12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дениченко Наталья Сергеевна559
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Тема: Дефис между частями слова в наречиях.

Пояснительная записка.

Материал урока позволяет познакомить обучающихся с темой дефисного написания наречий. Урок рассчитан на программу 7 класса УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Определение темы и цели урока производится обучающимися на основе наблюдения над языковым материалом. Для формирования представлений о правописании наречий используется лингвистическая сказка.

Класс: 7.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с дефисным правописанием наречий.

Задачи:

 

  1. повторить приставки и суффиксы наречий;
  2. научить определять условия дефисного написания наречий;
  3. воспитывать речевую культуру.

 

План урока.

 

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание.
  3. Знакомство с лингвистической сказкой.
  4. Закрепление изученного.
  5. Итог.
  6. Домашнее задание.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание.

Здравствуйте. Попробуем совместно определить тему нашего урока.

Перед вами наречия. Запишите их в тетрадь. Обратите внимание, как они написаны.

По-доброму  

По-дружески

По-лисьи

В чем особенность в их написании? Сформулируйте тему нашего урока.

Как вы считаете, можно ли допустить ошибку в написании наречий? Сформулируйте цель нашего урока. 

Итак, цель нашего урока: закрепить правило дефисного написания наречий.

От каких слов образовались эти наречия?

По-доброму - добрый  

По-дружески - дружеский

По-лисьи - лисий


4. Выделите части слова в наречиях.

По-доброму - добрый  

По-дружески - дружеский

По-лисьи - лисий


3. А теперь познакомимся с лингвистической сказкой.

Лингвистический - языковой, связанный с языком.

Сказка.

Решили наречия отправиться путешествовать. Но каждая часть слова поместилась только в один вагон. Приставка зашла в первый, корень - во второй, а суффикс - в третий. Но корень и суффикс заскучали. Решил суффикс перейти в вагон к корню. Там и остался. А приставка так отдельно и путешествует. А чтобы не потерялась стали к ней дефис добавлять. С тех пор и пишутся наречия с суффиксами -ому, -ему, -ски и -ьи через дефис.


 


 

Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.

 

  • Какие части слова в наречиях будут влиять на написание наречий?
  • Какие суффиксы, влияющие на написание наречий вы запомнили?

 

4. Закрепление изученного.

Задание 1.

Объясните правописание наречий.

Разделить (по)братски

Приготовить (по)домашнему вкусно

Одеться (по)летнему

Говорить (по)английски

Сшить юбку (по)шотландски

Завязать узел (по)морскому

Задание 2.

От прилагательных образуйте наречия.

Образец. Прежний - по-прежнему

Детский -

Дружеский -

Новый -

Весенний -

Другой -

Зимний -

Товарищеский -


Задание 3.

Укажите случаи, в которых слова являются наречиями и пишутся через дефис.

(По)зимнему пути проехать очень сложно.

Маша была одета (по)зимнему тепло.

(По)новому мосту ехать было легко.

Мама выглядела совсем (по)новому.

(По)другому я рисовать не умел.

Я пошел (по)другому краю дороги.

Он выглядел (по)модному.

(По)модному костюму я понял, что он приехал из города.

Задание 4.

Замените сравнительные обороты наречиями.

Образец.

Кофе, как на Востоке - по-восточному


Нарядиться как взрослый -

Выть как щенок -

Рычать как собака -

Хитрить как лиса -

Смотреть как волк -

Плавать как лягушка -

Обидеться как дети -

5. Итог урока.

Самостоятельно определите свой уровень владения материалом урока.


Домашнее задание.

 Запишите наречия. Обозначьте условия выбора орфограмм. Объясните правописание наречий.

Ошибаться (по)прежнему, говорить (по)французски, тихо (по)осеннему, макароны (по)флотски, двигаться (по)царски, плавать (по)собачьи, завязать узел (по)морскому, общаться (по)соседски, поступить (по)рыцарски, ошибаться (по)старому.


Литература:

  1. М.Т. Баранов, Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных школ. - М., Просвещение, 2018. - 227 С.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. - М., Вако - 2018. - 304 С.
Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.04.19 в 00:15 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Сергеевна, за интересный урок.
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.05.19 в 12:21 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за ресурс!
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 12:43 4Ответить Пожаловаться
Очень интересный и продуманный урок!
Трефилова Раиса Поликарповна, 05.05.19 в 01:01 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились своими идеями с коллегами!
Селиванова Галина Геннадьевна, 12.07.19 в 16:53 0Ответить Пожаловаться
Наталья Сергеевна, спасибо за интересный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.