12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Митрачкова Елена Николаевна122
Работаю в школе г. Брянска учителем русского языка и литературы.Стаж - 27 лет. Категория - высшая.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
16

Разработка урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Тема «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».

Учитель первой категории средней школы №9 г. Брянска Митрачкова Е.Н.

Цели:

обучающая: обобщить и систематизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте.

развивающая: правильно использовать деепричастия в речи, чувствовать неправильность формы и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов, обогащать свою речь ,используя фразеологические обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

воспитывающая: воспитывать уважение к языку.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при деепричастном обороте и деепричастии

Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами

Оборудование: разноуровневые карточки, таблица « Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами», раздаточный дидактический материал.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Слово учителя.

Сегодня мы подводим итоги изучению темы «Деепричастие».

- Как бы вы определили свою задачу на уроке?

-Работа по карточкам (3 человека), два человека у доски( образование деепричастий)

3. Актуализация знаний.

-Прочитайте слова, записанные на доске: ржавея, черпая, балуясь.

-Слова какой части речи записаны?

-Дайте определение деепричастию.

-Назовите глагольные признаки деепричастий.

-Назовите наречные признаки деепричастий.

-Как образуются деепричастия, нам расскажут ребята, работающие у доски.

Деепричастия несовершенного вида

Глагол настоящего времени

Суффикс деепричастий несовершенного в.

Деепричастие несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Неопределенная форма глагола

Суффикс деепричастий совершенного в.

Деепричастие совершенного вида

4.Выполнение различных задач и упражнений.

Задание. Выполнить разбор деепричастий по составу и словообразовательный разбор, определить, от какой основы образуются деепричастия?

Образец: крикнув; крикнув – крикнуть (основа неопределенной формы глагола)

Беседуя, рисуя, нарисовав, пройдя – 1-й вариант

Расчесавшись, включив,умывшись,сидя-2-й вариант

-Нужно уметь образовывать, разбирать по составу и знать способ образования деепричастий. Подобные задания включены в ЕГЭ. Изучаем деепричастия в7 –м классе, а проверяют качество полученных знаний в 11-м.

Задание. С двумя из деепричастий составьте словосочетания по схемам:

1 вариант 2вариант

деепричастие +наречие деепричастие +существительное

деепричастие +сущ. с предлогом деепричастие +местоимение

-Как по-другому можно назвать словосочетания, которые получились?

-Расскажите о правилах постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

-Исправьте ошибку, вызванную употреблением лишнего слова: «Деепричастия всегда обособляются запятыми»

-Всегда ли обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются?

-Назовите случаи, когда деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Задание. К названным деепричастиям подобрать вторую часть фразеологического оборота, объяснить его значение.

Сломя (голову), не смыкая (глаз), очертя (голову), сложа( руки), скрепя(сердце)

засучив( рукава ), (не солоно ) хлебавши, не покладая (рук).

С двумя из них составьте и запишите предложения.

-Всегда ли одиночные деепричастия выделяются запятыми?

Задание. А сейчас вы поработаете самостоятельно над текстом, написанным на листочках. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

(Тексты по ключам проверяют сами ученики, выставив себе отметки). Объясните постановку знаков препинания.

Герцог получил (не)малое уд…вольствие пр…гласив Дон Кихота и Санчо в замок и заб…вляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться (не)волей и праздной жизнью полагая что настоящий а (не) мнимый рыцарь странствуя не должен предаваться лени и бе…пр…станным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позв…ления уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром Дон Кихот облаченный в те же (не)лепые доспехи предстал на площади перед замком. С галереи еле – еле …держиваясь от смеха на него глазели все обитатели замка герцог герцогиня пр…дворные…

-Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки, над которыми еще смеялся А.П.Чехов в рассказе «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

-Кто слетел? Шляпа, тот, кто проезжал.

-Что же нужно помнить, чтобы правильно употреблять деепричастия в речи?

-Прошло сто лет со времен Чехова, а подобная ошибка продолжает встречаться в работах учеников.

Задание (на карточках). Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1. Присев на скамью, глаза девочки наполнились слезами.

2. Дворник вел под уздцы лошадь, отмахивая мух хвостом.

3. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

4. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Задание. Тест по теме Деепричастие».

5.Подведение итогов.

-Чем был полезен турок?

-Как бы вы оценили свою работу?

6.Домашнее задание.

П.26-31 повторить, упр.193(уровень «4»-«3»), написать сочинение, которое вы можете начать словами: «Глядя на картину В.М.Васнецова «Аленушка»…»(уровень «4»-«5»).

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Герцог получил (не)малое уд…вольствие пр…гласив Дон Кихота и Санчо в замок и заб…вляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться (не)волей и праздной жизнью полагая что настоящий а (не) мнимый рыцарь странствуя не должен предаваться лени и бе…пр…станным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позв…ления уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром Дон Кихот облаченный в те же (не)лепые доспехи предстал на площади перед замком. С галереи еле – еле …держиваясь от смеха на него глазели все обитатели замка герцог герцогиня пр…дворные…

Задание 2. Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1. Присев на скамью, глаза девочки наполнились слезами.

2. Дворник вел под уздцы лошадь, отмахивая мух хвостом.

3. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

4. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Ключ.

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. С галереи, еле – еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные…

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.