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской (синонимы)
Слова противоположного значения (антонимы)
Синоним к слову «благоухание» (аромат)
Синонимы, расположенные по возрастанию признака (градация)
Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением (паронимы)
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (омонимы)
Синоним к слову дипломат (атташе)
Контраст (антитеза)
4.Вам надо продолжить название
«Принц и…»
«Война и …»
«Отцы и …»
«Волки и …»
«Красное и …»
«Живые и …»
«Толстый и …»
«Преступление и…».
5Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
6.Анекдоты.На каких лексических явлениях они основаны?
К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)
– Как сделать заливное из осетрины?
– Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)
7.Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был молодой, умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
8.Найдите пары фразеологизмов-антонимов.
Медведь на ухо наступил; язык до Киева доведёт; длинный язык; голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; большая шишка, днём с огнём, звёзд с неба не хватает, звёздный час, найти общий язык, к шапочному разбору, на широкую ногу, взять с потолка, сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет; комар носу не подточит; море по колено; ни в какие ворота не лезет; мастер на все руки; к шапочному разбору; как с цепи сорвался; как с гуся вода.
9.Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.
Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.
10.Составьте и запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.
Переливать из пустого в порожнее; днём с огнём не сыскать; когда рак на горе свистнет; сдвинуться с мёртвой точки; родиться под счастливой звездой; пуд соли съесть; приказать долго жить; плыть по течению.