Технологическая карта урока по русскому языку «Закрепление знаний об имени прилагательном» (3 класс)

7
0
Материал опубликован 20 January 2016

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Ф.И.О. учителя: Репина М.В.

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Автор УМК: Русский язык 3 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Закрепление знаний об имени прилагательном»

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку(УМК «Школа России» Плешаков);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4)листы А-3

5) Инструкционные карты, листы самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Учитель рассказывает: Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

При необходимости корректирует результаты ответов.

- Ребята, повторение нашей темы мы проведем, путешествуя в космическое пространство.

Отгадав загадку, вы узнаете, на чем совершим наше путешествие:

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Музыка Космоса - Музыка Космоса - Тема Мечты (Полет С Космонавтом)

Учитель спрашивает:

-Каким должен быть космонавт?

Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.

Учитель спрашивает:

- В чем состоит подготовка космонавта?

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Ребята отвечают отгадку: - Ракета

Отвечают на вопрос учителя:

Сильным, выдержанным, готовым прийти на помощь друг другу.

Ответы детей:

- прыжки с парашюта, центрифуга и много других упражнений.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

   

Чистописание.

- Начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.

Учитель читает строки:

-Пальчик к пальчику приставим,

А потом на них надавим,

Крепко пальчики стоят

Стать сильней они хотят.

Учитель показывает надпись:

Слова: яблоко, рисовать, арбуз, юла

Средний род – средний род

Мужской род – средний род.

- Составьте цепочку для чистописания. В неё должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных среднего и мужского рода по формуле.

Какие буквосочетания у вас получились?

Проверьте.

Появляется запись: яя ая

Ученики выполняют разминку пальчиков.

Ученики читают надписи.

Выделяют нужные буква, пользуясь формулой, записывают соединения букв

Учащиеся сравнивают с эталоном:

яя яя

ая ая

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

2.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «закрепление знаний об имени прилагательном»

Словарная работа.

- Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты научились выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. Но вот буквы нашего слова не выдержали таких испытаний и рассыпались. Посмотрите что получилось. Нам нужно помочь встать буквам на место. Появляется рисунок:

 

ь


 

 

а

б

л


 

 

к

о

р


 

- Попробуйте догадаться, по какому признаку нужно расставить буквы, чтобы получилось новое слово. Найдите эту последовательность и прочитайте получившееся слово.

Учитель спрашивает:

-Какое слово у вас получилось? Каким образом вы это осуществили?

-Кто может объяснить значение этого слова?

Проверяем умение работать учеников со словарем.

- Давайте проверим наши предположения в словаре С.И.Ожегова.

-Что ещё вы можете рассказать об этом слове?

- Знаете ли вы нашего земляка, чьё имя связано с космосом?

- Это наш земляк – меленковец Николай Петрович Каманин. Он не только конструировал ракеты, но и готовил космонавтов для полета в космос. Именно Н.П.Камани подписал задание первому космонавту мира. Кто мне назовет его имя и фамилию?

Показ фотографий.

- Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор этого предложения.

Николай Петрович Каманин создавал космические корабли.

- Что вы можете рассказать об имени прилагательном в этом предложении?

Устанавливают последовательность букв. Составляют словарное слово и записывают его в словарик.

Отвечают на поставленный вопрос:

-корабль.

Ориентировались на высоту прямоугольников, в которых записаны буквы.

Высказывают свои предположения.

Зачитывают определения в словаре и сравнивают со своими высказываниями.

Ученики рассказывают:

-имя существительное, мужской род, нарицательное, неодушевленное, отвечает на вопрос что?, единственное число.

Высказывают свои предположения.

Ученики называют имя: Юрий Алексеевич Гагарин. Рассматривают фотографии.

Записывают под диктовку предложение и делают его синтаксический разбор.

Высказывают свои мысли

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- повторить и расширить сведения о космонавте Н.П.Каманине

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

   

Мозговая гимнастика «Шапка размышлений»

- Наденем шапку. Завернем уши от верхней точки до мочки и посчитаем до десяти, еще раз и посчитать от 10 до 1.

- Итак, шлемы одеты! Внимание! Взлет!

И наша ракета помчалась вперед!

- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное. С чем встретимся мы, земляне, еще не известно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка.

В иллюминаторе нашего корабля видна планета, но посмотрите ребята, на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки. Давайте поможем жителям этой планеты очистить её. Для этого вам нужно справиться с очередным заданием.

Игра «Школа разведки»

Выбор слов, обозначающих признаки предметов - 688

Формирование групп учеников.

Игра «Разведчики»

Трем ученикам учитель раздает «секретные» карточки со словами, которые никому нельзя показывать. Главная их цель набрать как можно больше в свою команду.

Карточки:

1 ый - стол (какой?)

2ой – ваза (какая?)

3ий – яблоко (какое?)

Остальным детям учитель раздал слова:

Новый, красивый, хрустальная, новая, сладкое, сочное, высокий, цветная, румяное.

Учитель, пока учащиеся работают ставит карточки на столы со словами: мужской род, женский род, средний род.

Ученики выполняют данные действия.

Вспоминают правила посадки.

Проходит игра «Разведчики»

Капитаны набирают себе команду из остальных учеников по своим карточкам.

Ребята каждой группы садятся за свои столы, после соединения каждая группа должна объяснить правильность такого распределения в команды (вспомнить правила)

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

   

Организует групповую работу:

 Выдели словосочетания

у каждой группы на столах листочки с текстом. Нужно прочитать текс, выписать словосочетания: существительное + имя прилагательное, определить число имен прилагательных.

Подготовить отчет о своей работе.

Люди не забудут апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире открыл дорогу в звездное небо. Работа в космосе длительная. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. В космосе работают мужественные люди.

Организует проверку работ.

- О чем вы узнали из этого текста?

- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

Организует оценивание с использованием «волшебных линеечек - трудности»

- Мы помогли жителям этой планеты, она стала чистой, пригодной для жилья. А мы с вами отправляемся в наше дальнейшее путешествие.

Ученики работают в группах, находят словосочетания, их выписывают и определяют число. (работа по инструкционной карте)Приложение 1.

Уточняют свои знания по теме.

Имена прилагательные обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, во множественном числе род не определяется.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

-знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

   

Физкультминутка.

Космонавты, даже находясь в космосе, не забывают о своем здоровье и делают зарядку. И мы с вами тоже ее сделаем.

Не зевай по сторонам!

Ты сегодня – космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким,

Повернулись в круг лицом,

Упражнения начнем.

На носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

Дети изображают полет ракеты.

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Слушают и выполняют движения, изображают космическую ракету, импровизируют космический полет.

Регулятивная:

- планировать свои действия, самоконтроль

   

Организует работу в парах сменного состава, в которой используются ранее полученные знания.

Интерактивная игра «Иду в гости» (Приложение 2)

- Ребята, по мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего, но его жители очень гостеприимные и они пригласили вас в гости. Не забывайте о правилах вежливости.

При помощи фишек дети делятся на «хозяев» и «гостей».

Учитель раздает карточки «хозяевам». Хозяева рассаживаются так, чтобы рядом было свободное место. Далее «гости» ищут свободного партнера, выполняют задание, другие проверяют и оценивают работу.

Учитель помогает найти свободное место и соблюдать правила дружеской работы.

По истечении времени учитель подает сигнал к окончанию игры.

Подведение итога выборочное.

Учитель оценивает выступающих «хозяев» и их «гостей»

Дети делятся на две части – «хозяева» и «гости».

«Хозяева» занимают свои места, «гости» выходят к доске и ждут сигнала учителя.

По сигналу учителя начинается игра. Ученики работают по карточкам. Соблюдают ритуал входа в диалог и выхода.

По истечении времени отчитывают несколько «хозяев».

 

Коммуникативная:

- умение вести диалог, знать правила поведения в гостях, приветствие друг друга.

- воспринимать текст,

-находить нужную информацию

- проявлять активность во взаимодейтсвии.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

3

Подведение итогов в личностном академическом плане.

Организует работу с перфокартами в парах постоянного состава. (Приложение 3)

- Жители Астрограда очень вами довольны, давайте попрощаемся с ними.

- Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой. Жители Астрограда прислали нам послание, чтобы мы не скучали, пока будем лететь обратно домой.

- Сформулируйте задание, которое для вас приготовили.

Организует взаимопроверку работ.

Организует оценивание по результатам обсуждений.

Организует творческую работу учащихся по составлению предложений на предложенную тему.

Организует работу по первичному восприятию предложений.

- Благодаря посланию жителей Астрограда, наша дорога домой оказалась очень быстрой и мы им за это очень благодарны.

- Но посмотрите, какими словами нас встречает наша планета.

«Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!» - это слова, сказанные первым космонавтом Ю.А.Гагариным.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

 Окончания прилагательных

Слушают учителя, формулируют задание, которое им необходимо выполнить.

Проводят проверку работ партнера.

Самооценка по «волшебным линеечкам – правильности»

Участвуют в беседе.

Составляют и записывают 2-3 предложения с данными словосочетаниями.

Зачитывают несколько примеров.

Зачитывают предложение, участвуют в беседе, делают вывод.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные:

- проявлять заботливое отношение к друзьям.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Коммуникативная:

- понимать на слух текст и ответы одноклассников.

- участвовать в обсуждении содержания данного текста.

   

Организует рефлексию.

Организует обсуждение обобщающего вывода.

Организует составление кластера.

- Из полета возвратились,

Мы на Землю приземлились.

Чему учились?

Организует самооценку учебной деятельности

Какая?

 

узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке Я научился, смог

 

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

По кластеру рассказывают.

 

Имя прилагательное


 

 

Мн.ч.

Ед.ч.


 

 

Какие?

Какое?


 

 

Ср.р

Какой?


 

Ж.р


 

 

М.р


 

 Что такое имя прилагательное

Делают самооценку. (Приложение4)

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

- осуществлять взаимный контроль.

 

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

- записать 4-5 предложений на тему «Полет к другим планетам»

- у имен прилагательных определить род, число.

- в библиотеке взять книги, почитать о планетах

 

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

         

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Музыка Космоса - Музыка Космоса - Тема Мечты (Полет С Космонавтом)

Музыкальный фрагмент

аудиофайл

Музыка Космоса - Музыка Космоса - Тема Мечты (Полет С Космонавтом)

2

Тематический рубрикатор (N 21266)

Рубрикатор хранилища

Интерактивная карточка

Выбор слов, обозначающих признаки предметов - 688

3

Тематический рубрикатор (N 21266)

Рубрикатор хранилища

Интерактивная карточка

 Выдели словосочетания

4

Тематический рубрикатор (N 21266)

Рубрикатор хранилища

анимация

Окончания прилагательных

5

Тематический рубрикатор (N 21266)

Рубрикатор хранилища

анимация

Что такое имя прилагательное

Комментарии

Урок соответствует всем требованиям.

5 February 2016

Почему автор учебника Плешаков? Это урок окружающего мира? Будьте внимательны при отправке работы на конкурс не должно быть ошибок.

7 February 2016

Похожие публикации