Конспект урока по русскому языку. Тема "Местоимение"

0
0
Материал опубликован 22 May

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс

Тема: Местоимение

Урок: 75

Тип урока. Изучение нового материала.

Формы, приемы, методы.  Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.

Цель урока: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

Задачи урока.

Предметные результаты:

Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания, находить местоимения в предложении.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:
– самостоятельно определять учебную задачу
– планировать свою деятельность по решению учебной задачи
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:
– ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
– осознанно и правильно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
– осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:
– применять правила делового сотрудничества
– участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат:

Знать. Определение местоимения как части речи,  его употребление и  значение в речи.

Уметь.

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.
2. Различать  местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: учебник 2 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Школа России», презентация, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.























Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап: организацион-ный


Словесный: беседа

2 мин.

Успокоились, подравнялись, садитесь. Урок русского языка.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте. (слайд 2)

посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!"  (Слайд 3)
– А что такое тайна?
– А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.












-дети высказывают свои предположения

-да

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II этап: постановка цели и задач урока 7 мин.




5-6 мин.

- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

Давайте вспомним, что такое речь? 


Какие части речи вам знакомы? 

– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?






Что такое глагол?




– Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (Слайд 4)Слова: тетрадь, заяц, окно, умный, ты, быстро, я, он, сладкий, она, морозить, мы, работать, рисовать.

Им. Существительное

Им. Прилагательное

Глагол





- Почему вы не все слова распределили?

Какие слова остались?

- А мы употребляем эти слова в речи?

- Как часто мы их употребляем?


- Значит они тоже часть  речи? 
– А как называется эта часть речи?
– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока? 



-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем

-Имя существительное, имя прилагательное, глагол

-Это часть речи, отвечающая на вопрос Кто? Что

- Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечает на вопросы: Какое? Какая? Какой? Какие?


Это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

-Нужно распределить слова по частям речи.

У доски 1 ученик распределяет слова по группам. Остальные – на карточках

Сущ.: тетрадь, заяц, окно

Прил.: сладкий, умный, быстрый

Гл.: морозить, работать, рисовать


-они не относятся ни к одной из групп

ты, он, я, она, мы

-да

- достаточно часто

- да


- Мы не знаем

- Узнать как называется новая часть речи


П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа учителя с учениками

2-3 мин.

Прочитаем предложения и  сравним их. (Слайд № 5)
Дятел лечит больные деревья. Дятел крепким клювом достаёт из-под коры вредных насекомых.
– О ком говориться в первом предложении?
– О ком  говориться во втором предложении?
– Какая ошибка допущена в тексте? 
– Как можно исправить эту ошибку? 

Вместо какого слова употребили  слов он?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются место имени я  (Cлайд 6)

- Верно. Тема нашего сегодняшнего урока Местоимение.

- Поставьте цель урока.

Местоимение.




- о дятле

- тоже о дятле

-Повторяется слово дятел

- Заменить слово дятел другим словом.

- дятел





Расширить и закрепить знания о местоимении, научить новым приемам использования местоимений в речи

учет выделенных учителем ориентиром действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

IV. Открытие новых знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником.

6-7 мин.

Открываем учебники на стр. 98,
– Прочитаем текст из упр. 170.










- Найдите вопросительные и восклицательные предложения в тексте.

- Прочитайте с интонацией вопросительные/восклицательные предложения.

- Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

- На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они?


- Можно перечислять мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д., а можно каким одним словом сказать?
– То есть на какую часть речи указывают местоимения?
– А что обозначает им. сущ.?
– Тогда сделайте небольшой  вывод: местоимение называет предмет или указывает на него?
– Тогда я предлагаю вам  продолжить предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 7)

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).
– Давайте сравним наше определение с эталоном (Слайд 8)
посмотрим правило на с. 99. Кто прочитает?

- Хорошо. Кто сможет повторить слова-местоимения?

- Выпишите в правиле предложение в тетрадь: «Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения» и подчеркните слово местоимения.

- Какую часть речи заменяют местоимения? Для чего?

- На какие вопросы отвечают местоимения?





- Динамическая пауза.

Правило такое. Я называю существительное – вы тянете руки вверх, прилагательное – прыгаете, глагол – приседаете, местоимение – хлопаете.

Яблоко, ехать, веселый, листок, растет, мы, плывут, бежевый, оранжевый, ты, он, прыгать, стол, стена, хлопать, вы, они, хороший, она, я, вкусный.

- Замечательно, присаживайтесь.

Стоит в поле теремок.

Он не низок не высок.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в теремочке живет?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я Лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить!

Стали они вдвоем жить.

- Терем-теремок! Кто в теремочке живет?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я Лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить!



Теремок.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка. К лягушке-квакушке.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка


Они.


- на имя существительное


-предмет

- указывает на него





-я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- местоимения


-Местоимение- часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.









Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные.

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

П: формирование обобщенных знаний

Л: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование

Р: поиск информации в продолжите-льных источниках

П: построение логической цепи рассуждения

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

5-6 мин.

- Давайте посмотрим упражнение 172 на с. 99.

- Определите главную мысль стихотворения.












- Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?

- Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение.

- Каких местоимений нет в стихотворении?

Прочитайте.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы.

(Т. Собакин)


- местоимения, заменяет имена существительные



-вы, он, она, они

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа.

7 мин.

- Сейчас самостоятельная работа в парах.

У каждой пары своя карточка. Списать: 1 вариант- задание под буквой а), второй вариант- задание под буквой б)

1.Замени выделенные существительные местоимениями.

А)По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной.

Б) Охотник нашёл в лесу лисёнка. Охотник принёс лисёнка домой. Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг медвежонок остановился.

3.Замени выделенные существительные местоимениями.

А)Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя

грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

Б)В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Юра сегодня идёт на каток. Юра будет катается на коньках.

4.Замени выделенные существительные местоимениями.

А)Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё. Даша любит лыжный спорт. Даша участвует в лыжной эстафете.

Б)Юра сегодня идёт на каток. Юра будет катается на коньках.

5.Замени выделенные существительные местоимениями.

А)Даша любит лыжный спорт. Даша участвует в лыжной эстафете. Наташа сегодня дежурная в классе. Наташа пришла в школу пораньше.

Б)На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. Чуть позже пришёл Артём. Артём будет поливать цветы.

6.Замени выделенные существительные местоимениями.

А)Наташа сегодня дежурная в классе. Наташа пришла в школу пораньше.

Б)Чуть позже пришёл Артём. Артём будет поливать цветы.

-После выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно - !

Одна ошибка- +

Две ошибки - ?

Три ошибки - -

(Слайд 9)

Оцените свою работу.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Работают в парах. Пишут в тетрадях. Проверяют, сравнивают, оценивают.

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

3-4 мин.

- Ребята у меня есть для вас задание. Нам нужно 2 желающих, кто будет читать диалог по ролям. Кто желает?

- Хорошо, вы ознакомьтесь с текстом и решите, кто за кого будет читать, а вы ребята, должны будете хорошо их слушать и после ответить на вопрос: Какие местоимения встречались в диалоге?

- Привет, Света!

- Привет, Артем!

- Вероника, ты сегодня пойдешь в парк?

- Конечно, мы с братом договорились, что пойдем сразу, как я приду домой.

- А вы долго там будете? Ведь нам нужно будет пойти вместе с классом к Матвею в больницу.

- Не волнуйся. Мы как сразу туда придем.

- Мы будем там недолго, потому что он еще не выздоровел, поэтому не опаздывай.

- Какие местоимения были произнесены?

- (На доске запись.)

... нарисую кошку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так раскрашивать? Какой рассказ..... читаете? Куда ... идешь? Почему ... улетают?

- Спишите текст, вставляя местоимения.

(Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)












Местоимения- ты, мы, вы, я










Я нарисую кошку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь так раскрашивать? Какой рассказ вы читаете? Куда ты идешь? Почему они улетают?

К: планирование учащегося сотрудничества с учителем и сверстниками, согласование выполнять совместную деятельность

Р: контроль формы слияния способа действий и его результата заданным эталоном

VIII этап: итог урока

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

2 -3 мин.

1. Вопросы:

- Назовите местоимения.

- Что такое местоимение? (часть речи)

- На что указывает местоимение? (на предмет)

- Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?


Домашнее задание. ( Дифференцированное)

- Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.


Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


IХ. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа учителя с учениками

2 мин.

(Слайд 10)

t1747935053aa.pngЯ понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.


t1747935053ab.pngЯ не совсем понял, что такое личные местоимения

- Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.