Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Фонетика. Повторение и обобщение материала»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.
Тема урока: Фонетика. Повторение и обобщение материала
Учитель : Преснякова Е.А.
Цель деятельности учителя |
Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. |
Тип урока |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование |
Компьютер, интерактивная доска |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока, электронный учебник по русскому языку 5 класс (издательство «Просвещение») |
Основные понятия |
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит. |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветствие. Вступительное слово. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). -В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике). -На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. |
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие |
- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде. Фонетика – это раздел языкознания, изучающий ….. Звуки мы …., а буквы ….. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. Не обозначают звуков буквы …. . Шипящие звуки …. . Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … . Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. Сколько согласных звуков в русском языке? (36) Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц) Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ) Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6) Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты) Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь) |
Вспоминают анализируют |
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения |
- Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд): На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол. (слайд ) - Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова. |
Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
|
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки -А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит? Расставьте по алфавиту названия российских городов. Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер. (Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула) |
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. ФИЗ.МИНУТКА Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой |
(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1) Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах? Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб. - Какой вывод можно сделать? Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография) 1. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.(электронный учебник, печатная версия) Упражнение №321. – Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки. Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой. - Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении? - Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете? Физминутка Игра «Рассели жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв. Игра «Подбери пару» К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему. (Электронный учебник тема «Фонетический разбор слова» Лингвистическая лаборатория) В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью. Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов. 1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. ...Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой) Тест по теме «Фонетика» Что изучает фонетика? Звуки – речи Состав слова, Части речи Сколько гласных букв в русском алфавите? 6 10 8 В каком слове буква Е обозначает два звука? Ельник Снежинка Валенки В каком слове есть звук О? Хлопушка Пирог Подарки В каком слове только звонкие согласные звуки? Мороз Снеговик Мандарины В каком слове только глухие согласные звуки? Каток, Игрушки Салазки В каком слове только мягкие согласные звуки? Радость Смех Веселье В каком слове только твердые согласные звуки? Зима Хоровод Коньки В каком слове звуков больше, чем букв? Сосулька Ёлка Иней В каком слове происходит оглушение согласного? Санки Изморозь Горка Ответы: 1 –1, 2- 2, 3- 1, 4 – 2, 5- 3, 6 – 1, 7 – 3, 8- 2, 9 – 2, 10 - 2 |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физ.минутка Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
7.Рефлексия деятельности. |
- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? Продолжите, пожалуйста фразы: Было интересно… Было трудно… У меня получилось … |
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
|
8. Домашнее задание. |
Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322. |
Презентация к уроку "Фонетика. Повторение и обобщение"
PPTX / 2.22 Мб