Урок по русскому языку «Сложные прилагательные в художественной литературе» (10 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Сложные прилагательные в художественной литературе
(на примере композит в повестях К.Д. Воробьева)»
урок-лингвистическая лаборатория 2 часа (10 класс)
Цель: проанализировать сложные прилагательные, зафиксированные в повестях К.Д. Воробьева.
Задачи:
1) повторить способы образования сложных имен прилагательных;
2) определить, какими способами образованы анализируемые сложные прилагательные;
3) повторить правила слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
4) проанализировать бикорневые прилагательные из повестей
К.Д. Воробьева с точки зрения правописания;
5) формировать умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор (или доска), компьютер, листы со сложными прилагательными из произведений К.Д. Воробьева, тематические таблицы (со способами словообразования).
Литература (для учителя и учащихся):
Букчина, Б.З, Калакуцкая, Л.П. Сложные слова / Б.З. Букчина,
Л.П. Калакуцкая. – М. : Наука, 1974. – 152 с.
Букчина, Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис? : Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 720с.
Воробьев, К.Д. Собрания сочинений: В 3 т. / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1991-1993.
Каверина, В.В. Орфография сложных прилагательных: проблемы нормализации / В.В. Каверина // Русский язык в школе. – 2008. - №5. –
С. 48-52.
Лыков, А.Г. О некоторых особенностях словообразования сложных имен прилагательных / А.Г. Лыков // Русский язык в школе. - 1969. - № 5. - C. 74-80
Милославский, И.Г. Об изучении тем «Состав слова» и «Словообразование» в старших классах / И.Г. Милославский // Русский язык в школе. – 2007. - №3. – С. 3-9.
Моисеев, А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Учебное пособие / А.И. Моисеев. – Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1987. – 208 с.
Немченко, В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие для филологических специальностей университетов /
В.Н. Немченко. – М. : Высшая школа, 1984. – 255 с.
Николина, Н.А. Словообразование современного русского языка: Учебное пособие для студентов высших пед.учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
Ожегов, С.И. Об упорядочении русской орфографии / С.И. Ожегов // Русский язык в школе. – 1954. - №5. – С.42.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. - 432 с.
Русская грамматика. Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» — М.: Наука, 1980.
Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация. Проект. – М. : 2000.
Торопцев, И.С., Устименко, И.А. Образование прилагательных в современном русском литературном языке / И.С. Торопцев,
И.А. Устименко. – Воронеж : Издательство ВГУ, 1994 – 112 с.
Улуханов И.С. Сложное слово // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н.Караулова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
Федорова, Л.Л. Сложные слова / Л.Л. Федорова // Русский язык. ИД «Первое сентября». – 2002. - №44. – С. 26-30.
Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко- Триницкая. – М. : Издательство «Индрик», 2001. – 504 с.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята! Сегодня перед нами стоит необычная цель: мы должны проанализировать те сложные прилагательные, которые были зафиксированы вами при прочтении повестей К.Д. Воробьева, организовав слаженную работу нашей лингвистической лаборатории. Сегодня у нас будут открыты два подразделения: словообразовательное и орфографическое. Напомню, что в составе подразделений научные сотрудники и теоретики, которые напомнят нам о способах словообразования сложных имен прилагательных и о трудностях, связанных с их правописанием. Итак, мы начинаем!
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ)
1) Выступление словообразовательного подразделения
От подразделения выступает теоретик, подготовивший под руководством учителя материал (презентацию и устное выступление) о способах словообразования сложных имен прилагательных. Выступающий обязательно говорит о разных точках зрения, которые существуют в лингвистике по этому вопросу, кратко рассказывает о классификациях данных способов словообразования (классификация по Русской грамматике, по Н.С. Валгиной, по Н.А. Николиной).
Учитель: а теперь, ребята, мы проанализируем композиты
К.Д. Воробьева.
Учащиеся, используя таблицу (см. ниже), распределяют сложные прилагательные по способам словообразования, делая вывод: каким же способом чаще всего образуются бикорневые прилагательные у
К.Д. Воробьева.
суффиксальный |
префиксальный |
основосложение |
сложносуффиксальный |
сращение |
|
|
|
|
|
2) Выступление орфографического подразделения
От подразделения выступает теоретик, подготовивший под руководством учителя материал (презентацию и устное выступление)о правописании сложных прилагательных. Особое внимание докладчик уделяет трудным случаям, неоднозначности и противоречивости некоторых орфографических изданий, сложности, с которой сталкиваются пишущие и говорящие при использовании данного правила.
Учитель: Итак, каждое подразделение получает задание
3) Задание для словообразовательного подразделения:
Проанализировать сложные прилагательные из повестей
К.Д. Воробьева, определить частотность слитных и дефисных написаний. Подвести итог, сделать вывод о том, отличается ли это соотношение в одном и в другом произведении («Это мы, Господи!» 1943 года написания, «…И всему роду твоему» 1975 года написания).
Задание для орфографического подразделения:
Проанализировать сложные прилагательные из повестей
К.Д. Воробьева, распределить прилагательные по столбикам таблицы (см. ниже) относительно их правописания. Сделать вывод о том, подчиняются ли данные композиты современным правилам, есть ли спорные случаи.
С Л И Т Н О |
от сложного существительного |
|
Ч Е Р Е З
Д Е Ф И С |
образовано от сложного сущ., пишущегося через дефис |
|
из словосочетания с подчинительными отношениями |
|
обозначает оттенок цвета |
|
||
первая часть наречие, слова выступают как термины |
|
обозначает качество с дополнительным оттенком |
|
||
одна из частей не употребляется как самостоятельное слово |
|
образовано из двух равноправных слов (между ними можно вставить союз и, не только, но и |
|
||
|
|
первая часть заканчивается на |
|
||
|
|
образовано из сочетания имени и фамилии |
|
||
|
|
прилагательные терминологического характера |
|
||
|
|
образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов |
|
||
|
|
сложные прилагательные, входящие в сложные географические или административные названия и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-), |
|
||
|
|
прилагательные, начинающиеся с основы: военно-, массово-, народно-, научно-, учебно- |
|
III. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ И УЧИТЕЛЬСКАЯ.
Сегодня на уроке я:…
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: Сегодня мы с вами сделали большую работу. Вы попробовали себя в роли научных сотрудников, теоретиков, проявили свою наблюдательность, применили на практике полученные знания, четко и грамотно организовали работу подразделений. Могу сказать, что работа нашей лингвистической лаборатории успешно завершена.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: зафиксированные бикорневые прилагательные (сложные эпитеты) рассмотреть с точки зрения выполняемой ими стилистической функции, охарактеризовать объекты эпитетации.