Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Дефисное написание наречий»

20
7
Материал опубликован 21 February 2019

Тема: Дефис между частями слова в наречиях.

Пояснительная записка.

Материал урока позволяет познакомить обучающихся с темой дефисного написания наречий. Урок рассчитан на программу 7 класса УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Определение темы и цели урока производится обучающимися на основе наблюдения над языковым материалом. Для формирования представлений о правописании наречий используется лингвистическая сказка.

Класс: 7.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с дефисным правописанием наречий.

Задачи:

 

  1. повторить приставки и суффиксы наречий;
  2. научить определять условия дефисного написания наречий;
  3. воспитывать речевую культуру.

 

План урока.

 

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание.
  3. Знакомство с лингвистической сказкой.
  4. Закрепление изученного.
  5. Итог.
  6. Домашнее задание.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание.

Здравствуйте. Попробуем совместно определить тему нашего урока.

Перед вами наречия. Запишите их в тетрадь. Обратите внимание, как они написаны.

По-доброму  

По-дружески

По-лисьи

В чем особенность в их написании? Сформулируйте тему нашего урока.

Как вы считаете, можно ли допустить ошибку в написании наречий? Сформулируйте цель нашего урока. 

Итак, цель нашего урока: закрепить правило дефисного написания наречий.

От каких слов образовались эти наречия?

По-доброму - добрый  

По-дружески - дружеский

По-лисьи - лисий


4. Выделите части слова в наречиях.

По-доброму - добрый  

По-дружески - дружеский

По-лисьи - лисий


3. А теперь познакомимся с лингвистической сказкой.

Лингвистический - языковой, связанный с языком.

Сказка.

Решили наречия отправиться путешествовать. Но каждая часть слова поместилась только в один вагон. Приставка зашла в первый, корень - во второй, а суффикс - в третий. Но корень и суффикс заскучали. Решил суффикс перейти в вагон к корню. Там и остался. А приставка так отдельно и путешествует. А чтобы не потерялась стали к ней дефис добавлять. С тех пор и пишутся наречия с суффиксами -ому, -ему, -ски и -ьи через дефис.


 


 

Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.

 

  • Какие части слова в наречиях будут влиять на написание наречий?
  • Какие суффиксы, влияющие на написание наречий вы запомнили?

 

4. Закрепление изученного.

Задание 1.

Объясните правописание наречий.

Разделить (по)братски

Приготовить (по)домашнему вкусно

Одеться (по)летнему

Говорить (по)английски

Сшить юбку (по)шотландски

Завязать узел (по)морскому

Задание 2.

От прилагательных образуйте наречия.

Образец. Прежний - по-прежнему

Детский -

Дружеский -

Новый -

Весенний -

Другой -

Зимний -

Товарищеский -


Задание 3.

Укажите случаи, в которых слова являются наречиями и пишутся через дефис.

(По)зимнему пути проехать очень сложно.

Маша была одета (по)зимнему тепло.

(По)новому мосту ехать было легко.

Мама выглядела совсем (по)новому.

(По)другому я рисовать не умел.

Я пошел (по)другому краю дороги.

Он выглядел (по)модному.

(По)модному костюму я понял, что он приехал из города.

Задание 4.

Замените сравнительные обороты наречиями.

Образец.

Кофе, как на Востоке - по-восточному


Нарядиться как взрослый -

Выть как щенок -

Рычать как собака -

Хитрить как лиса -

Смотреть как волк -

Плавать как лягушка -

Обидеться как дети -

5. Итог урока.

Самостоятельно определите свой уровень владения материалом урока.


Домашнее задание.

 Запишите наречия. Обозначьте условия выбора орфограмм. Объясните правописание наречий.

Ошибаться (по)прежнему, говорить (по)французски, тихо (по)осеннему, макароны (по)флотски, двигаться (по)царски, плавать (по)собачьи, завязать узел (по)морскому, общаться (по)соседски, поступить (по)рыцарски, ошибаться (по)старому.


Литература:

  1. М.Т. Баранов, Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных школ. - М., Просвещение, 2018. - 227 С.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. - М., Вако - 2018. - 304 С.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Сергеевна, за интересный урок.

7 April 2019

Благодарю за ресурс!

1 May 2019

Очень интересный и продуманный урок!

1 May 2019

Интересно.

4 May 2019

Спасибо, что поделились своими идеями с коллегами!

5 May 2019

Наталья Сергеевна, спасибо за интересный урок.

12 July 2019

Спасибо за урок!

22 March 2020