12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Владимировна Ушакова20
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
6

Конспект урока на тему «Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации»

Конспект урока в рамках системно-системно деятельностного подхода и реализации ФГОС.

Для УМК И.Г. Семакин

9 класс (базовый курс)

Тема: "Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации"

Цель: ученик сможет определить роль и значение вспомогательных алгоритмов;

Задачи:

дать представление о вспомогательных алгоритмах и их назначении, о правилах их описания в программе;

развивать умение выдвигать версии, принимать решения, умение проектировать;

подвести к пониманию сотрудничества как эффективной формы работы;

Методы работы: целеполагание, прогнозирование , выдвижение версий, анализ листингов программы.

Виды работ: индивидуальная, групповая.

Материалы к уроку: презентация (сопровождение ключевых моментов), раздаточный материал (Приложения 1,2,3)

Ход урока:

Мы продолжаем изучение раздела "Управление и алгоритмы".

Эпиграфом нашего урока будут слова Густава Гийома, французского лингвиста "Осилит дорогу идущий. а информатику мыслящий".

Сегодня нам предстоит пройти путь профессиональных программистов.

Начнем с изображения (Слайд 1)

t1598162712aa.png

Что изображено на этом слайде?

Авторами идеи этой программы являются Томас и Джон Нолл. Обратите внимание на список фамилий перечисленных ниже. Ваши предположения кто эти люди?

Их несколько десятков. Как вы думаете сколько человек может работать над серьезной профессиональной программой? Почему привлечено столько людей? Как им удается работать совместно?

Давайте уточним: в чем задача автора? в чем задача разработчика?

Автор предлагает идею и структуру программы, а разработчик разрабатывает отдельную часть - модуль.

Есть понятие программы.

Как бы вы назвали продукт разработчика. Подберите прилагательные, синонимы которые могли бы охарактеризовать его?

Вспомогательный алгоритм. Это и станет темой нашего урока.

В течение нашего урока я предлагаю Вам заполнять Рабочие листы (Приложение1), они помогут нам в дальнейшем подвести итог сегодняшнего урока.

На какие вопросы нам необходимо получить сегодня ответы? Предположения учащихся.

Ключевыми вопросами, из предложенных вами, для нас станут (слайд 2):

1. Где описывается вспомогательный алгоритм?

2. Какие особенности описания существуют?

3. Как связываются вспомогательные алгоритмы с основной структурой?

Метод программирования, при котором сначала записывается основная структура, и для нее разрабатывают вспомогательные алгоритмы называется. Методом пошаговой детализации.

Мы работаем сегодня тоже в одной команде. На общий результат. Я - автор, вы мои помощники - разработчики.

Нам необходимо разработать программу выводящую слово РОБОТ. (Приложение 2)


Нас много задача одна. Разобьем задачу на модули. Чтобы выделить область работы каждой группы.

Вам предстоит предложить вариант как разбить эту надпись на составляющие элементы - модули, количество элементов должно быть минимальным. 1 минута. Учащимся выдаются раздаточные листы, в которых слово РОБОТ изображено в среде графического исполнителя Паркетчик 5 раз (для подбора вариантов).

Ваши предложения...

Слайд 3. Представитель от каждой группы, выходит и изображает вариант разбивки на модули.

Сколько будет модулей?

По окончанию представлений групп выбираем наиболее эргономичное разбиение.

Что нового мы узнали о вспомогательном алгоритме, выполнив это задание?

Теперь, мы знаем, что такое вспомогательный алгоритм, мы выделили вспомогательные алгоритмы в нашей задаче.

Готовы ли вы написать вспомогательные алгоритмы?

Ответ учащихся должен быть нет, так как синтаксиса, правил описания вспомогательных алгоритмов они не знают.

Если прозвучит ответ - да, задаем провокационный вопрос: С чего начнете?

Посмотрите на наш листинг, ключевые вопросы:

1. Где описывается вспомогательный алгоритм?

2. Какие особенности описания существуют?

3. Как связываются вспомогательные алгоритмы с основной структурой?


Предлагаю вам листинг другой программы (Приложение 3), чтобы получить недостающие нам для работы знания.

Проанализируйте его.

Определите, где в описании находятся вспомогательные алгоритмы.

Ответьте на поставленные нами вопросы. 3 минуты.

А теперь у нас достаточно сведений, чтобы описать вспомогательные алгоритмы для нашей задачи?

Вы готовы, чтобы их описать?

Практическая работа.

Каждая команда описывает свой модуль. Результат работы сбрасывает в сеть класса. Учитель «собирает» модули в основной программе (или можно предложить это сделать одной из команд (которая быстрее справилась с заданием).

Тестируется программа.

Рефлексия

И я попрошу оценить вас степень своих личных достижений на уроке. Методика "Чемодан, мясорубка, корзина".

Что помогло вам в достижении цели? Какие трудности возникли?

Вы работали в группах. Как общение в группе повлияло на выполнение заданий?

Где в дальнейшем пригодиться это умение?

На сегодня это все. Всем спасибо за работу!


 

Приложение 1


Рабочие листы.
DOCX / 13.05 Кб

 

Приложение 2

 

Раздаточные листы для анализа  и выделения модулей (подпрограмм)


Приложение 2. Робот.
DOCX / 15.63 Кб

Приложение 3

Листинг программы 


Листинг программы.
PNG / 47.74 Кб


Презентация к уроку


Вспомогательная презентация к уроку.
PPTX / 402.93 Кб

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 23.08.20 в 12:28 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.