12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Метелёва И.Г.19

Тема: «Понятие о частях речи»

Тип урока: комбинированный

Цели:

Предметные:

· развивать умение выделять признаки классификации частей речи;

· закрепить знания о нахождении частей речи;

· учить аргументировать свою точку зрения;

Метапредметные:

· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Личностные:

· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

· умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие;

· создать благожелательную творческую атмосферу

Оборудование:

- проектор, компьютер, словообразовательные словари, материалы к уроку, карточки со словами и заданиями разного уровня, схемы, иллюстрации.

Познавательные УУД

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент. 
Прозвенел уже звонок, 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам.

Будем отвечать активно, 
Хорошо себя вести, 
Чтобы гости дорогие 
Захотели вновь прийти!

2. Минутка чистописания.

Руки( на месте),

Ноги( на месте),

Локти(у края),

Спина(прямая).

- Запишем число и классная работа.

-Какой месяц у нас наступил?

-Что вы можете рассказать об этом месяце?(2- месяц с начала года; 3-зимний месяц)

-Какая первая буква в этом слове (эф)

-Дайте характеристику звуку этой буквы.

На минутке чистописания запишем

Фф фф Фф фф

-Прочитайте слова и скажите,что они обозначают?

Февраль снежень лютень( бывают еще лютые морозы) бокогрей( начинает проглядывать солнышко и пригревать бока)

- А теперь прочитайте пословицу и объясните её значение..

Февраль-месяц лютый, спрашивает: как обутый?.

- Запишите и поставьте ударение в словах .

-Найдите в этой пословице словарные слова( февраль, месяц).

III. Объявление темы урока:

У: Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

Сегодня на уроке мы идём в гости к одной большой и дружной семье.

Учитель: А к какой это мы узнаем, отгадав загадки. А отгадки запишем в два столбика.( работа у доски). Тема урока будет спрятана в первом столбике. Обратите внимание, ответы на загадки – словарные слова.

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 



1. Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)

2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
Ответ (Апрель)

3. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)

4. То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я…(Тетрадь)

5. И не снег, и не лёд, 
А серебром деревья уберёт. (Иней)

6. Здесь кормушки для пернатых

Приготовили... (Ребята)

7. Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина. (Ежевика)

8. Четвертый день недели. (Четверг)

9. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста -

(Извините)

Ч

Е

Т

Ы

Р

Е

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

С

О

Б

А

К

А

 

Т

Е

Т

Р

А

Д

Ь

 

И

Н

Е

Й

 

Р

Е

Б

Я

Т

А

 

Е

Ж

Е

В

И

К

А

 

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

 

И

З

В

И

Н

И

Т

Е



Дети: «Части речи». ( прикрепить на доску)

Учитель: Новая это для вас тема или нет?

Дети: Нет, не новая

Оцените свою работу в листах достижений.

Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках.

. Слов в русском языке очень много. В Русском орфографическом словаре их около 180 тысяч.

Все слова поделены на большие группы, которые называются части речи.

-Слово- это главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа.

IV. Закрепление знаний об имени существительном

Давайте об этом послушаем рассказ. (Выходит Имя существительное)

Имя существительное: "Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я - имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я -самая древняя часть речи.

-Ребята, давайте сделаем обобщение. Что же такое имя существительное? (Правило).

-Выпишите в тетрадь все имена существительные . Девочки выписывают слова отвечающие на вопрос кто?, мальчики на вопрос что?

Игрушка, волк, прыгать, сторож синий, учитель, дождливый, букет, красивый, счастье, заяц, жизнь, кенгуру, свободный, планета.

-Проверим. По "цепочке" читаем по одному слову. Оцените свою работу.

V. Физминутка

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.



VI. Закрепление знаний об имени прилагательном.

-А теперь послушаем Имя прилагательное.

Имя прилагательное: "Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь! Родилась я с очень покладистым характером. Мечтаю дружить с именем существительным."

-Ребята, а что вы знаете об имени прилагательном?

-Имя прилагательное сказало. что хочет дружить с именем существительным. Как вы думаете, получится у них дружба?

-Если мы прилагательное поставим рядом с существительным, что у нас получится? (Словосочетание)

-Что вы знаете о словосочетаниях? ( Словосочетание-это два слова, связанных между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания)

-Упр 380.

VII. Закрепление знаний о местоимении.

-Интересный рассказ о себе нам приготовило местоимение.

Местоимение: "Я о себе такого мнения: огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена. Мой мир широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. Я могу работать вместо имени существительного"

-Согласны ли вы с таким утверждением?

-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи. Они не называют предмет, а только на него указывают.

-Какие местоимения знаете?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно,они)

-А сейчас возьмите карточку №1. Замените в тексте часто повторяющиеся слова местоимениями. ( работа по группам)

Карточка №1.

Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга подняла в воздух лёгкие снежинки. Снежинки закружились в хороводе.

Карточка 2.

Приближалась грозовая туча. Туча становилась всё темнее. Над лесом тревожно летали птицы. Птицы громко кричали. Подул резкий ветер. Ветер сильно качал деревья.

Карточка 3.

Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. Дорога вела прямо к избушке лесника. У дороги росли сосны. Сосны были старые, ветвистые.



- Проверим задание.

VIII. Закрепление знаний о глаголе.

Глагол: "Что без меня предметы? Лишь названия! А я приду - всё в действие придёт: летит ракета, люди строят здания, цветут сады, хлеб растёт. Я настоящий богатей среди частей речи. Я хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с существительным, местоимением, числительным, наречием. По частоте употребления я занимаю 2-ое место после существительного".

-Что такое глагол?

-Возьмите карточку . Выберите себе одно задание, прочитайте внимательно и приступайте.

-1. Подчеркните глаголы.

Строит, уходит, выключатель, ловушка, играют, направят, ответит, ласковый, захватчик, творожный.

2. Напишите подходящие глаголы.

Машина …………………... , снег…………………. ... , кошка ... ……………………….., ученик ………………………….. .

3. Напишите глаголы, противоположные по смыслу.

Открывает —…………………………. ... , приходит —………………………………………. ... ,запомнят — -

………………………... , разрушает — ……………………………………... .

Проверим задание.

IX Физминутка.

- А сейчас ребята отдохнём и поиграем. 
- Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – подпрыгиваете, если имя прилагательное – показываете волну руками.

Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, горячо.

- Ребята, а что же надо делать на слово горячо? Как вы думаете? Почему? 
- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше. 

X. Задания:

    Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают.

МАЛЫШИ КАКОЙ?

СМЕЯЛСЯ ЧТО?

ЧТО СДЕЛАЛ?

НИЗКИЙ

УЛЫБНУЛСЯ КТО?

УЧЕБНИК

КАКАЯ?

КРАСИВАЯ ЧТО ДЕЛАЛ?

2 Учитель читает слова, а задача учеников записать 1 ряд-имена существительные, 2 ряд- имена прилагательные, 3ряд - глаголы.

(Народ, дорога, рубить, шить, герой, покупать, рассеянный, скромный, сон, храбрый, бегать. весёлый)



XI. Рефлексия.



- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и выполнить все задания.

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Что общего у слов одной части речи? (вопросы, значение)

Какие части речи вы знаете?


Опираясь на таблицу, закончи предложения.

Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:



XII. Домашняя работа

Г

Л

Н

А

С

О

Ю

З

С

А

Г

Р

Е

Ч

Т

И

У

Щ

О

Л

Ь

И

С

Р

С

Е

Л

Е

Н

Е

А

Е

Т

В

И

Т

О

Е

Ч

Ч

П

Р

Е

Д

Л

О

Г

И




Упр 379





Лист достижений

1

2

3

4

5

Общая оценка












С - справился - были затруднения - не справился



Лист достижений

1

2

3

4

5

Общая оценка












С - справился - были затруднения - не справился



Лист достижений

1

2

3

4

5

Общая оценка












С - справился - были затруднения - не справился



Опубликовано


Комментарии (1)

Инна, 17.11.19 в 18:28 0Ответить Пожаловаться
Отличный конспект урока! Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.