Урок русского языка «Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"» (5 класс)

9
4
Материал опубликован 21 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок для 5 класса.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

Цели:

Обучающие: повторить изученное по теме «Имя прилагательное», морфологические свойства прилагательных, синтаксическую роль, роль и значение прилагательных в речи.

Развивающие: обеспечить развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитывающие: обеспечить формирование интереса к родному слову, понимание богатства русского языка, повышение интереса к урокам русского языка.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

1. Начать наш урок я хотела бы с замечательного стихотворения. Называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым – презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет!

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же всё на свете будет

Удивительным и разным.

- Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом помогает?

2. Разминка. Определи «Кто это»? 

Серый, хищный, жадный

Рыжая, хитрая, ловкая

Косой, слабый, трусливый

Большой, косолапый, неуклюжий

      Яркое, ласковое, тёплое

Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? (признак)

На какие вопросы они отвечают?    

Какой частью речи они являются?

3. Орфографическая пятиминутка (Проверим свою грамотность)

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Территория, брошюра, хорош…, горяч…, аккуратный, дремуч…, сказка, могуч…, облако, скрипуч…, пахуч…, вокзал. (РЮКЗАК)

- В каких словах вы не вставили буквы? Какой части речи эти слова? (краткие прилаг. с основой на шипящую; в них мягкий знак не пишется)

4. Назвать 4-е лишнее:

Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

розовый, розоватый, розоветь, розовенький,

белый, белизна, бел, беленький

Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? (Это не прилагательные)

- Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?

II. Определение темы и цели урока

Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с …

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Мы повторим…

Мы проверим…

Цели деятельности: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном, а также орфографические правила, изученные в данном разделе, подготовиться к контрольной работе; формировать познавательную активность.

III. Работа в парах (по группам)

Этап «Теоретический».

Каждой команде выдается карточка с тестовыми заданиями. Ваша задача – из предложенных вариантов ответа выбрать единственно правильный. Время работы с карточкой – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие.

2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

А) весенние, честное, желтизна, белеть;

Б) весенний, честная, желтое, белые;

В) весенняя, честность, желтые, белое.

3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.

4. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели.

Б) Коротки дни зимой.

В) Иглы у ели короткие.

Физкульт. минутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV. Закрепление.

1. Работа с предложениями

Чистый воздух свеж(?) и звонок. Мартовский день хорош(?). Настроение в такой день замечательно.

- Прекрасная картина сегодняшнего дня создана при помощи прилагательных. В какой форме используются прилагательные? (в краткой форме)

- Каким членом предложения они являются?

2. Распределите слова на группы (полные и краткие)

Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны.

3. Игра «Реставратор»

Восстановить поврежденный текст, вставив пропущенные прилагательные:

 ……..солнце пригрело землю. Зазв…нела ………… капель. Галдят ………… воробьи. С пригорков поб…жали ………………. ручейки. Появилась ……… тра…ка.

 

Слова для справок (выберите из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу):

Воробьи (глупые, шустрые)

Ручейки (быстрые, бледные)

Капель (частая, огромная)

Солнце (большое, яркое)

Травка (зелёная, высокая)

- Какую роль в предложении играют имена прилагательные?

- Обозначьте окончания у прилагательных. Определите падеж, число, род прилагательных. У каких прилагательных вы не обозначили род? Почему?

4. Найдите ошибки в морфологическом разборе прилагательного.

I. Быстрые (ручейки) – прилаг. Ручейки (какие?) быстрые.

II. Н.ф. – быстрые;

в Им.п., мн.ч., м.р.

III. Ручейки (какие?) быстрые.

- Морфологический разбор прилагательного, которое подобрали к слову «воробьи» («шустрые», «глупые»)

Задание «Кто больше?». Ваша задача подобрать как можно больше имен прилагательных к данным словам. Командам выдаются карточки. Время работы – 1 минута. Сколько правильных ответов, столько баллов.

1. «Кто больше?». Подберите как можно больше прилагательных к слову «трава». Ароматная, бархатистая, бархатная, блеклая, буйная, бурая, высокая,  сухая, вялая, густая, дикая, длинная, душистая, желтая, жесткая, жирная, жухлая, зеленая , золотистая

2. «Кто больше?». Подберите как можно больше прилагательных к слову «снег». Белый, искрящийся, переливающийся, ослепительный, сверкающий, лёгкий, мохнатый, мягкий, серебристый, белоснежный, чистый, пышный, колючий...

3. «Кто больше?». Подберите как можно больше прилагательных к слову «весна» цветущая, свежая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, мокрая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, разомлевшая, полноводная, радужная, дождливая, сухая, звонкая.

4. «Кто больше?». Подберите как можно больше прилагательных к слову «дождь».

(мокрый, сырой, холодный, теплый, сильный, слабый, промозглый, серый, грибной, усталый, выматывающий, долгожданный, непрекращающийся, кратковременный, звонкий, тяжелый, ледяной, жалкий, короткий, бесконечный).

- Выполняя последнее задание, вы подбирали прилагательные к словам: трава, снег, весна, дождь. Какой части речи данные слова? (имена сущ.) Что связывает прилагательное и существительное? (Прилагательные согласуются с именами сущ. в роде, числе и падеже.) 

На одну букву

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, К).

Красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный...

V. РЕФЛЕКСИЯ

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок мне показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / непонятен, полезен / бесполезен

 

Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. 

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Этап «Теоретический».

1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак; в) действие.

2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

А) весенние, честное, желтизна, белеть;

Б) весенний, честная, желтое, белые;

В) весенняя, честность, желтые, белое.

3. У прилагательного нет признака:

а) времени, б) числа, в) рода.

4. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели.

Б) Коротки дни зимой.

В) Иглы у ели короткие.

Этап «Теоретический».

1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак; в) действие.

2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

А) весенние, честное, желтизна, белеть;

Б) весенний, честная, желтое, белые;

В) весенняя, честность, желтые, белое.

3. У прилагательного нет признака:

а) времени, б) числа, в) рода.

4. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели.

Б) Коротки дни зимой.

В) Иглы у ели короткие.

Проверим свою грамотность

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал.

Проверим свою грамотность

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал.

Проверим свою грамотность

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал.

Проверим свою грамотность

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал.

Проверим свою грамотность

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал.

Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с …

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Мы повторим…

Мы проверим…

Игра «Реставратор».

Восстановить поврежденный текст, вставив пропущенные прилагательные:

В лесу становилось все сумрачнее, тише. Наконец пошел …снег. Он таял в …воде озера, щекотал лица, порошил …дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей, но… лесные цветы. Какое же …время года – зима!

Слова для справок: густой, черный, седой, рыхлый, лесной, прекрасный.

-выделить и объяснить окончания вставленных прилагательных,

Игра «Четвёртый лишний»

1. Игровой, веселый, смотреть, зелёный

2. Играть, смотреть, веселиться, зелень

3. Почта, смех, смотр, красивый (Имя прилагательное_5 кл)

Презентация 

Предварительный просмотр презентации

Если б всё на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зелёной спать перине Под зелёным одеялом? И зелёною водою на рассвете умываться, И зелёным – презелёным полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелёными домами Ярко солнце зеленеет! Видеть мир привыкли люди Белым. Жёлтым. Синим. Красным. Пусть же всё на свете будет Удивительным и разным.

Серый, хищный, жадный Рыжая, хитрая, ловкая Косой, слабый, трусливый Большой, косолапый, неуклюжий Яркое, ласковое, тёплое Кто это?

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Тер..итория, брош..ра, хорош…, горяч…, ак..уратный, дремуч…, ска..ка, могуч…, обл..ко, скрипуч…, пахуч…, во..зал. Орфографическая пятиминутка

Территория, брошюра, хорош…, горяч…, аккуратный, дремуч…, сказка, могуч…, облако, скрипуч…, пахуч…, вокзал. (РЮКЗАК) Проверьте себя

Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны. Распределите слова на группы (полные и краткие)

Игра «Реставратор». Восстановить поврежденный текст, вставив пропущенные прилагательные _________ солнце пригрело землю. Зазв…нела _______ капель. Галдят ___________ воробьи. С пригорков поб…жали ________ ручейки. Появилась ___________ тра…ка. Слова для справок Воробьи (глупые, шустрые) Ручейки (быстрые, бледные) Капель (частая, огромная) Солнце (большое, яркое) Травка (зелёная, высокая)

Найдите ошибки в морфологическом разборе прилагательного I. Быстрые (ручейки) – прилаг. Ручейки (какие?) быстрые. II. Н.ф. – быстрые; в им.п., мн.ч., м.р. III. Ручейки (какие?) быстрые.

На уроке я работал Своей работой на уроке Урок мне показался За урок я Моё настроение стало Материал урока мне был активно / пассивно я доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / непонятен, полезен / бесполезен РЕФЛЕКСИЯ

«Замени слова» Записать текст, заменив слово «большой» подходящими по смыслу словами. Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный. Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

Соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся Большой Глубокая Красные Золотое Глупые астры солнце река котята крокодил

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо большое, Юлия Васильевна, за отличный обобщающий урок! Разнообразие заданий и форм работы впечатляет! Полезная для филологов разработка!

9 March 2022

Спасибо большое Вам, Елена Владимировна, за добрые слова! Мне очень приятно!

9 March 2022

Благодарю за качественную работу!

9 March 2022

Спасибо большое, Марина Юрьевна, за Ваше внимание!

9 March 2022

Похожие публикации