Конспект урока русского языка по теме «Степени сравнения наречий», 7 класс

22
0
Материал опубликован 11 May 2017 в группе

Конспект урока в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий».

 Автор: Касимова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Шадринская СОШ, Сарапульский район, Удмуртская Республика.
Цель:
1. Познакомить учащихся со степенями сравнения наречий на основе повторения степеней сравнения имён прилагательных.
2. Дать учащимся алгоритм работы по разграничению степеней сравнения прилагательных от степеней сравнения наречий.
3. Вырабатывать у детей умение различать степени сравнения наречий и степени сравнения имён прилагательных.
Оборудование: рабочие тетради, учебник, листы с теоретическим материалом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный

Применяемые технологии:

Технология развития критического мышления

Технология обучения в сотрудничестве

Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи учебника), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа).

Формирование УУД:

- Личностные: смыслообразование (установление связи между целью целью учебной деятельности и результатом учения);

- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

- Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение, создание алгоритмов деятельности при решении проблем; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, построение логической цепочки рассуждений.

- Коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров

1.Стадия вызова

2.Стадия осмысления

3.Стадия рефлексии

- формулировка учащимися темы урока;

- работа с предложением

 

- формулировка учащимися цели урока;

 

- парная мозговая атака;

- составление таблицы линии сравнения;

- составление схемы;

- формулировка учащимися вывода об особенностях степени сравнения прилагательных и наречий;

- самооценка учащихся.

- работа по цепочке по образованию степеней сравнения наречий;

- формулировка учащимися вывода;

- самооценка учащихся;

- самооценка учащихся;

- итог урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала

Ученики читают распечатанный текст по цепочке. И отвечают на вопрос.

Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Вопрос: О какой части речи эти слова? Как вы это поняли?

1.Ученик записывает под диктовку на доске, а весь класс в тетради предложение:

Внимательно прочитав параграф ученик уверенно рассказал о наречиях образованных от качественных прилагательных.

2. Ученик, вызванный к доске (а за ним и весь класс), выполняет следующее задание: расставляет знаки препинания, объяснят пунктограммы. Указывает все части речи в данном предложении.

3. От синтаксического разбора переходим к беседе-опросу. Какие части речи называются в данном предложении?

- Что можете сообщить вы о наречиях? Работа со схемой. (повторение изученного материала). Схема прилагается.

- Какие разряды прилагательных вы знаете? В чем особенность качественных прилагательных?

(только качественные прилагательные имеют степени сравнения)

4.Индивидуальное сообщение учащегося по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

сравнительная

превосходная

Простая

-ее(-ей), -е, -ше/-же

Составная 

более / менее

Простая

-ейш- / -айш-

Составная 

самый наиболее наименее

А есть ли у наречия степени сравнения? Как вы считаете?

Постановка цели: степени сравнения наречия,

111. Изучение нового материала.

Таблица линии сравнения «Степени сравнения наречия». Работа в группах. По номерам. Каждый член группы изучает способ образования определенной степени сравнения. Затем объясняет изученную часть параграфа членам группы. Совместно составляется общая таблица. Путем сравнения данных заполненных строк таблицы делают вывод и презентуют его.

Работаем с учебником - п.15 и схемами из индивидуальных папок учащихся с ментальными картами по изученным темам. Ментальная карта «Имя прилагательное»

прилагательное

линии сравнения

наречие

1

 

простая сравнительная степень

 

2

 

составная сравнительная степень

 

3

 

простая превосходная степень

 

4

 

составная превосходная степень

 

- Ребята, для чего в русском языке нужны степени сравнения имён прилагательных? (чтобы показать, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени или чтобы показать, что в том или ином предмете предмет превосходит другие предметы по какому-либо признаку).
- Ребята, все ли прилагательные образуют степени сравнения? (нет, только качественные прилагательные).
- Вспомните, по каким опознавательным признакам мы относим имена прилагательные к разряду качественных? (может образовывать степени сравнения, сочетается с наречием «очень», имеет краткую форму, образует сложное прилагательное путём повтора, имеет антоним).
- Докажите, что прилагательное «серьёзный» - качественное.
1. Образует степени сравнения – серьёзнее, более серьёзный, серьёзнейший, наиболее серьёзный.
2. Сочетается с наречием «очень» - очень серьёзный.
3. Имеет краткую форму – серьёзен.
4. Образует сложное прилагательное путём повтора – серьёзный-серьёзный.
5. Имеет антоним – легкомысленный.
- Все ли свойства должно иметь прилагательное, чтобы называться качественным? (нет, достаточно 2-3).
 

- Наречия, как и прилагательные, могут иметь степени сравнения. Но степени сравнения могут иметь только наречия на –о и –е, которые образованы от качественных прилагательных. 
- Прочитаем статью учебника параграфа 34 (чтение про себя).
- Итак, для чего же в русском языке сравнительная степень наречий? (чтобы показать, что признак одного действия больше или меньше, чем признак другого действия).
- Запишем в тетрадь 2 словосочетания и подчеркнём наречия как члены предложения.
Говорил (как?) длинно (исходная форма наречия).
Говорил (как?) длиннее (простая сравнительная степень наречия).
- Обратите внимание, что у наречия, как и у прилагательного, есть 2 формы степеней сравнения – сравнительная и превосходная.

Но! У наречия нет формы простой превосходной степени. К этому выводу ученики приходят, разрешая проблему: все ли формы степеней сравнения имен прилагательных имеются у наречий.


4. Закрепление изученного материала. Упр.215. По 2 наречия для каждого номера. Записываем свои примеры наречий в таблицу сравнений. Проверяем. Зачитываем вслух.

А теперь в колонку «Линии сравнения» впишите прилагательное, от которого образовано наречие. И составьте степени сравнения прилагательных.

Вопрос: есть схожие формы прилагательных и наречий? Как их можно отличать друг от друга?

с. 95 «Возьмите на заметку».

1.Практическая работа.

-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами сами будем их образовывать. Но задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, кто быстрее это сделает, тот и пойдет к доске.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Вверх дном

кувырком

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Не покладая рук

старательно

Каждый член группы записывает по 2 наречия и образовывает степени сравнения наречия

(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)

Контроль усвоения изученного. Тест (2 – 3 мин.)  С взаимопроверкой.

Каждый член группы выполняет свое задание. И передает другому члену группы. Проверку проводят лены другой группы.

Ключи:

В

А

Б

А

Тест

Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Маша спокойнее Даши.

б) Сегодня погода лучше, чем вчера.

в) Беги быстрее на урок.

 2. Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Черепаха ползёт медленнее змеи.

б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.

в) Моя мама строже папы.

Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста. 

Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше

  в) Говори, пожалуйста, тише.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итог урока.

- Какую цель мы поставили?

- Как ее достигли?

- Какой сравнительный анализ провели?

- К какому выводу пришли?

Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали

Спасибо за работу!

Домашнее задание: п.15, упр. 217 (1)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.