Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Фонетика. Повторение и обобщение материала»

4
0
Материал опубликован 8 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Повторение и обобщение материала

Учитель : Преснякова Е.А.

Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, электронный учебник по русскому языку 5 класс (издательство «Просвещение»)

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

и пробное учебное действие

- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

Звуки мы …., а буквы …..

В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

Не обозначают звуков буквы …. .

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Вспоминают анализируют

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)

Расставьте по алфавиту названия российских городов.

Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.

(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

ФИЗ.МИНУТКА

Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)

Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?

Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.

- Какой вывод можно сделать?

Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)

1. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.(электронный учебник, печатная версия)

Упражнение №321.

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?

- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?

Физминутка

Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Игра «Подбери пару»

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

Доска - тоска

вол -

ноты -

роль -

жар -

дрель -

гонец -

быль –

зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

(Электронный учебник тема «Фонетический разбор слова» Лингвистическая лаборатория)

В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.

Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.

1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. ...Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)

Тест по теме «Фонетика»

Что изучает фонетика?

Звуки – речи

Состав слова,

Части речи

Сколько гласных букв в русском алфавите?

6

10

8

В каком слове буква Е обозначает два звука?

Ельник

Снежинка

Валенки

В каком слове есть звук О?

Хлопушка

Пирог

Подарки

В каком слове только звонкие согласные звуки?

Мороз

Снеговик

Мандарины

В каком слове только глухие согласные звуки?

Каток,

Игрушки

Салазки

В каком слове только мягкие согласные звуки?

Радость

Смех

Веселье

В каком слове только твердые согласные звуки?

Зима

Хоровод

Коньки

В каком слове звуков больше, чем букв?

Сосулька

Ёлка

Иней

В каком слове происходит оглушение согласного?

Санки

Изморозь

Горка

Ответы: 1 –1, 2- 2, 3- 1, 4 – 2, 5- 3, 6 – 1,

7 – 3, 8- 2, 9 – 2, 10 - 2

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Физ.минутка

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.Рефлексия деятельности.

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Продолжите, пожалуйста фразы:

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.

Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322.

   

Презентация к уроку "Фонетика. Повторение и обобщение"
PPTX / 2.22 Мб

Предварительный просмотр презентации

Фонетика. Повторение, обобщение материала. 5 класс. Преснякова Е.А. учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя школа Пильнинского муниципального района Нижегородской области

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий ….. Звуки мы …., а буквы ….. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. Не обозначают звуков буквы …. . Шипящие звуки …. . Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … . Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. . Закончи фразу

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол. Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод. Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Тест по теме «Фонетика» 1. Что изучает фонетика? 1) Звуки – речи 2) Состав слова, 3) Части речи 2. Сколько гласных букв в русском алфавите? 1) 6 2) 10 3) 8 3. В каком слове буква Е обозначает два звука? 1) Ельник 2) Снежинка 3) Валенки 4. В каком слове есть звук О? 1) Хлопушка 2) Пирог 3) Подарки 5. В каком слове только звонкие согласные звуки? 1) Мороз 2) Снеговик 3) Мандарины 6. В каком слове только глухие согласные звуки? Каток, Игрушки Салазки 7. В каком слове только мягкие согласные звуки? Радость Смех Веселье 8. В каком слове только твердые согласные звуки? Зима Хоровод Коньки 9. В каком слове звуков больше, чем букв? Сосулька Ёлка Иней 10. В каком слове происходит оглушение согласного? Санки Изморозь Горка

Взаимопроверка: Ответы: 1 –1, 2- 2, 3- 1, 4 – 2, 5- 3, 6 – 1, 7 – 3, 8- 2, 9 – 2, 10 - 2

Продолжите, пожалуйста фразы: Было интересно… Было трудно… У меня получилось … Подводим итоги урока:

Домашнее задание: Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации