12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Язенина Ольга Анатольевна14851
Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
 

ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска”

Конспект урока по русскому языку

Понятие об имени существительном”

3 класс

Учитель начальных классов

Язенина Ольга Анатольевна

2018 г.

 

Пояснительная записка

     Конспект урока используется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательные программы индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Но сценарий легко можно изменить для обучения деток в обычном классе.

Программа: “Школа России”.

Учебник: «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 2 часть).

Раздел: «Части речи. Имя существительное».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: ИКТ, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Вид обучения: индивидуальное. 

Цель: формирование понятия об имени существительном как о части речи.

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия “имя существительное”, научить отличать имена существительные от других частей речи.

2. Повторить знания об имени существительном, полученные ранее; расширять словарный запас.

3. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебному предмету.

Средства обучения: электронная тетрадь, иллюстрации, гифки, электронный ресурс learningapps, музыкальный файл для минутки релаксации.

 

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

 

- Здравствуй, (имя)! Как настроение?

Любишь ли ты стихотворения?

- Тебя сюрприз, (имя), ждёт -

В стихах сегодняшний урок.

2. Мотивация учебной деятельности обучающегося.

- Сегодня на уроке нашем

Не будем петь и не попляшем.

Мы будем знанья получать,

Чтоб очень-очень много знать.

Игру тебе я предлагаю.

В неё с тобой уже играли.

Это игра “Верю - не верю”.

Сегодня - новые примеры.

А помнишь правила игры?

Напомнишь, может, мне их ты?

- Ты правильно всё рассказал.

В игре ты - профессионал.

И я сейчас всё обобщу,

И ничего не упущу.

Я предлагаю утвержденье,

А вместе с ним изображенье.

Тебя спрошу: “Ты в это веришь?”,

А ты подумаешь, ответишь.

Но выберешь один ответ:

Либо “да”, либо “нет”.

А истину узнаешь с опозданием -

Как только выполнишь задание.

Итак, я вижу - ты готов.

Первый мой вопрос таков:

Веришь ли ты, что кошки - хорошие хозяйки: могут мыть посуду, пол?

- Я принимаю твой ответ.

Ты мне ответил чётко: “Нет”.

(Ты ответил твёрдо:”Да”.

Что ж, проверим мы тогда.)

Задание 1.

- Чтоб правильный ответ узнать,

Надо ребус разгадать.

(Имя существительное)

- “С заданьем справился отлично!” -

Тебе скажу я это лично.

Скажу ответ на свой вопрос -

Проверишь сразу свой прогноз.

3. Подготовительный этап к восприятию темы. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.

- Ну что ж, игру мы продолжаем

И на вопросы отвечаем.

Веришь ли ты, что собаки и кролики могут иногда бегать вертикально по стенам?

 

- Ответил ты почти мгновенно.

Узнаешь правду непременно.

Немножко позже - не сейчас.

Узнаешь - не пройдёт и час.

Давай продолжим мы урок.

Ты тему назови, дружок.

Её из ребуса читай

И чётко, громко называй.

- Ты правильно мне отвечаешь.

О существительном что знаешь?

- Отлично. Знаешь ты не много.

По знаниям продолжим мы дорогу.

Нас окружает множество вещей.

Ты назови мне их скорей.

- В нашей речи много слов.

К их изучению готов?

- Слова на группы разделили -

Нам части речи подарили.

И первая - неповторима:

Существительное имя.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами. (из интернета)

- Что должен ты о существительном узнать?

Подумай и попробуй мне сказать.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Сегодня мы вспомним то, что знали об этой части раньше. К концу урока ты должен запомнить, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, научиться отличать его от других частей речи. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что? На вопрос кто? отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных. Это одушевлённые существительные:

Учёный, заяц, ученик,

Король, корова, выпускник,

Улитка, дедушка, лягушка,

Учитель, мама, друг, подружка.

На вопрос что? отвечают все остальные имена существительные:

Дом, калитка, ветер, торт,

Солнце, дождь, корабль, порт,

Космос, звёздочка, луна,

Роза, дом, завод, весна.

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама – ответы!

Вопросы эти – «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет. (из интернета)

5. Первичная проверка понимания.

- Знаешь, почему слова эти удивительные

Люди называют именами существительными?

- Оглянись вокруг себя. Предметы, которые находятся, то есть существуют вокруг тебя, обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чём-то существующем, и обозначающем предмет, учёные договорились называть именами существительными.

Я понятно объясняю?

Задание 2.

- Для закрепленья предлагаю

Провести аукцион.

Совсем не трудным будет он.

- Вот картинка. Посмотри.

На ней предметы все найди.

Их мы будем называть

По-очереди. И писать.

А победит в игре лишь тот,

Кто слово последним назовёт.

- Отлично справились с тобой!

Довольна я этой игрой.

Она проверить помогла -

Ты видишь нужные слова.

Сейчас на свой вопрос отвечу:

Свою я тайну рассекречу.

- Я предлагаю продолжать

Часть речи эту изучать.

Но перед новым упражнением

Очередное выражение.

Веришь ли ты, что собаки - отличные рыбаки?

- Не подтвержу, ни опровергну.

Потом ответ узнаешь верный...

У существительных в теории

Есть много разных категорий.

Часть знаешь ты не первый год:

Число, конечно же, и род.

Узнаешь позже остальные.

О них услышишь ты впервые.

О роде мы поговорим -

У слов мы род определим.

Всего родов известно три.

Ты мне их, (имя), назови.

Минутка релаксации.

- Устал немного? Отдохнём -

Релаксацию проведём.

Удобно сядь. Глаза закрой.

И берег представляй морской.

Или полянку, или луг…

Куда мечта забросит вдруг...

Мелодия Дж. Ласта "Одинокий пастух" - (воспроизводить 40 сек - 1 мин.)

6. Первичное закрепление.

- Отдохнули. Продолжаем.

Слова-предметы изучаем.

Чтоб род легко определять,

Подсказки можно подставлять:

“Он мой” к мужскому роду ставим.

А средний род определяем -

“Оно моё”. И знаю я,

Что женский род - “она моя”.

Всё ли понятно, говори.

И мне всё это повтори.

Задание 3.

- Тогда заданье выполняй,

Слова-подсказки применяй.

Электронный ресурс "LerningAps@ (определение рода имён существительных)

- Ты был серьёзным и внимательным,

Работал, как всегда, старательно.

Ты род у слов определил,

Их друг от друга отделил.

К вопросу нашему вернёмся

И от урока отвлечёмся.

Ответил: “Да” ты без сомнений.

Можно сказать - ты просто гений!

(Уверенно ответил: “Нет” -

Нашёл неправильный ответ.)

7. Закрепление.

- Вопрос последний я задам.

Тебе он будет по зубам.

Есть люди-моржи (люди, которые могут купаться в ледяной воде без вреда здоровью). А веришь ли ты, что есть люди-моржи, которые могут плавать подо льдом?

Задание 4.

- А теперь, (имя), внимание!

У нас ещё одно задание.

Среди этих слов - гляди -

Существительные найди.

Не просто слово укажи,

А попробуй - докажи.

Зеленеть, зелёный, зелень, зеленоглазый.

Белизна, белый, белеть, белка.

Водный, водитель, вода.

- Знания правильно ты применил

И существительные определил.

Одним словом говоря -

Наш урок прошёл не зря.

Предлагаю доиграть -

Ответ на мой вопрос узнать.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- К концу урока мы подходим.

Итоги общие подводим.

Что по теме ты запомнил?

Что ты понял? Что не понял?

Для этого используй с увлечением

Методику “Закончи предложение”.

Начало предложения читай,

Своё же окончанье предлагай.

Раньше я знал о существительном _________________.

А после урока я знаю об этой части речи ___________.

Упражнения помогли мне _________________________.

Я запомнил ______________________________________.

Имя существительное - это ________________________.

Одушевлённые имена существительные - это _______.

Примеры одушевлённых существительных - _______.

- Осталось оценить работу

И вспомнить, были ль недочёты.

- Оценку ты свою узнал.

Её и ставим мы в журнал.

Ну вот. Закончился урок.

В нём, безусловно, виден толк.

С тобой прощаемся сейчас.

До встречи в следующий раз!

Используемые ресурсы:

1. http://scorpionse.ucoz.ru/index/dobryj_den_animacija_gif/0-113 - ссылка на гифк “Добрый день!”

2. https://www.liveinternet.ru/users/svetlana---/post242542779/ - ссылка на гифк кошка моет посуду

3. https://vgif.ru/zhivotnye/kot-moet-pol - ссылка на гифк кошка моет пол

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/20/konspekt-

uroka-russkogo-yazyka-chast-rechi-imya - ссылка на конспект урока, из которого взято первое стихотворение, сайт “Социальная сеть работников образования”)

5. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-odushevlennie

-i-neodushevlennie-imena-suschestvitelnie-klass-2627113.html - ссылка на презентацию, из которого взято второе стихотворение, сайт “Инфоурок”)

6. https://www.liveinternet.ru/users/4327727/post158832925 - ссылка на картинку, “Сюжетные картинки “Мой дом”)

7. https://kashamalasha.com/post/1984-parkur-po-stenam - ссылка на гифк (“Паркур по стене”)

8. https://u2start.com/topic/10631/ - ссылка на гифк с кроликом

9. https://pikabu.ru/story/udachnaya_ryibalka_4721621 - ссылка на гифк собака-рыбак

10. https://vgif.ru/muzhchiny/vstal-iz-podo-lda - ссылка на гифк пловец подо льдом

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 21.07.18 в 22:31 0Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Спасибо, Ольга Анатольевна!
Язенина Ольга Анатольевна, 28.07.18 в 23:22 -1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна!
Елена Владимировна, 10.07.19 в 11:09 1Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна! Здорово получилось!

Язенина Ольга Анатольевна, 10.07.19 в 23:51 0Ответить Пожаловаться
Я старалась, Елена Владимировна!
Колышкина Елена Владимировна, 12.10.21 в 15:34 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна, за интересный урок с использованием разнообразных методов и технологий! Очень современно, доступно и наглядно!
Язенина Ольга Анатольевна, 12.10.21 в 23:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Это самая моя любимая тема, поэтому было легко подбирать материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.