12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокорина Наталья20

МОУ Челсменская основная общеобразовательная школа

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

по УМК «Планета знаний»

Тема: «Наречие – самостоятельная часть речи»

Подготовила и провела Кокорина Н.Б. учитель начальных классов

 

 

Тема урока

«Наречие – самостоятельная часть речи»

 

Тип урока

Открытие новых знаний

 

Цель урока

Создание условий для формирования у обучающихся умений определять в тексте новую самостоятельную часть речи – наречие.

 

Задачи урока

Образовательные:

познакомить с новой самостоятельной часть речи наречием;

формировать умение определять в тексте новую самостоятельную часть речи «наречие»;

повторить самостоятельные и служебные части речи.

Развивающие:

развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, произвольное внимание;

развивать умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы.

Воспитательные:

формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, формировать адекватную самооценку;

воспитывать интерес к родному языку.

 

УУД

Личностные УУД:

Развитие умения работать самостоятельно и в парах.

Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

Воспитание умения слушать и отвечать по мере надобности.

Формирование положительной мотивации к обучению.

Регулятивные УУД:

Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

 

Ресурсы

основные

дополнительные

Книгопечатная продукция:

Учебник «Русского языка», 4 класс.

Рабочая тетрадь.

Наглядные пособия, раздаточный материал:

Таблица самостоятельные и служебные части речи, карточки с заданиями, клей, фломастеры, листы А4, индивидуальные таблицы.

 

Форма организации деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая

 

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

Этап мотивации

2 минуты

-  Проверьте все ли у вас готово к уроку.

- Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке? Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку.

На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.

- Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? ( себя)

-Конечно на уроке главные мы. .. Давайте улыбнёмся друг другу! Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Начнём урок.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Настроились на урок.

 

- Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

- Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работы

Готовность к уроку.

Этап

актуализация полученных знаний.

10 минут

- Сегодня на уроке вы будите работать в парах.

- Ребята, посмотрите, у меня на доске слова

Метель, гулять, пуховый, рисовать, весёлый, шумный, корм, друзья, легко, бережливый, бегать, писать., к, за, от, но, и не

- Распределите данные слова на самостоятельные и служебные части речи в таблицу на доске.

 

- Проверка по образцу.

 

 

 

 

- У каждой пары своё задание: первая пара выписывает имена существительные, вторая пара выписывает имена прилагательные, третья пара выписывает глаголы.

Писать будете на больших листах бумаги.

 

- Покажите результат своей работы.

 

- Проверим правильность работы каждой группы.

 

 

- Докажите, что вы выписали слова правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, вы не определили ни к одной части речи слово легко

- Подумайте, а на какую часть речи оно похоже?

- Давайте еще раз вспомним, что такое имя прилагательное?

 

- Давайте подумаем, почему это не прилагательное

Составим словосочетание Легко + сущ

- Значит это слово обозначает не признак предмета и поэтому не является прилагательным.

 

Правила работы в парах.

 

 

 

 

Учащиеся работают у доски

 

 

Учащиеся проверяют результат работы на доске по образцу.

 

 

 

Работа в парах, учащиеся записывают слова на листе А4.

 

 

 

 

 

 

- Представители группы выносят свои листы на доску.

 

1.- Мы выписывали имена сущ. Метель, корм, друзья, парта, небо.

Все слова обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?

.

2. – Мы выписали имена прилагательные: пуховый, шумный, бережливый, весёлый. Эти слова обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы какой?

3– Мы выписали глаголы: гулять, рисовать, бегать, играть. Эти слова обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать?

 

 

 

 

- Прилагательное

 

 

Ответ учащихся

 

 

Учащиеся составляют словосочетания

Учитель вывешивает на доску часть таблицы

 

 

 

 

 

 

Учитель выдает каждой поре карточку с правильно заполненной таблицей.

 

 

Выпишут слова по частям речи.

Останется не выписанное слово: легко.

Возможно кто-то из детей отнесёт это слово к другим частям речи.

 

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания каждой группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение знаний о прилагательном.

 

 

 

 

 

Этап

постановка учебной задачи.

3 минут

- Слово легко обозначает новую самостоятельную часть речи – наречие.

- Назовите тему нашего урока.

 

 

Работа с индивидуальными таблицами: поставьте + или – в первом столбике.

 

Утверждения

Начало урока

Конец урока

Я знаю, что такое наречие

 

 

Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие

 

 

Я знаю, что обозначает наречие

 

 

Я знаю, с какой частью речи связано наречие

 

 

 

- В каких строчках вы поставили знак +?

- Чего мы ещё не знаем о наречии?

 

- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?

.

 

 

 

Наречие – самостоятельная часть речи

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ответы учащихся

 

 

Научиться отличать наречия от других частей речи;

Научиться находить наречия в тексте;

 

Учитель вывешивает на доску слово наречие

Определение темы урока.

 

 

Учитель выдает каждому учащемуся карточку с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование целей своей учебной деятельности.

Этап

изучение нового материала

8 минут

- Попробуйте составить словосочетание со словом легко.

 

 

 

 

- Какой частью речи являются эти слова?

 

- Что обозначает часть речи глагол?

 

- Правильно все эти слова обозначают действие. У действия предмета тоже бывает признак. Значит, наречие обозначает признак действия.

 

- Давайте подберём другие признаки к этим глаголам. Например: долго бежать.

 

 

- Заметьте, что многие наречия оканчиваются на О, это не окончание, а суффикс. Но наречие «сначала» заканчивается на А. Это ещё одно отличие наречия от прилагательного.

 

-Поработайте в парах и попробуйте определите у этих слов значения рода, числа, падежа, лица?

 

 

-Что вы определили?

 

 

- Наречие не изменяется по числам, родам, падежам, лицам.

 

 

- Как отличить наречие от прилагательного?

 

- На какие же вопросы отвечают наречия? Зададим вопрос к наречию от глагола.

 

 

 

- Давайте уточним, на какие же вопросы отвечает наречие. Поможет в этом наш ключик в учебнике на странице 80.

 

- Чтобы вы все запомнили о наречии, я вам выдам памятку. Откройте тетрадь с правилами и вклейте памятку.

 

- Ответы учащихся

 

Легко бегать

Легко прыгать

Легко рисовать

 

 

- Часть речи - глагол

 

- Действие предмета

 

 

 

 

 

- Примеры учащихся

 

 

 

 

 

 

- Дети работают в группах.

 

 

 

- Не определяется у этих слов ни род, ни число, ни падеж, ни лицо.

 

 

 

 

- По окончанию

 

- Ответы учащихся

Легко как? бегать

Легко прыгать

Легко рисовать

 

- Учащиеся читают правило под ключиком

 

 

- Деятельность учащихся

 

 

 

 

Учитель записывает на доске словосочетания со словам легко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель на доске записывает варианты детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выдает памятку

 

Этап

первичного закрепления материала

 

3 минут

- Замените устойчивые выражение одним словом, запишите это слово в тетрадь

Встать ни свет ни заря

Работать не покладая рук

Как с луны свалился

Поговорить с глазу на глаз

Жить душа в душу

 

 

- Какой частью речи являются эти слова?

- Давайте вспомним, что мы знаем о наречии?

 

 

- Ребята, давайте немного отдохнем. Выполним физкультминутку в которой встретятся наречия. Выполняйте движения и постарайтесь определить и запомнить наречия.

 

  Повернитесь вправо, влево,

  Приседайте: вниз и вверх.

  Вдох и выдох. Тишина.

  Поработать нам пора.

 

Работа в тетрадях

 

Учащиеся заменяют выражения, одним словом

Рано

Старательно

Неожиданно

Наедине

Дружно

 

- Ответы учащихся.

 

 

- Учащиеся выполняют физкультминутку.

-

 

 

Умение правильно подобрать наречие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Этап

самостоятельная работа

5 мин

- Предлагает выполнить упр. 223 стр 81 под номером 2. Задание: записать словосочетания, задать вопрос к наречию от глагола. Указать части речи.

 

- Оцените себя, если я соглашусь с вашей оценкой, то обведу ее в кружок

- Учащиеся выполняют упражнение в тетради

 

 

 

- Самооценка

 

Учитель предлагает учащимся записать словосочетания,

 

Умение учащихся правильно задать вопрос к наречиям от глаголов.

 

Этап

подведение итога урока

3 минуты

- Что такое наречие. Составьте определение из предложенных слов.

- Деятельность учащихся у доски. Составляют определение наречия.

 

 

 

Учитель в разнобой размещает слова на доске, из которых учащиеся должны составить определение.

Домашнее задание

2 минуты

Со страницы 81 учебника выполнить упражнение 225 (по заданию)

Учащиеся открывают дневник, записывают домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

Рефлексия.

4 минут

- Возвращаемся к таблицам в начало урока. Перечитайте утверждения и поставьте + или – в графе «Конец урока».

- У кого все знаки +? В каких строках пока есть минусы?

- Для чего в речи нужны наречия?

И завершение урока я хочу прочитать высказыванием А. М. Горького о наречиях.

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной,

образной, выразительной»

А. М. Горький

 

 

 

 

 

Анализ собственной учебной деятельности

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.