Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Пояснительная записка к презентации
Этапы урока |
Содержание этапа. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Сегодня прекрасный весенний день! У вас чудесное настроение, ведь вы узнаете что – то новое. Прочитайте девиз урока: « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький) - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.) - А вы хотите стать сильнее? (Да) - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! - Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие. Как мы открываем новое знание? (Находимся в учебной деятельности) - Какие шаги выполняем? (Повторяем то, что знаем, выполняем пробное действие…) |
Настраиваются на урок. Читают девиз хором. Размышляют, отвечают на вопросы учителя. Желают друг другу удачи. Проговаривают шаги учебной деятельности. (Я хочу учиться) |
Презендация: Слайд 1. -самоопределение(Л); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); -волевая саморегуляция (Р); |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
-Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё? (Нет, только то, что нам необходимо.) -Прочитайте текст. Что в нём особенного?
Снег. Луна. Тишина. Месяц . Звёзды и мороз. Скрип колёс. -Как можно озаглавить? Запишите название. (Ночь. Зимняя ночь.) - А почему лучше озаглавить «Ночь»? (Зимняя - прилагательное.) -Как выдумаете, почему используется такой приём? (Чтобы ярче описать картину и передать настроение) -Почему по – вашему я взяла такой текст? (Изучаем существительное. Что – то новое узнаем.) -Что знаете об имени существ.? - Вернёмся к тексту. Определите род имён существительных. - Проверьте по эталону. Кто допустил ошибки? -Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке. -Ключевое слово данного этапа назовите СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ род. - Для чего нужны ключевые слова? (Помогут сделать вывод) - Образуйте новое существительное от слова тишина. Запишите. -Сравните существительные ночь и тишь. -Запишите в транскрипции. Что в них общего? (Оканчиваются на шипящий, 4б.,3зв.)) -Оцените свою работу на лесенке успеха. Если ребята, стоящие на первой ступеньке? (Нет) Значит мы дружно пойдём дальше, а я оценю вашу работу, проверив карточки. -Назовите шипящие звуки. Посмотрите на доску. (На доске записаны строчные буквы Ш, Щ, Ч) – Что общего у этих букв? ( Это согласные буквы, шипящие.) – Эти буквы имеют общий элемент: наклонная линия с закруглением внизу. Посмотрите её написание (Анимированный алфавит) РАБОТА С СУ-ДЖОКАМИ. -Подготовим руку к письму: берём большой мяч и лепим «снежок», а теперь маленький, затем работа «волшебных колец». Готовы! – Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии. - А теперь запишите соединения, которые даны ниже. – Ребята, как вы думаете, какую букву надо было бы ещё написать? ( Надо написать букву Ж, т.к. она тоже согласная и обозначает шипящий звук.) - Посмотрите внимательно на записанные соединения. Что интересного вы заметили? (Мы заметили закономерность: сначала идёт буква с гласной, а потом эта же буква записана с Ь.) - Допишите соединения с буквой Ж, соблюдая закономерность. -Ключевое слово этапа? ШИПЯЩИЕ -Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке. -У кого были затруднения? -Что мы повторили? -Назовите ключевые слова. - Вывод. ( Узнаем что-то о сущ. с шип. на конце) Какой следующий этап нашей деятельности? (Пробное действие) |
Читают и анализируют текст. Определяют тему и пишут название текста. Выявляют особенности текста. Выясняют назначение этого приёма. Проверяют свои знания и умения в определении рода имён существительных. Проверка по эталону. Записывают на карточки ключевые слова. Сравнивают и анализируют существительные ночь, тишь, записав их в транскрипции. Анализ букв. Готовят руку и пальцы к письму, выполняя упражнения с су – джоками. Размышляют. Делают выводы. Пишут буквы и соединения, восстанавливают ряд шипящих. Замечают логическую закономерность. Дети записывают: ШИ, ШЬ, ЧА,ЧЬ, ЩУ,ЩЬ. Дописывают : ЖИ, ЖЬ Актуализируют знания для открытия нового. Записывают новое ключевое слово. Систематизация знаний и знаковое представление в виде опорных схем. (Я должен повторить самые нужные знания) |
Слайд 2. Приложение 1. -анализ. сравнивание, обобщение (П); - саморегуляция; -фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Р); -учёт разных мнений (К); Слайд 3. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
-На доске записаны слова: борщи, ерши, вещи, обручи, гаражи, броши. –Что общего у данных слов? ( Эти слова стоят во множественном числе) – Запишите эти слова в единственном числе. (Один ученик выполнят это задание у доски.) – А теперь давайте проверим вашу работу. – Что вас удивило? (Почему одни сущ. пишутся с ь, а другие нет.) (Мы не знаем, как правильно.) - Какое ещё ключевое слово надо включить? (Ключевое слово ь) |
Выполнение пробного действия. Где встречается препятствие. Проблема, выводящая на учебную деятельность по открытию нового знания. Проговаривают, что не знают. (Я этого не знаю) |
-синтез (П); -постановка и формулирование проблемы (П); -координирование разных позиций (К); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Вам помогут ключевые слова. (Дети формулируют тему урока “Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих”. ) Учитель открывает тему урока на доске. Какая же цель урока? (Ответить на вопрос. Почему в одних существительных пишется ь, а в других нет?) Построение проекта. -Что же будем исследовать? (Исследовать существительные с шипящими на конце.) -С чего начнём? ( Узнаем работу ь.) -Исследуйте пословицы: Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма. Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком). А что вы знаете о мягком знаке? Составьте кластер. - Какой возник вопрос? (В какую группу слово отнести слово речь?) Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. -В какую группу вы отнесёте слово речь? -Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом. -На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком. - Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). - Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. - Значит, это какая-то новая работа ь знака. -Давайте еще понаблюдаем за именами существительными с шипящим на конце. Сделаем вывод. |
Определение темы урока. Постановка цели. Обсуждают способ выхода из затруднения. Определяют работу мягкого знака в словах. (Построю алгоритм действия для достижения цели.) |
-самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели (П); -планирование (П); -прогнозирование (П); -учёт разных мнений (К); -использование знаково – символических средств (П); Слайд 4. |
5. Реализация построенного проекта. |
- Внимательно просмотрите сказку. Сказка - Мягкий знак отправился в путешествие. - Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш - У входа стоял сторож - Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак. - Мы, существительные с шипящим на конце: ёж, чиж, грач - А ты кто?- спросил сторож. - Я — Мягкий знак! Давайте дружить? - Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч - Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать низкие оценки!- возмутился и замахал крыльями грач. Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Вышел к полю, на котором росла рожь. - О чём ты плачешь? - спросила она. Мягкий знак поведал свою печаль. -Не хотят со мной дружить ни сторож, ни ёж, ни чиж. - Не горюй, я буду с тобой дружить! -И я, - пропищала из норки мышь. -И моя дочь. Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь. Тут вмешалась мышь. - Пусть запомнят все вокруг такую вещь Мягкий знак — нам верный друг. -Ребята. Как вы думаете, кто здесь положительные герои, а кто отрицательные? - Почему не стали некоторые слова дружить с ь? (Ведь тогда ребята будут получать низкие оценки!) -Хотите узнать, почему они так сказали? -Поработайте с этими словами по алгоритму. Работа в группах. -Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание. Алгоритм исследования: Алгоритм исследования: -Запишите слова, распределив их в группы. -Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.Сделайте вывод. Каждая группа выполняет задание. Вывод: (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.) -Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р. Как это показать схемой? ( В группах на планшетах.) Обсуждение. Выбираются варианты. ВЫВОД. - А правы ли вы? -Где же нам проверить своё открытие? Чтение правила. Сравнивание с выводом. |
Показывают сказку (инсценирование) о Мягком знаке. Наблюдают над словами с шипящей на конце. Работают в группах по алгоритму. Исследуют слова. Говорят, отстаивают своё мнение. Наблюдают, обсуждают. Распределяют слова по группам и делают вывод. Анализируя свой вывод, составляюь схему на планшете. Выставляют на обсуждение класса. Читают вывод в учебнике. Сравнивают своё открытие. (У меня есть новое знание) |
-анализ, классификация (П); -познавательная инициатива (Р); -осознание ответственности за общее дело (Л); -использование знаково – символических средств (П); -построение логической цепи суждений (П); -выполнение действий по алгоритму (П); Слайд 5. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Первичное закрепление во внешней речи. - Для чего нам это открытие? С.13. Упр.19. -Напишите на планшете. Чтоб ошибок избежать, будем зоркость развивать. В игре проверить можешь сам свое внимание к словам. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Учитель предлагает учащимся существительные с шипящим на конце слова. Встают мальчики, если ь не пишется и девочки, если пишется, а если нет этой орфограммы встают все. В результате учащиеся несколько раз отрабатывают правило, но среди предложенных слов: дрожь, горечь, малыш, молодёжь, врач, кошка, ложь, снегирь, богач. встречаются «слова - ловушки»: снегирь и кошка. -Почему слово снегирь мужского рода, а вы пишете мягкий знак? (Слово снегирь не с шипящим звуком на конце слова, его роль – показатель мягкости. На этом этапе осуществляется межпредметная связь, акцентируется внимание на помощи птицам зимой). Снегирь – зимующая птица. Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти птичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. Семена подсолнечника клюют все птицы. - Почему же в слове кошка есть и шипящий и оно женского рода, а мягкий знак не пишется? (Шипящий в этом слове не на конце слова) Работа в парах Загадки. Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. (Нож). Утка в море, хвост на заборе. (Ковш). Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь). Под полом таится, кошки боится. (Мышь). Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку: По небу лебедь черный Рассыпал чудо - зерна. (Ночь). - Можно ли сказать, что все открыли новое знание и умеют применить его?(Надо выполнить самостоятельную работа) |
Объясняют, почему слово лишнее. Отдыхают. Двигаются, но не теряют нить урока. Рассказывают и слушают о помощи птицам зимой. Увеличивается доля самостоятельности. Проверяют усвоение новой орфограммы и свою эрудицию, учатся вести диалог. (Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях.) |
-построение логической цепи рассуждений (П); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Приложени 3. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Тест 1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... а) пишется между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова. 3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется ь знак; б) не пишется ь знак. 4. На конце существительных м. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак. 5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; б) на число; в) на падеж. -Кто не допустил ошибок. -У кого есть минусы? -Что надо вам делать? |
Проверяют свою успешность. Если правильный ответ ставят +, а нет -. (Надо проверить, как усвоен новый способ. Смотрите, а я молодец!) |
-анализ, синтез (П); -подведение под понятие (П); -контроль (Р); -коррекция (Р); -оценка (Р); Приложение 2. Слайд 6. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
– Теперь я предлагаю вам применить полученные знания. На доске записаны слова: Ноч-, тиш-, камыш-, шалаш-, мыш-, малыш-, не спишь. Вставьте там, где надо Ь. Дети выбегают по одному и вставляют Ь с доказательством. 1-й вариант – составить небольшой рассказ, используя данные слова. 2-й вариант – составить четверостишие: -----------------------тиш- -----------------------камыш-. ----------------------мыш-. ----------------------не спишь! (малыш-) Проверка. Дети зачитывают свои работы. - Назовите слова с новой орфограммой. Докажите. -Почему не назвали слово не спишь? (Анализ слова) -Как же здесь работает мягкий знак? Об этом мы узнаем на будущих уроках. |
Выполняют задание, где новое знание надо применить наряду с изученными. Проявляют творчество. Проверяют и оценивают. Находят изученную орфограмму. Узнают о том, что есть у ь знака и другая «работа», о которой узнают на уроках русского языка. (Пробую использовать новые знания со старыми ) |
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); -выражение своих мыслей с достаточной точностью (П); Слайд 7. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Достигли ли цели урока? Что нового вы сегодня узнали о ь знаке? Что было легко? Что было трудно? Что понравилось? Кого из учеников могли бы отметить за помощь? -Возьмите лист «Копилка достижений» -Какой день работы по этой теме? -Отметьте ваши достижения. (Дети оценивают свою деятельность) -Покажите как работалось в группах? -Если было комфортно и работали дружно поднимите зелёный цвет !, а если что-то вас огорчило, но в целом вы довольны собой и товарищами – жёлтый, а если работа группы вас совсем не порадовала – красный. Дом. задание. Расскажите маме или папе как вы открыли новое знание. Найдите загадки, в которых отгадками являются слова с шипящими на конце. - Спасибо за урок. Я вами довольна! - Ксюша приготовила стихотворение. (Чтение стих, как правильно писать им. существ. с шипящей на конце.) Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова – Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач! |
Оглядываются назад. Анализируют работу. Словесно оценивают свою работу. Отмечают уровень своих достижений. Записывают домашнее задание. ( Вот и все. Напоследок только оглянусь назад.) |
-рефлексия способов и условий действий (П); -контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); -самооценка на основе критерия успешности (Л); -формулирование и аргументация своего мнения (К); Приложение 3. Слайд 8. |
Приложение 1
DOCX / 12.38 Кб
Приложение 2.
DOCX / 11.34 Кб
Приложение 3
DOCX / 23.14 Кб
Грамматическая роль Ь
PPTX / 808.98 Кб
Малафеева Юлия Васильевна
Жулина Ольга Александровна
Малафеева Юлия Васильевна
Жулина Ольга Александровна
Купрякова Любовь Александровна
Жулина Ольга Александровна
Смоленцева Галина Леонидовна