Конспект урока по русскому языку на тему «Как отличить монолог от диалога»
Предмет: русский язык
Учитель: Стрельцова Марина Анатольевна
Класс 2 В класс.
Тема: Как отличить диалог от монолога?
Цели: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог; формировать умения отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи диалог и монолог, составлять по рисункам диалог и монолог; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся отличать диалог от монолога, строить монологические высказывания и составлять диалог, ознакомятся с правописанием словарного слова «прощай».
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание и составляют тексты в устной форме.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент .
Учитель проговаривает слова, чередуя их с ребятами.
Звенит звонок весёлый
Зовёт нас на урок.
На уроке не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
«Микрофон»
-Речь бывает…
-Устная речь та, которую…
-Внутренняя речь- это….
-Письменная речь-это речь…
-Речь человека должна быть…
Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
Картинный словарь. На доске несколько изображений предметов, дети записывают слова, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.
Ручка, пенал, ученик, учитель, класс.
Фронтальная работа. Ответы учащихся.
-Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
Постановка проблемы, формулировка темы и цели урока.
юмяонеоюлогя и ждишалцогш
-У первого слова уберите все йотированные буквы, а у второго слова уберите буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.
-Какова тема урока? (ответы учащихся)
На доске запись « Монолог и диалог».
-Кто-то может объяснить значение этих слов?
-Кто может сформулировать цель урока?
Самоопределение к деятельности.
— Сравните два вида речи.
- Как ты провел лето? —
- Я отдыхал на море и гостил у бабушки.
— А чем занимался у бабушки?
— Помогал ей ухаживать за кроликами.
2) - Летом я отдыхал на море, гостил у бабушки и помогал ей ухаживать за кроликами.
— Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой
отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)
VI. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 10 и найдите ответ на вопросы: как называется речь
одного человека, как называют речь нескольких человек.
- Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. «Логос» по-гречески означает «слово, речь», диа- «два», моно-«один». Поэтому слово диалог можно перевести как « речь двоих», а монолог-как « речь одного».
- Как отличить диалог от монолога?
2. Упр. 6 (с. 1011).
— Прочитайте задание. Как называется сказка? («Терем теремок ») — О каких героях говорится в отрывке? В этом отрывке мы слышим монолог это диалог?
( Диалог, говорят два действующих лица.)
(Чтение в парах.) — Кто догадался, для чего используется знак «-»?
(Отделяет слова каждого разговаривающего.)
- Каждое высказывание называется репликой. Реплики каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится знак «тире».
3.Упр. 8 (с. 12).
— Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.) — К кому обращен монолог? Спишите первое предложение и подчеркните известные орфограммы.
Словарная работа
— Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.) — Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем букву О.)
-Подчеркните эту букву. — Какое близкие по значению слова мы говорим при прощании?
(«До свидания, до скорой встречи».)
Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала.
Лови ошибку.
Упр. 9 (с. 12).
— Прочитайте текст и докажите, что это монолог.
(Дети не соглашаются. Это диалог, говорят трое действующих лиц.) — Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и
обижать человека.) — Спишите ее.
Упр. 10 (с. 13). Работа в парах.
- Вспомним правила работы в парах. Подумайте и определите по какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог. Составьте эти монологи и диалоги.
Самостоятельная работа. Ответы учащихся.
Учитель оценивает ответы.
IX. Рефлексия
-На уроке я узнал, что называют …..
-Диалог-это…
- Теперь я знаю, что каждая реплика в тексте….
-Мне понравилось на уроке задание….
Д/з. Выполнить упр. 11 (с. 14).
При составлении конспекта использовались интернет- ресурсы.
https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-dialog-i-monolog-klass-476257.html
https://multiurok.ru/files/kak-otlichit-dialog-ot-monologa.html