Конспект урока по русскому языку, посвящённый Дню Матери (2–4 классы)
Маршрутный лист
DOC / 44 Кб
/data/files/p1573985410.doc (Маршрутный лист)
Корона
DOC / 176 Кб
/data/files/f1573985433.doc (Корона)
Ангел
DOC / 53.5 Кб
/data/files/o1573985456.doc (Ангел)Урок русского языка, посвящённый Дню Матери (3 класс).
Тема урока «Мамин урок. Закрепляем всё, что знаем».
Цель: закрепить знания о частях речи, членах предложения, упражняться в разборе слов по составу, предложений по членам, в составлении словосочетаний, воспитывать любовь к маме, уважение к ней.
Ход урока.
Наш урок я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю, самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи, я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.
Притча
За день до рождения
ребенок спросил у Бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю,
Что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела,
Он всегда будет рядом с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как же его зовут?
- Ты будешь называть его – МАМА
- Как вы понимаете смысл слова «ангел-хранитель»?
По православным представлениям невидимый защитник оберегает каждого с рождения до смерти. Ангел-хранитель незримо следит за поступками своего подопечного и пытается оградить от шагов в неверном направлении, наставить на правильный путь.
- Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?
Мама. Мамочка! Она всю жизнь баюкает нас в своих добрых ладонях, согревает теплом своего сердца, самоотверженно защищает от всех напастей, бережно ведёт по жизни. Она отдаёт нам свою молодость, своё здоровье. Мы для неё свет в окошке. Она нужна нам, как воздух, как глоток живительной влаги в жаркой пустыне. И сколько бы не было человеку лет, пять или пятьдесят, ему всегда нужна мама. Мама – единственная на всю жизнь, наш ангел – хранитель.
- Часто ли вы говорите им слова любви?
- Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?
- Как вы вчера обратились к своей маме?
- Почему мы решили поговорить сегодня о маме?
Дорогие мамы и дети! Сегодня у нас необычный урок русского языка, который мы назвали «Маминым уроком». Этот урок мы решили провести накануне Российского дня матери.
День матери – это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые и ласковые руки.
У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и красоты. Все, что окружает тебя в этом мире, начинается с мамы.
Сегодня мы отправимся в «Королевство доброты». Чтобы добраться до него, мы должны выполнить некоторые задания.
1. Предложить записать слова в 2 столбика (Родственные и форма слова мама)
Мама, мамуля, у мамы, мамулечка, матушка, материнская (любовь), с мамой, мамочка, материнство, маменька, мамой, мамы, мамусенька.
- Какие слова называются родственными? (Это слова с одинаковым корнем, несущим одинаковую лексическую нагрузку).
- С помощью каких частей слова образованы родственные слова. (С помощью приставок и суффиксов).
-Участвует ли окончание в образовании родственных слов? (Нет. Окончание меняет форму слова).
- Почему слова мама, у мамы, с мамой, мамой, мамы не относятся к родственным словам? (это форма слова мама)
Мама и мать – родственные слова на основе происхождения слов.
В современном русском языке слова Мать и Мама рассматриваются как имеющие разные корни, то есть не однокоренные. Их можно считать синонимами, так как слова мать и мама в большинстве случаев относится к одному и тому же понятию - определяют человека, который родил нас. Однако вернемся к корням. Если разобрать по составу слова МАТЬ мы получим корень МАТЬ и нулевое окончание (мать-матери, матерям). Для слова МАМА корнем будет МАМ- и окончание -А (склонение мама-маме-мамой).
Однако, этимология говорит нам, что когда-то очень давно оба эти слова имели один корень, произошли от общего слова МА, которое сейчас сохранилось в детской речи, как сокращение годное для обоих слов.
2. Работа с текстом.
Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму? За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что она красивая и умная.
Улыбка мамы — самая дорогая на свете. Ласковая улыбка мамы радует нас днем и ночью. Ведь когда она улыбается, значит всё хорошо, и любые трудности преодолимы. Мы рады, когда мама поддерживает нас в добрых начинаниях, даёт совет.
- Главная мысль текста? Тема?
- Выпишите со второго абзаца 2 предложение. Найдите главные и второстепенные члены предложения.
3. Мы сейчас на деле попытаемся доказать, что любим своих мам по-настоящему. Расскажи о своей маме.
Моя мама.
У моей мамы … глаза, … улыбка. Руки у неё очень … . А какое у мамы … сердце! Моя мамочка самая ... !
- Прочитайте данный текст вслух.
- Что заметили? (Не хватает имён прилагательных)
- А для чего нужны имена прилагательные в речи?
- Поставьте подходящие по смыслу имена прилагательные в текст, чтобы он получился более полным и красивым.
Самостоятельная работа детей.
Чтение нового текста вслух.
- Какие предложения по цели высказывания в этом тексте? (повествовательные).
- А по эмоциональной окраске? (невосклицательные, восклицательные).
- Прочитайте восклицательные предложения. Почему они восклицательные?
- С какими сильными чувствами они произносятся?
- Что доказывает этот текст? (Дети очень любят своих мам).
4. «Озеро ласковых слов». Как назвать одним словом маму, у которой:
ДОБРАЯ ДУША - …
МЯГКОЕ СЕРДЦЕ -…
ОСТРЫЙ УМ - …
ТЕМНЫЕ ВОЛОСЫ - …
ЯСНЫЕ ГЛАЗА - …
ВЕЛИКАЯ ДУША - …
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ - …
(Ответ: добродушная, мягкосердечная, остроумная, темноволосая, ясноглазая, великодушная, добросердечная)
5. Как можно назвать маму, которая любит сладкую еду? (сладкоежка)
Сканворд «Сладости»
- Найдите расположенные по горизонтали и вертикали сладости. Из оставшихся букв сложите десерт, который любит вся ваша семья.
О | М | П | И | Р | О | Ж | Н | О | Е | Е | К |
Т | А | В | Ш | О | К | О | Л | А | Д | П | О |
О | Р | А | Р | П | Р | Я | Н | И | К | Е | Н |
Р | М | Р | П | О | В | И | Д | Л | О | Ч | Ф |
Т | Е | Е | О | Ж | З | Е | Ф | И | Р | Е | И |
К | Л | Н | В | А | Ф | Л | Я | Н | Е | Н | Т |
Е | А | Ь | О | Х | А | Л | В | А | М | Ь | Ю |
К | Д | Е | П | А | С | Т | И | Л | А | Е | Р |
С | Ж | Е | Л | Е | К | О | Н | Ф | Е | Т | А |
По горизонтали: пирожное, шоколад, пряник, повидло, зефир, вафля, халва, пастила, желе, конфета.
По вертикали: торт, кекс, мармелад, варенье, печенье, конфитюр.
Десерт: МОРОЖЕНОЕ
Конфитюр. Слово с первого взгляда опознается как французское. Происходит от confire – «варить в сахаре». В конфитюре ягоды и плоды должны сохранить свою форму, но в отличие от варенья, в конце варки в конфитюр добавляют загуститель – желатин.
Наконец-то дошли до Королевства Доброты. Оно, оказывается, совсем близко. Королевство Доброты - это семья. Ну, а Королева в нем – Мама. А какая Королева без короны?
Я предлагаю под музыку короновать наших мам.
6. Ода любимой маме.
Предложить прочитать для мам стихи собственного сочинения.
7. Сокопитие.
Презентация сладких блюд