План-конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий»
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий»
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование знаний учащихся о степенях сравнения наречий.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся со степенями сравнения наречий и их отличительными особенностями;
развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления наречий, учиться распознавать их степени;
воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, наш урок я хочу начать с притчи.
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Поэтому, ребята, все в ваших руках. Только от вас зависит, каким будет для вас этот урок. Итак, начнем наш урок.
Актуализация знаний
Для начала немного разомнёмся. Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия. Я вам буду называть фразеологизм, а вы записывать синоним-наречие.
1) Ни свет ни заря – рано;
2) на первых порах – вначале;
3) с минуты на минуту – скоро;
4) рука об руку – вместе;
5) на скорую руку – быстро;
6) на край света – далеко;
7) как снег на голову – неожиданно;
8) кот наплакал – мало;
9) душа в душу – дружно.
Оцените себя в листах самооценки.
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся
Я попрошу выйти к доске Костю, Веронику и Вику.
Костю я попрошу присесть, Вику встать рядом, а Веронику встать на стул.
Ребята, ответьте мне, пожалуйста, что мы можем сказать о месторасположении ребят в пространстве?
Вы назвали слова ниже, выше, выше всех. Какой частью речи являются данные слова? Какую часть речи напоминают эти слова?
Если мы рассмотрим слова высокий, высочайший, самый высокий, то по какому морфологическому признаку мы сможем их разделить? Правильно, степени сравнения прилагательных. Мы рассматриваем с вами наречия. Следовательно, как мы можем сформулировать тему нашего урока?
Откроем тетради. Запишем число, классная работа и тема урока «Степени сравнения наречий»
Подумайте, какие задачи мы с вами должны будем решить во время урока:
1.Узнать, как образуются степени сравнения наречий
2.Научиться образовывать степени сравнения наречия
Работа по теме урока.
-
Первичное усвоение новых знаний.
Давайте, посмотрим на первую задачу, которую мы должны решить:
узнать, как образуются степени сравнения наречий.
Вы сами сказали, что степени сравнения наречий очень похожи на степени сравнения прилагательных. Можем ли мы предположить, что образование степеней сравнения наречий могут быть похожи на образование степеней сравнения прилагательных?
Д а. Почему? Потому что наречия образованы от прилагательных.
Какие степени сравнения есть у прилагательных?
Сравнительная – признак проявляется в большей/ меньшей степени;
Превосходная – признак проявляется в наибольшей/наименьшей степени
Давайте посмотрим, как происходит процесс образования степеней сравнения у наречий.
Что нам может в этом помочь? Учебник (п.36, с.97).
На доске дано начало схемы. Ваша задача конкретизировать схему. Проверить и узнать: какую морфему надо добавлять, какие слова? Пожалуйста, дополните схему. (Работа с учебником).
Составление красочной схемы на листах формата А4.
Фиксация в листах самооценки.
4.2.Физкультминутка
Пока вы выполняете зарядку, посчитайте, сколько наречий встретится в тексте.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту.
Ответ: 8 наречий. Фиксация в листах самооценки.
4.3. Первичная проверка понимания
Как вы думаете, от любого наречия может быть образованы степени сравнения?
Ответить на этот вопрос мы сможем при помощи метода наблюдения. Работаем в парах.
Образуйте от данных наречий степени сравнения. Графически обозначьте морфемы и слова, которые образуют разные формы степеней сравнения.
Сравнительная |
превосходная |
|||||
простая |
составная |
Простая |
Составная |
|||
Быстро |
||||||
Далеко |
||||||
Сгоряча |
||||||
Вчера |
||||||
Поздно |
||||||
Слева |
||||||
Узко |
От всех ли наречий вы смогли образовать степени сравнения? Почему?
Вывод:
степени сравнения наречий можно образовать от наречий, оканчивающихся на о, образованных от качественных прилагательных.
От наречий можно образовать как простую, так и составную сравнительную и превосходную степень
Простая превосходная степень образуется крайне редко, слова образованные таким способом приобретают книжный оттенок.
При образовании сравнительной степени можно наблюдать чередование в корне, некоторые формы образуются от другого корня, от некоторых наречий можно образовать две формы
Давайте вклеим табличку в тетради. Фиксация в листах самооценки.
4.4. Первичное закрепление
1.Запишите только те суффиксы, которые участвуют в образовании простой сравнительной степени наречий:
1) -енн-, -онн-; 2) -ее(-ей); 3) –е 4) -ше.
2. Запишите только те слова, которые участвуют в образовании сравнительной степени наречий.
1) самый, самая;2) наиболее, наименее;3) всех, всего;3) более, менее.
3. Запишите слово, которое не является наречием в сравнительной степени?
1) Вернее;2) проще;3) жесточайше;4) дальше.
4.Запишите предложение (я) содержит наречие в сравнительной степени? Как отличить?
1) На улице весело смеются дети.
3) На снимке лицо Бориса веселее.
4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.
2.Творческое задание: разгадать ребус, поставить наречие в одну из степеней сравнения и составить с ним предложение, разобрать его. Фиксация в листах самооценки.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой на уроке. Решили ли мы их? Достигли ли мы поставленной цели?
Продолжите одно из предложений:
На уроке я научился…
Теперь я могу…
Благодаря этому уроку я знаю…
Давайте посмотрим в наши листы самооценки. Подведем итог, какую отметку вы заработали за сегодняшний урок.
Домашнее задание: № 234 (для всех), дифференцированные задания на карточках.
Подведение итогов урока
Выступление заранее подготовленного ученика в роли Наречия.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. Мои степени сравнения уникальны.
Сафонова Елена Валерьевна