Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Повторение и систематизация знаний по теме Лексикология»

5
0
Материал опубликован 19 January 2021

Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Тема. Повторение и систематизация знаний по теме «Лексикология». Цель: обобщить и систематизировать знания по разделу «Лексикология».
Задачи урока:


– знать определения синонимов, омонимов, антонимов, устаревшие слова, фразеологизмы; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями;
– развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников;
– воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, словарь омонимов.

Форма проведения: урок – путешествие.

Формы организации урока: групповые; общеклассные; индивидуальные.

Современные образовательные технологии: информационно коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, игровые.


Эпиграф к уроку – высказывание Л. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (Слайд 1.)

Ход урока

I.Организационный момент

Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята!

Лев Николаевич Толстой писал: (читаю эпиграф к уроку). Сегодня, применяя знания, полученные при изучении нашего предмета, попробуем убедиться в словах великого писателя. В конце урока вы поделитесь своими мыслями, как вы понимаете эти слова.
–Мы с вами завершили изучение Лексики. На предыдущих уроках говорили о синонимах, антонимах, омонимах, исконно русских и заимствованных словах, устаревших…

II.Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Проблемные вопросы

Что же мы будем делать сегодня? Какова тема нашего урока?(Слайд 2.)
– А какую цель мы поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?
Слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Лексикология».

Мы побываем на острове Многозначных слов и Омонимов, в заливе Синонимов, в океане Антонимов, на полуострове Устаревших слов, в бухте Фразеологизмов.
Итак, в путь, друзья!(Слайд 3.)
III. Работа над темой урока

Путешествие

Слово учителя
– И вот перед нами остров! Что же это за остров? Предстоит угадать!
(Слайд 4.)
За столом сказала мать:
«Хватит языком болтать!»
А сынишка осторожно:
«А болтать ногами можно?»
– Ребята, посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? На что обратили внимание?

Индивидуальное опережающее задание
– Выясним, что в словаре С.И.Ожегова говорится о словах «болтать». Послушаем…
(один из слабых учеников получает задание: найти в толковом словаре слово «болтать» и подготовиться прочитать о нем)

Фронтальный опрос
– На каком же мы острове?
– Давайте вспомним определение, что такое омонимы?
– Приведите свои примеры.
– Как различать омонимы и многозначные слова?
Индивидуальная работа у доски
(Выпишите из словаря пару омонимов, составьте с ними предложения.)
Коллективная работа
Работа с текстом.
 Прочитайте выразительно предложения (текст у каждого на парте)

Молоко убежало.

Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варит..ся и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она.И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь.Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не выр..стают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

Слово учителя

Проблемный вопросы
– Что означает выражение молоко убежало?
– В прямом смысле употребляется слово «убежало»?

Работа в тетрадях

Выпишите через запятую слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы.

Взаимопроверка
(дети обмениваются тетрадями и оценивают соседа по парте)
Слово учителя

Фронтальная беседа

Вспомним, что такое синонимы?
– Приведите свои примеры.
Слово учителя

Проблемные вопросы
– А есть ли польза от синонимов? Нужны ли они в языке? Для чего?
Засиделись!?
– А мы отправляемся дальше! И вот перед нами
Залив Синонимов (Слайд 5.)
Работа по карточкам. К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой:

«Помоги найти мне друга»
Вариант 1.

Бросать

Скакать

Опрятный

Алый

Красный

Аккуратный

Прыгать

Кидать

Огонь

Азбука

Алфавит

Пламя


«Помоги найти мне друга»
Вариант 2.

Доктор

Учитель

Педагог

Врач

Грязный

Прелестный

Холодный

Горланить

Кричать

Студеный

Красивый

Неопрятный


Физминутка
От зеленого причала оттолкнулся пароход
(встать)
Он шагнул назад
(шаг назад)
А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)

Слово учителя
– Отправляемся дальше! И вот мы уже
в Океане! В каком?
Вот и подсказка!
Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».

Слово учителя

Фронтальная беседа
– О каких неприятелях идет речь? И в каком океане мы находимся? А что такое антонимы? (Слайд 6.)
Игра с мячом «Назови антоним»
(Учитель бросает мяч и называет слово, а ученик называет антоним. Так несколько раз. А затем ученики бросают друг другу…)

Веселиться
Встречать
День
Добрый
Дорогой
Друг

Работа в тетрадях. Прием «Дополни пословицу»

1.Ученье – свет, а неученье – ...
2.Любишь брать, люби и ...
3.Сытый... не разумеет
4.Иди вперед, а оглядывайся...
5.Корень учения горек, да плод его...
– Какую роль выполняют антонимы? 

Ребята, противопоставление – это антитеза. На уроках литературы мы будем работать с этим понятием. Антонимы используются даже в названиях произведений.
– Можете привести примеры?
«Белый Бим – черное ухо» Троепольский, «Принц и нищий» М. Твен, «Война и мир» Л. Н. Толстой, «Толстый и тонкий» А. П. Чехов, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский В
– Отправляемся в путь дальше! И прямо по курсу
Полуостров Фразеологизмов!(Слайд 7.)
– Что такое фразеологизм?
(Индивидуальное задание ,сообщение ученика)
Филькина грамота


Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.
За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Игра «На загадку дай отгадку» (В тетрадях ребята записывают только отгадки)

1.Ее можно как заварить так и долго расхлебывать (Каша.)

2.Его вешают, под ним что-то находится и за него водят. (Нос.)

3.Он гуляет в голове, бывает в кармане, его советуют искать в поле (Ветер.)

4.Он до Киева может довести, его можно прикусить, на нем что-то вертится, его можно подвесить. (Язык.)

5.Их можно скалить, а также положить на полку(Зубы.)

Самопроверка

Работа с рисунками. Назовите фразеологизмы, изображенные на рисунках, объясните их значение.(Слады 8-12.)

1.Лить крокодиловы слезы (лживые, наигранные)

2.Белая ворона (не такой, как все)

3.Скатертью дорожка (отправить в дальний путь)

4.Уши развесил (позволил себя обмануть)

5.Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Работа в тетрадях и у доски. «Найдите антонимичные фразеологизмы»

Черная кровь

Гнуть спину

Гонять лодыря

Два шага

Без царя в голове

Цены нет

Грош цена

Голубая кровь

За тридевять земель

Голова на плечах

Слово учителя. Итак, отправляемся дальше, на полуостров Устаревших слов.(Слайд 13.)

Проблемные вопросы

Ребята, а какие слова мы называем архаизмами? Приведите примеры.

(индивидуальное задание)

Архаизмы – это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело – лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец, воитель - воин, рыбарь - рыбаквотще - напрасно, понеже - потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя – дорога, десница - правая рука, шуйца – левая, агнец - ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата - ворота, глас - голос, грясти - идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело - очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.

Работа с текстом.

Работа с текстом. Задание: найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».


Ключ:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий 
терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей 
душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за 
чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, 
барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Толкование слов:

Терем  - жилище.

Душегрейка - женская теплая кофта.

Чупру́н  - прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). 

Барин - помещик, чиновник.

Суда́рыня - женск. форма обращения к «сударь». 

Дворяни́н - лицо, принадлежащее к дворянству.


Тестовые задания (Слад 14.)

1.В каком ряду не все слова являются антонимами?

А) высоко-низко, далеко-близко, хорошо-плохо.

Б) идти-стоять, молчать-кричать, плакать-грустить.

В) худой-толстый, больной-здоровый, умный-глупый.

Г) день-ночь, первый-последний, лениться-трудиться.

2. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Иван плохо работал на уроке.

Б) На уроке Иван работал спустя рукава.

В) Иван не выполнил задания.

Г) Иван весь урок бездельничал.

3. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

В) Смерть Кощея бессмертного находилась на конце иглы.

Г) Ира сильно покраснела.

4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

А) Соб..рай по ягодке - соб..решь кузовок.

Б) Наказала деткам зап..реться и никому дверей не отп..рать

В) Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

Г)З ам..р от испуга,ум..рать от восторга.

5. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

А) лексикология

Б) синтаксис

В) фонетика

Г) фразеология

Взаимопроверка (Слайд 15.)

1

2

3

4

5

б

б

б

в

а


IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Вот и подошло к концу наше путешествие! Мы разворачиваем наш корабль и возвращаемся домой! (Слайд 16.)
Прием «Незаконченное предложение» ( ребятам нужно продолжить предложение, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
1. Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Я выполнял задания...
4. Я понял, что...
5. Я научился...

Слово учителя

Ребята, вернемся к эпиграфу нашего урока и обратимся к словам Л.Н.Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (Слайд 1.)

Прием «Микрофон»

Как как вы понимаете это высказывание?
V.Домашнее задание (по выбору) (Слайд 17.)

1) Составить словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: ГОРЬКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ЗЛОЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ДЫШИТ.

2) Написать сочинение-миниатюру «Идет волшебница-зима». Лексическое задание - использовать слова в переносном значении, а так­же синонимы, антонимы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации