Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

8
7
Материал опубликован 19 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Этапы урока

Содержание этапа. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Сегодня прекрасный весенний день!

У вас чудесное настроение, ведь вы узнаете что – то новое.

Прочитайте девиз урока:

« Всегда – учиться, все – знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

(М. Горький)

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

(Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

Как мы открываем новое знание? (Находимся в учебной деятельности)

- Какие шаги выполняем?

(Повторяем то, что знаем, выполняем пробное действие…)

Настраиваются на урок.

Читают девиз хором.

Размышляют, отвечают на вопросы учителя. Желают друг другу удачи.

Проговаривают шаги учебной деятельности.

(Я хочу учиться)

Презендация:

Слайд 1.

-самоопределение(Л);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

-волевая саморегуляция (Р);

2.Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё?

(Нет, только то, что нам необходимо.)

-Прочитайте текст. Что в нём особенного?

 

Снег. Луна. Тишина. Месяц .

Звёзды и мороз. Скрип колёс.

-Как можно озаглавить? Запишите название. (Ночь. Зимняя ночь.)

- А почему лучше озаглавить «Ночь»?

(Зимняя - прилагательное.)

-Как выдумаете, почему используется такой приём?

(Чтобы ярче описать картину и передать настроение)

-Почему по – вашему я взяла такой текст? (Изучаем существительное. Что – то новое узнаем.)

-Что знаете об имени существ.?

- Вернёмся к тексту. Определите род имён существительных.

- Проверьте по эталону. Кто допустил ошибки?

-Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

-Ключевое слово данного этапа назовите СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

род.

- Для чего нужны ключевые слова?

(Помогут сделать вывод)

- Образуйте новое существительное от слова тишина. Запишите.

-Сравните существительные ночь и тишь. -Запишите в транскрипции. Что в них общего?

(Оканчиваются на шипящий, 4б.,3зв.))

-Оцените свою работу на лесенке успеха. Если ребята, стоящие на первой ступеньке? (Нет) Значит мы дружно пойдём дальше, а я оценю вашу работу, проверив карточки.

-Назовите шипящие звуки. Посмотрите на доску.

(На доске записаны строчные буквы Ш, Щ, Ч)

– Что общего у этих букв?

( Это согласные буквы, шипящие.)

– Эти буквы имеют общий элемент: наклонная линия с закруглением внизу.

Посмотрите её написание (Анимированный алфавит)

РАБОТА С СУ-ДЖОКАМИ.

-Подготовим руку к письму: берём большой мяч и лепим «снежок», а теперь маленький, затем работа «волшебных колец». Готовы!

– Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии.

- А теперь запишите соединения, которые даны ниже.

– Ребята, как вы думаете, какую букву надо было бы ещё написать?

( Надо написать букву Ж, т.к. она тоже согласная и обозначает шипящий звук.)

- Посмотрите внимательно на записанные соединения. Что интересного вы заметили?

(Мы заметили закономерность: сначала идёт буква с гласной, а потом эта же буква записана с Ь.)

- Допишите соединения с буквой Ж, соблюдая закономерность.

-Ключевое слово этапа?

ШИПЯЩИЕ

-Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке. -У кого были затруднения?

-Что мы повторили?

-Назовите ключевые слова.

- Вывод. ( Узнаем что-то о сущ. с шип. на конце)

Какой следующий этап нашей деятельности? (Пробное действие)

Читают и анализируют текст. Определяют тему и пишут название текста. Выявляют особенности текста. Выясняют назначение этого приёма.

Проверяют свои знания и умения в определении рода имён существительных.

Проверка по эталону.

Записывают на карточки ключевые слова.

Сравнивают и анализируют существительные ночь, тишь, записав их в транскрипции.

Анализ букв.

Готовят руку и пальцы к письму, выполняя упражнения с су – джоками.

Размышляют. Делают выводы.

Пишут буквы и соединения, восстанавливают ряд шипящих.

Замечают логическую закономерность.

Дети записывают: ШИ, ШЬ, ЧА,ЧЬ, ЩУ,ЩЬ.

Дописывают : ЖИ, ЖЬ

Актуализируют знания для открытия нового.

Записывают новое ключевое слово.

Систематизация знаний и знаковое представление в виде опорных схем.

(Я должен повторить самые нужные знания)

Слайд 2.

Приложение 1.

-анализ. сравнивание, обобщение (П);

- саморегуляция;

-фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-учёт разных мнений (К);

Слайд 3.

3. Выявление места и причины затруднения.

-На доске записаны слова: борщи, ерши, вещи, обручи, гаражи, броши.

–Что общего у данных слов?

( Эти слова стоят во множественном числе)

– Запишите эти слова в единственном числе.

(Один ученик выполнят это задание у доски.)

– А теперь давайте проверим вашу работу.

– Что вас удивило?

(Почему одни сущ. пишутся с ь, а другие нет.)
– Задание было одно, а как написали?
– Почему же так вышло?

(Мы не знаем, как правильно.)

- Какое ещё ключевое слово надо включить?

(Ключевое слово ь)

Выполнение пробного действия. Где встречается препятствие. Проблема, выводящая на учебную деятельность по открытию нового знания.

Проговаривают, что не знают.

(Я этого не знаю)

-синтез (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

-координирование разных позиций (К);

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Вам помогут ключевые слова.

(Дети формулируют тему урока “Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих”. )

Учитель открывает тему урока на доске.

Какая же цель урока?

(Ответить на вопрос. Почему в одних существительных пишется ь, а в других нет?)

Построение проекта.

-Что же будем исследовать?

(Исследовать существительные с шипящими на конце.)

-С чего начнём?

( Узнаем работу ь.)

-Исследуйте пословицы:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).

А что вы знаете о мягком знаке? Составьте кластер. 


- Какой возник вопрос?

(В какую группу слово отнести слово речь?)

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

-В какую группу вы отнесёте слово речь? -Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

-На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Значит, это какая-то новая работа ь знака. -Давайте еще понаблюдаем за именами существительными с шипящим на конце. Сделаем вывод.

Определение темы урока. Постановка цели.

Обсуждают способ выхода из затруднения. Определяют работу мягкого знака в словах.

(Построю алгоритм действия для достижения цели.)

-самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели (П);

-планирование (П);

-прогнозирование (П);

-учёт разных мнений (К);

-использование знаково – символических средств (П);

Слайд 4.

5. Реализация построенного проекта.

- Внимательно просмотрите сказку.

Сказка

- Мягкий знак отправился в путешествие.

- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш

- У входа стоял сторож

- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.

- Мы, существительные с шипящим на конце: ёж, чиж, грач

- А ты кто?- спросил сторож.

- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?

- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч

- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать низкие оценки!- возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Вышел к полю, на котором росла

рожь.

- О чём ты плачешь? - спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

-Не хотят со мной дружить ни сторож, ни ёж, ни чиж.

- Не горюй, я буду с тобой дружить!

-И я, - пропищала из норки мышь.

-И моя дочь.

Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.

Тут вмешалась мышь.

- Пусть запомнят все вокруг такую вещь

Мягкий знак — нам верный друг.

-Ребята. Как вы думаете, кто здесь положительные герои, а кто отрицательные?

- Почему не стали некоторые слова дружить с ь?

(Ведь тогда ребята будут получать низкие оценки!)

-Хотите узнать, почему они так сказали?

-Поработайте с этими словами по алгоритму.

Работа в группах.

-Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.

Алгоритм исследования:

Алгоритм исследования:
1.Прочитайте слово.
2.Определите часть речи.
3.Какой звук слышится на конце слова?
4.Определите число, род имен существительных.

-Запишите слова, распределив их в группы.

-Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.Сделайте вывод.

Каждая группа выполняет задание. Вывод: (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.)

-Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.

Как это показать схемой?

( В группах на планшетах.)

Обсуждение. Выбираются варианты. ВЫВОД.

- А правы ли вы?

-Где же нам проверить своё открытие?

Чтение правила. Сравнивание с выводом.

Показывают сказку (инсценирование) о Мягком знаке. Наблюдают над словами с шипящей на конце.

Работают в группах по алгоритму.

Исследуют слова. Говорят, отстаивают своё мнение.

Наблюдают, обсуждают.

Распределяют слова по группам и делают вывод.

Анализируя свой вывод, составляюь схему на планшете.

Выставляют на обсуждение класса.

Читают вывод в учебнике. Сравнивают своё открытие.

(У меня есть новое знание)

-анализ, классификация (П);

-познавательная инициатива (Р);

-осознание ответственности за общее дело (Л);

-использование знаково – символических средств (П);

-построение логической цепи суждений (П);

-выполнение действий по алгоритму (П);

Слайд 5.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Первичное закрепление во внешней речи.

- Для чего нам это открытие?

С.13. Упр.19.

-Напишите на планшете.

Чтоб ошибок избежать, будем зоркость развивать.

В игре проверить можешь сам свое внимание к словам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Учитель предлагает учащимся существительные с шипящим на конце слова. Встают мальчики, если ь не пишется и девочки, если пишется, а если нет этой орфограммы встают все. В результате учащиеся несколько раз отрабатывают правило, но среди предложенных слов: дрожь, горечь, малыш, молодёжь, врач, кошка, ложь, снегирь, богач.

встречаются «слова - ловушки»: снегирь и кошка.

-Почему слово снегирь мужского рода, а вы пишете мягкий знак?

(Слово снегирь не с шипящим звуком на конце слова, его роль – показатель мягкости. На этом этапе осуществляется межпредметная связь, акцентируется внимание на помощи птицам зимой).

Снегирь – зимующая птица.

Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти птичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. Семена подсолнечника клюют все птицы.

- Почему же в слове кошка есть и шипящий и оно женского рода, а мягкий знак не пишется?

(Шипящий в этом слове не на конце слова)

Работа в парах

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо - зерна. (Ночь).

- Можно ли сказать, что все открыли новое знание и умеют применить его?(Надо выполнить самостоятельную работа)

Объясняют, почему слово лишнее.

Отдыхают.

Двигаются, но не теряют нить урока.

Рассказывают и слушают о помощи птицам зимой.

Увеличивается доля самостоятельности. Проверяют

усвоение новой орфограммы и свою эрудицию, учатся вести диалог.

(Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях.)
 

-построение логической цепи рассуждений (П);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Приложени 3.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

-Кто не допустил ошибок.

-У кого есть минусы?

-Что надо вам делать?

Проверяют свою успешность.

Если правильный ответ ставят +, а нет -.

(Надо проверить, как усвоен новый способ. Смотрите, а я молодец!)
 

-анализ, синтез (П);

-подведение под понятие (П);

-контроль (Р);

-коррекция (Р);

-оценка (Р);

Приложение 2.

Слайд 6.

8. Включение в систему знаний и повторение.

– Теперь я предлагаю вам применить полученные знания.

На доске записаны слова:

Ноч-, тиш-, камыш-, шалаш-, мыш-, малыш-, не спишь.

Вставьте там, где надо Ь.

Дети выбегают по одному и вставляют Ь с доказательством.

1-й вариант – составить небольшой рассказ, используя данные слова.

2-й вариант – составить четверостишие:

-----------------------тиш-

-----------------------камыш-.

----------------------мыш-.

----------------------не спишь! (малыш-)

Проверка.

Дети зачитывают свои работы.

- Назовите слова с новой орфограммой. Докажите.

-Почему не назвали слово не спишь? (Анализ слова)

-Как же здесь работает мягкий знак?

Об этом мы узнаем на будущих уроках.

Выполняют задание, где новое знание надо применить наряду с изученными. Проявляют творчество.

Проверяют и оценивают.

Находят изученную орфограмму.

Узнают о том, что есть у ь знака и другая «работа», о которой узнают на уроках русского языка.

(Пробую использовать новые знания со старыми )
 

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-выражение своих мыслей с достаточной точностью (П);

Слайд 7.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Достигли ли цели урока?

Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

Что было легко?

Что было трудно?

Что понравилось?

Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

-Возьмите лист «Копилка достижений»

-Какой день работы по этой теме?

-Отметьте ваши достижения.

(Дети оценивают свою деятельность)

-Покажите как работалось в группах?

-Если было комфортно и работали дружно поднимите зелёный цвет !, а если что-то вас огорчило, но в целом вы довольны собой и товарищами – жёлтый, а если работа группы вас совсем не порадовала – красный.

Дом. задание.

Расскажите маме или папе как вы открыли новое знание.

Найдите загадки, в которых отгадками являются слова с шипящими на конце.

- Спасибо за урок. Я вами довольна!

- Ксюша приготовила стихотворение.

(Чтение стих, как правильно писать им. существ. с шипящей на конце.)

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

Оглядываются назад. Анализируют работу.

Словесно оценивают свою работу.

Отмечают уровень своих достижений.

Записывают домашнее задание.

( Вот и все. Напоследок только оглянусь назад.)

-рефлексия способов и условий действий (П);

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

-самооценка на основе критерия успешности (Л);

-формулирование и аргументация своего мнения (К);

Приложение 3.

Слайд 8.


Приложение 1
DOCX / 12.38 Кб

Приложение 2.
DOCX / 11.34 Кб

Приложение 3
DOCX / 23.14 Кб

Грамматическая роль Ь
PPTX / 808.98 Кб

Предварительный просмотр презентации

Тема “Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих”. Урок подготовлен и проведён учителем высшей категории Жулиной О.А.

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

Снег. Луна. Тишина. Месяц . Звёзды и мороз. Скрип колёс. Снег. Луна. Тишина. Месяц . Звёзды и мороз. Скрип колёс.

Снег. Луна. Тишина. Месяц . Звёзды и мороз. Скрип колёс. М.р М.р М.р С.р Ж.р Ж.р Ж.р М.р

чистописание ш щ ч ш щ ч ши шь ща щь ча чь

Хорошую речь хорошо и слушать. Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Алгоритм исследования: 1.Прочитайте слово. 2.Определите часть речи. 3.Какой звук слышится на конце слова? 4.Определите число, род имен существительных.

Тест 1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу.   2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... а) пишется между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова.   3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется ь знак; б) не пишется ь знак.   4. На конце существительных м. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак.   5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; б) на число; в) на падеж

Ноч , тиш , камыш , шалаш , мыш , малыш , не спишь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень хороший урок! Спасибо.

19 February 2017

Юлия Васильевна! Спасибо за оценку!

20 February 2017

Очень хороший урок! Спасибо.

19 February 2017

Юлия Васильевна! Спасибо за оценку!

20 February 2017

Поздравляю с Победой в конкурсе

24 March 2017

Прекрасно разработанный урок. Великолепно!

30 December 2018

Похожие публикации