Конспект урока по русскому языку «Понятие о частях речи» (3 класс)
Тема: «Понятие о частях речи»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Предметные:
· развивать умение выделять признаки классификации частей речи;
· закрепить знания о нахождении частей речи;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Метапредметные:
· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование:
- проектор, компьютер, словообразовательные словари, материалы к уроку, карточки со словами и заданиями разного уровня, схемы, иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Минутка чистописания.
Руки( на месте),
Ноги( на месте),
Локти(у края),
Спина(прямая).
- Запишем число и классная работа.
-Какой месяц у нас наступил?
-Что вы можете рассказать об этом месяце?(2- месяц с начала года; 3-зимний месяц)
-Какая первая буква в этом слове (эф)
-Дайте характеристику звуку этой буквы.
На минутке чистописания запишем
Фф фф Фф фф
-Прочитайте слова и скажите,что они обозначают?
Февраль снежень лютень( бывают еще лютые морозы) бокогрей( начинает проглядывать солнышко и пригревать бока)
- А теперь прочитайте пословицу и объясните её значение..
Февраль-месяц лютый, спрашивает: как обутый?.
- Запишите и поставьте ударение в словах .
-Найдите в этой пословице словарные слова( февраль, месяц).
III. Объявление темы урока:
У: Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.
Сегодня на уроке мы идём в гости к одной большой и дружной семье.
Учитель: А к какой это мы узнаем, отгадав загадки. А отгадки запишем в два столбика.( работа у доски). Тема урока будет спрятана в первом столбике. Обратите внимание, ответы на загадки – словарные слова.
1. |
|
|
|
|
|
| ||||
2. |
|
|
|
|
|
| ||||
3. |
|
|
|
|
|
| ||||
4. |
|
|
|
|
|
|
| |||
5. |
|
|
|
| ||||||
6. |
|
|
|
|
|
| ||||
7. |
|
|
|
|
|
|
| |||
8. |
|
|
|
|
|
|
| |||
9. |
|
|
|
|
|
|
|
1. Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
Ответ (Апрель)
3. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
4. То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я…(Тетрадь)
5. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
6. Здесь кормушки для пернатых
Приготовили... (Ребята)
7. Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина. (Ежевика)
8. Четвертый день недели. (Четверг)
9. Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста -
(Извините)
Ч | Е | Т | Ы | Р | Е |
| ||||
А | П | Р | Е | Л | Ь |
| ||||
С | О | Б | А | К | А |
| ||||
Т | Е | Т | Р | А | Д | Ь |
| |||
И | Н | Е | Й |
| ||||||
Р | Е | Б | Я | Т | А |
| ||||
Е | Ж | Е | В | И | К | А |
| |||
Ч | Е | Т | В | Е | Р | Г |
| |||
И | З | В | И | Н | И | Т | Е |
Дети: «Части речи». ( прикрепить на доску)
Учитель: Новая это для вас тема или нет?
Дети: Нет, не новая
Оцените свою работу в листах достижений.
Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках.
. Слов в русском языке очень много. В Русском орфографическом словаре их около 180 тысяч.
Все слова поделены на большие группы, которые называются части речи.
-Слово- это главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа.
IV. Закрепление знаний об имени существительном
Давайте об этом послушаем рассказ. (Выходит Имя существительное)
Имя существительное: "Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я - имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я -самая древняя часть речи.
-Ребята, давайте сделаем обобщение. Что же такое имя существительное? (Правило).
-Выпишите в тетрадь все имена существительные . Девочки выписывают слова отвечающие на вопрос кто?, мальчики на вопрос что?
Игрушка, волк, прыгать, сторож синий, учитель, дождливый, букет, красивый, счастье, заяц, жизнь, кенгуру, свободный, планета.
-Проверим. По "цепочке" читаем по одному слову. Оцените свою работу.
V. Физминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
VI. Закрепление знаний об имени прилагательном.
-А теперь послушаем Имя прилагательное.
Имя прилагательное: "Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь! Родилась я с очень покладистым характером. Мечтаю дружить с именем существительным."
-Ребята, а что вы знаете об имени прилагательном?
-Имя прилагательное сказало. что хочет дружить с именем существительным. Как вы думаете, получится у них дружба?
-Если мы прилагательное поставим рядом с существительным, что у нас получится? (Словосочетание)
-Что вы знаете о словосочетаниях? ( Словосочетание-это два слова, связанных между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания)
-Упр 380.
VII. Закрепление знаний о местоимении.
-Интересный рассказ о себе нам приготовило местоимение.
Местоимение: "Я о себе такого мнения: огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена. Мой мир широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. Я могу работать вместо имени существительного"
-Согласны ли вы с таким утверждением?
-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи. Они не называют предмет, а только на него указывают.
-Какие местоимения знаете?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно,они)
-А сейчас возьмите карточку №1. Замените в тексте часто повторяющиеся слова местоимениями. ( работа по группам)
Карточка №1.
Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга подняла в воздух лёгкие снежинки. Снежинки закружились в хороводе.
Карточка 2.
Приближалась грозовая туча. Туча становилась всё темнее. Над лесом тревожно летали птицы. Птицы громко кричали. Подул резкий ветер. Ветер сильно качал деревья.
Карточка 3.
Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. Дорога вела прямо к избушке лесника. У дороги росли сосны. Сосны были старые, ветвистые.
- Проверим задание.
VIII. Закрепление знаний о глаголе.
Глагол: "Что без меня предметы? Лишь названия! А я приду - всё в действие придёт: летит ракета, люди строят здания, цветут сады, хлеб растёт. Я настоящий богатей среди частей речи. Я хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с существительным, местоимением, числительным, наречием. По частоте употребления я занимаю 2-ое место после существительного".
-Что такое глагол?
-Возьмите карточку . Выберите себе одно задание, прочитайте внимательно и приступайте.
-1. Подчеркните глаголы.
Строит, уходит, выключатель, ловушка, играют, направят, ответит, ласковый, захватчик, творожный.
2. Напишите подходящие глаголы.
Машина …………………... , снег…………………. ... , кошка ... ……………………….., ученик ………………………….. .
3. Напишите глаголы, противоположные по смыслу.
Открывает —…………………………. ... , приходит —………………………………………. ... ,запомнят — -
………………………... , разрушает — ……………………………………... .
Проверим задание.
IX Физминутка.
- А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
- Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – подпрыгиваете, если имя прилагательное – показываете волну руками.
Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, горячо.
- Ребята, а что же надо делать на слово горячо? Как вы думаете? Почему?
- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
X. Задания:
Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают.
МАЛЫШИ КАКОЙ?
СМЕЯЛСЯ ЧТО?
ЧТО СДЕЛАЛ?
НИЗКИЙ
УЛЫБНУЛСЯ КТО?
УЧЕБНИК
КАКАЯ?
КРАСИВАЯ ЧТО ДЕЛАЛ?
2 Учитель читает слова, а задача учеников записать 1 ряд-имена существительные, 2 ряд- имена прилагательные, 3ряд - глаголы.
(Народ, дорога, рубить, шить, герой, покупать, рассеянный, скромный, сон, храбрый, бегать. весёлый)
XI. Рефлексия.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и выполнить все задания.
- Вспоминаем тему урока: «Части речи»
– Что общего у слов одной части речи? (вопросы, значение)
– Какие части речи вы знаете?
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
XII. Домашняя работа
Г | Л | Н | А | С | О | Ю | З |
С | А | Г | Р | Е | Ч | Т | И |
У | Щ | О | Л | Ь | И | С | Р |
С | Е | Л | Е | Н | Е | А | Е |
Т | В | И | Т | О | Е | Ч | Ч |
П | Р | Е | Д | Л | О | Г | И |
Лист достижений
№1 | № 2 | № 3 | №4 | №5 | Общая оценка |
| | | | | |
С - справился - были затруднения - не справился
Лист достижений
№1 | № 2 | № 3 | №4 | №5 | Общая оценка |
| | | | | |
С - справился - были затруднения - не справился
Лист достижений
№1 | № 2 | № 3 | №4 | №5 | Общая оценка |
| | | | | |
С - справился - были затруднения - не справился
Инна