Конспект урока русского языка по теме «Степени сравнения наречий», 7 класс
Конспект урока в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий».
Автор: Касимова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Шадринская СОШ, Сарапульский район, Удмуртская Республика.
Цель:
1. Познакомить учащихся со степенями сравнения наречий на основе повторения степеней сравнения имён прилагательных.
2. Дать учащимся алгоритм работы по разграничению степеней сравнения прилагательных от степеней сравнения наречий.
3. Вырабатывать у детей умение различать степени сравнения наречий и степени сравнения имён прилагательных.
Оборудование: рабочие тетради, учебник, листы с теоретическим материалом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный
Применяемые технологии:
Технология развития критического мышления
Технология обучения в сотрудничестве
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи учебника), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа).
Формирование УУД:
- Личностные: смыслообразование (установление связи между целью целью учебной деятельности и результатом учения);
- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение, создание алгоритмов деятельности при решении проблем; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, построение логической цепочки рассуждений.
- Коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров
1.Стадия вызова |
2.Стадия осмысления |
3.Стадия рефлексии |
- формулировка учащимися темы урока; - работа с предложением
- формулировка учащимися цели урока;
|
- парная мозговая атака; - составление таблицы линии сравнения; - составление схемы; - формулировка учащимися вывода об особенностях степени сравнения прилагательных и наречий; - самооценка учащихся. |
- работа по цепочке по образованию степеней сравнения наречий; - формулировка учащимися вывода; - самооценка учащихся; - самооценка учащихся; - итог урока. |
I.Организационный момент.
II.Повторение изученного материала
Ученики читают распечатанный текст по цепочке. И отвечают на вопрос.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Вопрос: О какой части речи эти слова? Как вы это поняли?
1.Ученик записывает под диктовку на доске, а весь класс в тетради предложение:
Внимательно прочитав параграф ученик уверенно рассказал о наречиях образованных от качественных прилагательных.
2. Ученик, вызванный к доске (а за ним и весь класс), выполняет следующее задание: расставляет знаки препинания, объяснят пунктограммы. Указывает все части речи в данном предложении.
3. От синтаксического разбора переходим к беседе-опросу. Какие части речи называются в данном предложении?
- Что можете сообщить вы о наречиях? Работа со схемой. (повторение изученного материала). Схема прилагается.
- Какие разряды прилагательных вы знаете? В чем особенность качественных прилагательных?
(только качественные прилагательные имеют степени сравнения)
4.Индивидуальное сообщение учащегося по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
сравнительная |
превосходная |
||
Простая -ее(-ей), -е, -ше/-же |
Составная более / менее |
Простая -ейш- / -айш- |
Составная самый наиболее наименее |
А есть ли у наречия степени сравнения? Как вы считаете?
Постановка цели: степени сравнения наречия,
111. Изучение нового материала.
Таблица линии сравнения «Степени сравнения наречия». Работа в группах. По номерам. Каждый член группы изучает способ образования определенной степени сравнения. Затем объясняет изученную часть параграфа членам группы. Совместно составляется общая таблица. Путем сравнения данных заполненных строк таблицы делают вывод и презентуют его.
Работаем с учебником - п.15 и схемами из индивидуальных папок учащихся с ментальными картами по изученным темам. Ментальная карта «Имя прилагательное»
№ |
прилагательное |
линии сравнения |
наречие |
1 |
простая сравнительная степень |
||
2 |
составная сравнительная степень |
||
3 |
простая превосходная степень |
||
4 |
составная превосходная степень |
- Ребята, для чего в русском языке нужны степени сравнения имён прилагательных? (чтобы показать, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени или чтобы показать, что в том или ином предмете предмет превосходит другие предметы по какому-либо признаку).
- Ребята, все ли прилагательные образуют степени сравнения? (нет, только качественные прилагательные).
- Вспомните, по каким опознавательным признакам мы относим имена прилагательные к разряду качественных? (может образовывать степени сравнения, сочетается с наречием «очень», имеет краткую форму, образует сложное прилагательное путём повтора, имеет антоним).
- Докажите, что прилагательное «серьёзный» - качественное.
1. Образует степени сравнения – серьёзнее, более серьёзный, серьёзнейший, наиболее серьёзный.
2. Сочетается с наречием «очень» - очень серьёзный.
3. Имеет краткую форму – серьёзен.
4. Образует сложное прилагательное путём повтора – серьёзный-серьёзный.
5. Имеет антоним – легкомысленный.
- Все ли свойства должно иметь прилагательное, чтобы называться качественным? (нет, достаточно 2-3).
- Наречия, как и прилагательные, могут иметь степени сравнения. Но степени сравнения могут иметь только наречия на –о и –е, которые образованы от качественных прилагательных.
- Прочитаем статью учебника параграфа 34 (чтение про себя).
- Итак, для чего же в русском языке сравнительная степень наречий? (чтобы показать, что признак одного действия больше или меньше, чем признак другого действия).
- Запишем в тетрадь 2 словосочетания и подчеркнём наречия как члены предложения.
Говорил (как?) длинно (исходная форма наречия).
Говорил (как?) длиннее (простая сравнительная степень наречия).
- Обратите внимание, что у наречия, как и у прилагательного, есть 2 формы степеней сравнения – сравнительная и превосходная.
Но! У наречия нет формы простой превосходной степени. К этому выводу ученики приходят, разрешая проблему: все ли формы степеней сравнения имен прилагательных имеются у наречий.
4. Закрепление изученного материала. Упр.215. По 2 наречия для каждого номера. Записываем свои примеры наречий в таблицу сравнений. Проверяем. Зачитываем вслух.
А теперь в колонку «Линии сравнения» впишите прилагательное, от которого образовано наречие. И составьте степени сравнения прилагательных.
Вопрос: есть схожие формы прилагательных и наречий? Как их можно отличать друг от друга?
с. 95 «Возьмите на заметку».
1.Практическая работа.
-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами сами будем их образовывать. Но задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, кто быстрее это сделает, тот и пойдет к доске.
Положа руку на сердце |
честно |
У черта на куличках |
далеко |
Рукой подать |
близко |
Как в аптеке |
точно |
Как баран на новые ворота |
недоуменно |
На широкую ногу |
расточительно |
Черным по белому |
ясно |
Битый час |
долго |
Бок о бок |
рядом |
Вверх дном |
кувырком |
Веки вечные |
навсегда |
На вес золота |
дорого |
Душа в душу |
дружно |
Не покладая рук |
старательно |
Каждый член группы записывает по 2 наречия и образовывает степени сравнения наречия
(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)
Контроль усвоения изученного. Тест (2 – 3 мин.) С взаимопроверкой.
Каждый член группы выполняет свое задание. И передает другому члену группы. Проверку проводят лены другой группы.
Ключи:
В
А
Б
А
Тест
Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Маша спокойнее Даши.
б) Сегодня погода лучше, чем вчера.
в) Беги быстрее на урок.
2. Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Черепаха ползёт медленнее змеи.
б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.
в) Моя мама строже папы.
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) С возрастом годы бегут быстрее.
б) Городские дома выше сельских домиков.
в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.
Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.
б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше
в) Говори, пожалуйста, тише.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итог урока.
- Какую цель мы поставили?
- Как ее достигли?
- Какой сравнительный анализ провели?
- К какому выводу пришли?
Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали…
Спасибо за работу!
Домашнее задание: п.15, упр. 217 (1)