Конспект урока по СБО для 5 класса «Формы обращения к старшим и сверстникам»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Формы обращения к старшим и сверстникам.
Цель:
- Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.
Задачи:
- Образовательные: формировать умения обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.
- Коррекционно-развивающие: коррекция социальных норм поведения, расширение, уточнение и активизация словарного запаса, коррекция речи и мыслительных процессов памяти, внимания, воображения.
- Воспитательные: в оспитывать культуру общения, формировать навыки культурного поведения.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь!
– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Проверка домашнего задания.– Какую тему мы изучаем?
III. Актуализация знаний.– Сегодня мы с вами продолжим изучать большую и важную тему «Культура поведения». - На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что правильная осанка украшает человека. А сейчас мы выясним, какие же черты характера украшают человека.
Теперь послушайте стихотворение об одном мальчике:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…».
- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?
- Почему?
- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).
- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?
IV. Объяснение нового материала.1. Слово учителя с элементами беседы.
– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.
– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)
– Что же такое воспитанность?
– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.
Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)
- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.
В обиходе воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение
– Почему эти слова называются волшебными?
- Это же обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить «по волшебному», а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.
– А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расстовании.
И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)
2. Дидактическая игра. У нас в кабинете вырос «волшебный» цветок. На лепестках этого цветка спрятались вежливые слова. И мне бы хотелось, чтобы эти слова вы распределили на три группы: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы.
– Давайте вместе заполним таблицу на доске, а вы у себя в тетрадях. В этом нам поможет наш «волшебный» цветок. ( у доски заполняют)
Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.
Юра – закрашивает лепестки со словами в тетради.
– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 3)
-Какие слова мы говорим при встрече?
- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?
-Какие слова употребляем при расставании?
-Так что это за слова? (волшебные)
-Для чего они нам нужны?
Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.(Слайд 4)
V. Закрепление.1. Игра «Вежливые слова в вашей жизни»
- Думаю, вы теперь хорошо знаете вежливые слова, слова приветствия, прощания.
- Сейчас мы закрепим умение пользоваться волшебными словами в игре «Вежливые слова в вашей жизни».
- Я раздаю вам по три слова. Вам они знакомы, вы их хорошо знаете. Сейчас и гости посмотрят, как вы эти слова знаете и применяете.
- Ваша задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.
Ксюша, ты у нас хорошо читаешь, давай начнем с тебя. Читай слово. К кому ты обратишься к Нине Васильевне или Юре? Обращайся. Закончи предложение.
- Следующий.
Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела
- Итак, я надеюсь, что вы закрепили умения пользоваться волшебными словами и не забудете, как надо обращаться к взрослым и как к детям.
2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому вы должны учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Вы видели таких людей в своей жизни? Сталкивались с этим? Где? Приведите примеры.
- А всегда ли вы пользуетесь вежливыми словами? Или иногда забываете про них? (Приводят примеры)
- Но, ребята, мы все живые люди и всем нам свойственно ошибаться. И взрослые в жизни делают ошибки. Главное вовремя увидеть эти ошибки и исправить. Давайте и мы сейчас исправим ошибки, которые сделали взрослые и ребята.
Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды 5-6.
- Молодцы. Вы с заданием справились. Ребята запомните, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным
– А сейчас мы проверим культурные ли вы?
а) Викторина «Заморочки из бочки» (Слайды 7-12).
Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?
При встрече со знакомыми не следует молчать,
А весело и бодро
«Здравствуй, друг», – сказать.
Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?
Должен быть вежливым мальчик всегда.
Девочке первым он скажет тогда
Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» –
Что значит: «Всегда будь здорова!»
Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.
Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.
Ребята сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.
б) А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Слайд 13.
Если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.
Я здороваюсь при встрече. +
Я не встаю на обращение учителя. +
Я извиняюсь, если кого-то обидел. +
Я вежливо обращаюсь с просьбой. +
Если я толкнул, я не извинюсь. +
Я прощаюсь уходя.
Я говорю грубые слова.
Я обижаю маленьких.
Я помогаю пожилому перейти дорогу.
Я не уступаю место в автобусе взрослому. +
Я всегда говорю «спасибо». +
Стихотворение (автор – В. Кудлачев) ( Слайд14)
Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,«Пожалуйста», «Здравствуйте» – щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
Дарите на улице, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- Чем мы занимались на уроке?
- Какие слова запомнили? (Словарик)
– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.
VII. Рефлексия. (Слайды 15-16)
– Ну вот, пришло время прощаться.
– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.
– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Богданова Светлана Валерьевна