Конспект урока по русскому языку «Наречие — самостоятельная часть речи» (4 класс)
МОУ Челсменская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
по УМК «Планета знаний»
Тема: «Наречие – самостоятельная часть речи»
Подготовила и провела Кокорина Н.Б. учитель начальных классов
Тема урока |
«Наречие – самостоятельная часть речи» |
|
||||||||||||||||||
Тип урока |
Открытие новых знаний |
|
||||||||||||||||||
Цель урока |
Создание условий для формирования у обучающихся умений определять в тексте новую самостоятельную часть речи – наречие. |
|
||||||||||||||||||
Задачи урока |
Образовательные: познакомить с новой самостоятельной часть речи наречием; формировать умение определять в тексте новую самостоятельную часть речи «наречие»; повторить самостоятельные и служебные части речи. Развивающие: развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, произвольное внимание; развивать умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы. Воспитательные: формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, формировать адекватную самооценку; воспитывать интерес к родному языку. |
|
||||||||||||||||||
УУД |
Личностные УУД: Развитие умения работать самостоятельно и в парах. Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний. Воспитание умения слушать и отвечать по мере надобности. Формирование положительной мотивации к обучению. Регулятивные УУД: Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать других. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. |
|
||||||||||||||||||
Ресурсы основные дополнительные |
Книгопечатная продукция: Учебник «Русского языка», 4 класс. Рабочая тетрадь. Наглядные пособия, раздаточный материал: Таблица самостоятельные и служебные части речи, карточки с заданиями, клей, фломастеры, листы А4, индивидуальные таблицы. |
|
||||||||||||||||||
Форма организации деятельности |
фронтальная, индивидуальная, групповая |
|
||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
|||||||||||||||||
Этап мотивации 2 минуты |
- Проверьте все ли у вас готово к уроку. - Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке? Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку. На серебряное блюдце - Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? ( себя) -Конечно на уроке главные мы. .. Давайте улыбнёмся друг другу! Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! Начнём урок. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. |
Настроились на урок.
- Ответы учащихся
- Ответы учащихся
Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работы |
Готовность к уроку. |
|||||||||||||||||
Этап актуализация полученных знаний. 10 минут |
- Сегодня на уроке вы будите работать в парах. - Ребята, посмотрите, у меня на доске слова Метель, гулять, пуховый, рисовать, весёлый, шумный, корм, друзья, легко, бережливый, бегать, писать., к, за, от, но, и не - Распределите данные слова на самостоятельные и служебные части речи в таблицу на доске.
- Проверка по образцу.
- У каждой пары своё задание: первая пара выписывает имена существительные, вторая пара выписывает имена прилагательные, третья пара выписывает глаголы. Писать будете на больших листах бумаги.
- Покажите результат своей работы.
- Проверим правильность работы каждой группы.
- Докажите, что вы выписали слова правильно.
- Ребята, вы не определили ни к одной части речи слово легко - Подумайте, а на какую часть речи оно похоже? - Давайте еще раз вспомним, что такое имя прилагательное?
- Давайте подумаем, почему это не прилагательное Составим словосочетание Легко + сущ - Значит это слово обозначает не признак предмета и поэтому не является прилагательным.
|
Правила работы в парах.
Учащиеся работают у доски
Учащиеся проверяют результат работы на доске по образцу.
Работа в парах, учащиеся записывают слова на листе А4.
- Представители группы выносят свои листы на доску.
1.- Мы выписывали имена сущ. Метель, корм, друзья, парта, небо. Все слова обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? . 2. – Мы выписали имена прилагательные: пуховый, шумный, бережливый, весёлый. Эти слова обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы какой? 3– Мы выписали глаголы: гулять, рисовать, бегать, играть. Эти слова обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать?
- Прилагательное
Ответ учащихся
Учащиеся составляют словосочетания |
Учитель вывешивает на доску часть таблицы
Учитель выдает каждой поре карточку с правильно заполненной таблицей.
Выпишут слова по частям речи. Останется не выписанное слово: легко. Возможно кто-то из детей отнесёт это слово к другим частям речи.
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания каждой группой.
Воспроизведение знаний о прилагательном.
|
|||||||||||||||||
Этап постановка учебной задачи. 3 минут |
- Слово легко обозначает новую самостоятельную часть речи – наречие. - Назовите тему нашего урока.
Работа с индивидуальными таблицами: поставьте + или – в первом столбике.
- В каких строчках вы поставили знак +? - Чего мы ещё не знаем о наречии?
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? .
|
Наречие – самостоятельная часть речи
Учащиеся заполняют таблицу
- Ответы учащихся
Научиться отличать наречия от других частей речи; Научиться находить наречия в тексте;
|
Учитель вывешивает на доску слово наречие Определение темы урока.
Учитель выдает каждому учащемуся карточку с таблицей
Формулирование целей своей учебной деятельности. |
|||||||||||||||||
Этап изучение нового материала 8 минут |
- Попробуйте составить словосочетание со словом легко.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что обозначает часть речи глагол?
- Правильно все эти слова обозначают действие. У действия предмета тоже бывает признак. Значит, наречие обозначает признак действия.
- Давайте подберём другие признаки к этим глаголам. Например: долго бежать.
- Заметьте, что многие наречия оканчиваются на О, это не окончание, а суффикс. Но наречие «сначала» заканчивается на А. Это ещё одно отличие наречия от прилагательного.
-Поработайте в парах и попробуйте определите у этих слов значения рода, числа, падежа, лица?
-Что вы определили?
- Наречие не изменяется по числам, родам, падежам, лицам.
- Как отличить наречие от прилагательного?
- На какие же вопросы отвечают наречия? Зададим вопрос к наречию от глагола.
- Давайте уточним, на какие же вопросы отвечает наречие. Поможет в этом наш ключик в учебнике на странице 80.
- Чтобы вы все запомнили о наречии, я вам выдам памятку. Откройте тетрадь с правилами и вклейте памятку.
|
- Ответы учащихся
Легко бегать Легко прыгать Легко рисовать
- Часть речи - глагол
- Действие предмета
- Примеры учащихся
- Дети работают в группах.
- Не определяется у этих слов ни род, ни число, ни падеж, ни лицо.
- По окончанию
- Ответы учащихся Легко как? бегать Легко прыгать Легко рисовать
- Учащиеся читают правило под ключиком
- Деятельность учащихся
|
Учитель записывает на доске словосочетания со словам легко
Учитель на доске записывает варианты детей.
Учитель выдает памятку
|
|||||||||||||||||
Этап первичного закрепления материала
3 минут |
- Замените устойчивые выражение одним словом, запишите это слово в тетрадь Встать ни свет ни заря Работать не покладая рук Как с луны свалился Поговорить с глазу на глаз Жить душа в душу
- Какой частью речи являются эти слова? - Давайте вспомним, что мы знаем о наречии?
- Ребята, давайте немного отдохнем. Выполним физкультминутку в которой встретятся наречия. Выполняйте движения и постарайтесь определить и запомнить наречия.
Повернитесь вправо, влево, Приседайте: вниз и вверх. Вдох и выдох. Тишина. Поработать нам пора.
|
Работа в тетрадях
Учащиеся заменяют выражения, одним словом Рано Старательно Неожиданно Наедине Дружно
- Ответы учащихся.
- Учащиеся выполняют физкультминутку. -
|
Умение правильно подобрать наречие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
|||||||||||||||||
Этап самостоятельная работа 5 мин |
- Предлагает выполнить упр. 223 стр 81 под номером 2. Задание: записать словосочетания, задать вопрос к наречию от глагола. Указать части речи.
- Оцените себя, если я соглашусь с вашей оценкой, то обведу ее в кружок |
- Учащиеся выполняют упражнение в тетради
- Самооценка
|
Учитель предлагает учащимся записать словосочетания,
Умение учащихся правильно задать вопрос к наречиям от глаголов.
|
|||||||||||||||||
Этап подведение итога урока 3 минуты |
- Что такое наречие. Составьте определение из предложенных слов. |
- Деятельность учащихся у доски. Составляют определение наречия.
|
Учитель в разнобой размещает слова на доске, из которых учащиеся должны составить определение. |
|||||||||||||||||
Домашнее задание 2 минуты |
Со страницы 81 учебника выполнить упражнение 225 (по заданию) |
Учащиеся открывают дневник, записывают домашнее задание |
Учитель объясняет домашнее задание. |
|||||||||||||||||
Рефлексия. 4 минут |
- Возвращаемся к таблицам в начало урока. Перечитайте утверждения и поставьте + или – в графе «Конец урока». - У кого все знаки +? В каких строках пока есть минусы? - Для чего в речи нужны наречия? И завершение урока я хочу прочитать высказыванием А. М. Горького о наречиях. «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» А. М. Горький
|
|
Анализ собственной учебной деятельности |