12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Маршрутный лист
DOC / 44 Кб

/data/files/p1573985410.doc (Маршрутный лист)


Корона
DOC / 176 Кб

/data/files/f1573985433.doc (Корона)


Ангел
DOC / 53.5 Кб

/data/files/o1573985456.doc (Ангел)Урок русского языка, посвящённый Дню Матери (3 класс).


Тема урока «Мамин урок. Закрепляем всё, что знаем».


Цель: закрепить знания о частях речи, членах предложения, упражняться в разборе слов по составу, предложений по членам, в составлении словосочетаний, воспитывать любовь к маме, уважение к ней.


Ход урока.

Наш урок я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю, самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи, я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.


Притча

За день до рождения

ребенок спросил у Бога:

- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю,

Что я должен делать в этом мире?

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела,

Он всегда будет рядом с тобой.

Он будет охранять тебя от всех бед.

- А как же его зовут?

- Ты будешь называть его – МАМА


- Как вы понимаете смысл слова «ангел-хранитель»?


По православным представлениям невидимый защитник оберегает каждого с рождения до смерти. Ангел-хранитель незримо следит за поступками своего подопечного и пытается оградить от шагов в неверном направлении, наставить на правильный путь.

- Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?


Мама. Мамочка! Она всю жизнь баюкает нас в своих добрых ладонях, согревает теплом своего сердца, самоотверженно защищает от всех напастей, бережно ведёт по жизни. Она отдаёт нам свою молодость, своё здоровье. Мы для неё свет в окошке. Она нужна нам, как воздух, как глоток живительной влаги в жаркой пустыне. И сколько бы не было человеку лет, пять или пятьдесят, ему всегда нужна мама. Мама – единственная на всю жизнь, наш ангел – хранитель.


- Часто ли вы говорите им слова любви?

- Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?

- Как вы вчера обратились к своей маме?

- Почему мы решили поговорить сегодня о маме?

Дорогие мамы и дети! Сегодня у нас необычный урок русского языка, который мы назвали «Маминым уроком». Этот урок мы решили провести накануне Российского дня матери.

День матери – это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые и ласковые руки.

У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и красоты. Все, что окружает тебя в этом мире, начинается с мамы.

­ Сегодня мы отправимся в «Королевство доброты». Чтобы добраться до него, мы должны выполнить некоторые задания.


1. Предложить записать слова в 2 столбика (Родственные и форма слова мама)

Мама, мамуля, у мамы, мамулечка, матушка, материнская (любовь), с мамой, мамочка, материнство, маменька, мамой, мамы, мамусенька.


- Какие слова называются родственными? (Это слова с одинаковым корнем, несущим одинаковую лексическую нагрузку).

- С помощью каких частей слова образованы родственные слова. (С помощью приставок и суффиксов).

-Участвует ли окончание в образовании родственных слов? (Нет. Окончание меняет форму слова).

- Почему слова мама, у мамы, с мамой, мамой, мамы не относятся к родственным словам? (это форма слова мама)


Мама и мать – родственные слова на основе происхождения слов.

В современном русском языке слова Мать и Мама рассматриваются как имеющие разные корни, то есть не однокоренные. Их можно считать синонимами, так как слова мать и мама в большинстве случаев относится к одному и тому же понятию - определяют человека, который родил нас. Однако вернемся к корням. Если разобрать по составу слова МАТЬ мы получим корень МАТЬ и нулевое окончание (мать-матери, матерям). Для слова МАМА корнем будет МАМ- и окончание -А (склонение мама-маме-мамой).

Однако, этимология говорит нам, что когда-то очень давно оба эти слова имели один корень, произошли от общего слова МА, которое сейчас сохранилось в детской речи, как сокращение годное для обоих слов.



2. Работа с текстом.

Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму? За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что она красивая и умная.
Улыбка мамы — самая дорогая на свете. Ласковая улыбка мамы радует нас днем и ночью. Ведь когда она улыбается, значит всё хорошо, и любые трудности преодолимы. Мы рады, когда мама поддерживает нас в добрых начинаниях, даёт совет.


- Главная мысль текста? Тема?


- Выпишите со второго абзаца 2 предложение. Найдите главные и второстепенные члены предложения.


3. Мы сейчас на деле попытаемся доказать, что любим своих мам по-настоящему. Расскажи о своей маме.



Моя мама.

У моей мамы … глаза, … улыбка. Руки у неё очень … . А какое у мамы … сердце! Моя мамочка самая ... !


- Прочитайте данный текст вслух.


- Что заметили? (Не хватает имён прилагательных)


- А для чего нужны имена прилагательные в речи?


- Поставьте подходящие по смыслу имена прилагательные в текст, чтобы он получился более полным и красивым.

Самостоятельная работа детей.

Чтение нового текста вслух.

- Какие предложения по цели высказывания в этом тексте? (повествовательные).


- А по эмоциональной окраске? (невосклицательные, восклицательные).


- Прочитайте восклицательные предложения. Почему они восклицательные?


- С какими сильными чувствами они произносятся?


- Что доказывает этот текст? (Дети очень любят своих мам).


4. «Озеро ласковых слов». Как назвать одним словом маму, у которой:


ДОБРАЯ ДУША - …

МЯГКОЕ СЕРДЦЕ -…

ОСТРЫЙ УМ - …

ТЕМНЫЕ ВОЛОСЫ - …

ЯСНЫЕ ГЛАЗА - …

ВЕЛИКАЯ ДУША - …

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ - …

(Ответ: добродушная, мягкосердечная, остроумная, темноволосая, ясноглазая, великодушная, добросердечная)


5. Как можно назвать маму, которая любит сладкую еду? (сладкоежка)


Сканворд «Сладости»

- Найдите расположенные по горизонтали и вертикали сладости. Из оставшихся букв сложите десерт, который любит вся ваша семья.

О

М

П

И

Р

О

Ж

Н

О

Е

Е

К

Т

А

В

Ш

О

К

О

Л

А

Д

П

О

О

Р

А

Р

П

Р

Я

Н

И

К

Е

Н

Р

М

Р

П

О

В

И

Д

Л

О

Ч

Ф

Т

Е

Е

О

Ж

З

Е

Ф

И

Р

Е

И

К

Л

Н

В

А

Ф

Л

Я

Н

Е

Н

Т

Е

А

Ь

О

Х

А

Л

В

А

М

Ь

Ю

К

Д

Е

П

А

С

Т

И

Л

А

Е

Р

С

Ж

Е

Л

Е

К

О

Н

Ф

Е

Т

А



По горизонтали: пирожное, шоколад, пряник, повидло, зефир, вафля, халва, пастила, желе, конфета.

По вертикали: торт, кекс, мармелад, варенье, печенье, конфитюр.


Десерт: МОРОЖЕНОЕ

 

Конфитюр. Слово с первого взгляда опознается как французское. Происходит от confire – «варить в сахаре». В конфитюре ягоды и плоды должны сохранить свою форму, но в отличие от варенья, в конце варки в конфитюр добавляют загуститель – желатин.

Наконец-то дошли до Королевства Доброты. Оно, оказывается, совсем близко. Ко­ролевство Доброты - это семья. Ну, а Королева в нем – Мама. А какая Королева без короны?


Я предлагаю под музыку короновать наших мам.


6. Ода любимой маме.

Предложить прочитать для мам стихи собственного сочинения.


7. Сокопитие.

Презентация сладких блюд


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.