Конспект урока «Вспомогательное оборудование» (СПО, Тракторист категории « С »)
ПЛАН – КОСПЕКТ УРОКА
11-класс.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Тракторист категории « С ».
ТЕМА УРОКА: Вспомогательное оборудование .
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.Образовательные:
Создать условия для ознакомления учеников с процессом работы . устройством и назначением основных узлов и механизмов и их ремонт в пороцессе эксплуатации.
Способствовать запоминанию основных терминов и определений при изучении темы.
Способность формированию первоначальных умений и навыков работы с инструментом.
2.Развивающие:
Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно- измерительными инструментами.
Способствовать развитию технического мышления и скурпулезности в работе.
Способность развитию сенсорной и двигательной активности учащихся, развитию моторики рук.
3.Воспитательные :
Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.
Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской.
Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.
4.Профориентационные:
Продолжить с ознакомлением с рабочими профессиями, воспитывать уважению к труду рабочего человека.
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН
1. Плакат « Вспомогательное оборудование ».
2. Родичев В.А. « Тракторист категории С » электронный вариант.
3. Инструкционная карта «Устранение неисправностей вспомогательного оборудования ».
4. Карточки-задания по теме урока.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Объяснение содержания и хода работы, упражнения учащихся под наблюдением мастера.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Эксплуатация и ремонт вспомогательного оборудования( Определение неисправностей )
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:
1. В.А. Родичев и др. «Устройство, ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования»
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ – 5 минут.
1. Контроль посещаемости и готовности к уроку (спецодежда, инстру-
мент).
2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия, назначение
дежурных.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ- 10 минут.
1. Сообщить тему урока, назвать ее учебное значение.
2. Провести опрос учащихся по теоретическим знаниям данной темы
урока фронтально. При необходимости индивидуально у ___________
_______________________________________________________________
. ОБЪЯСНИТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
2. Разобрать рабочие чертежи и схемы . Технические требования.
3. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы.
4. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
5. Показать приемы работы ( в соответствии с правилами демонстрации);
предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить
внимание на приемы самоконтроля.
6. Рассказать о передовых способах работы при выполнении задания,
особенностях прогрессивных технологий.
7. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
8. Провести инструктаж по правилам техники безопасности и электро-
безопасности, обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
9. Предложить учащимся _____________________________(фамилии)
повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
10.Сообщить учащимся критерии оценок.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.- 20минут.
Текущий инструктаж - целевые обходы мест учащихся:
Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.
Особое внимание обратить на учащихся_________________________
____________________________________________________________
Второй обход: обратить внимание на выполнение приемов по ______
____________________________________________________________
Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической
последовательности выполнения работы.
Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
Проверить соблюдение учащимися правил техники безопасности и
указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.
Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать
дополнительные задания наиболее успевающим ученикам __________
_____________________________________________________________
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - 10 минут.
1. Подвести итоги занятия.
2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.
3. Сообщить и при необходимости прокомментировать оценку учащимся
за работу.
4. Выдать домашнее задание.
Мастер производственного обучения: _____________________
Плакаты и инструкции.
К работе на тракторе допускают лиц не моложе 17 лет, прошедших
специальную подготовку и имеющих соответствующее удостоверение. Запрещается
пускать двигатель и работать на тракторе посторонним лицам. Трактористу
необходимо знать и выполнять Правила дорожного движения.
У одежды тракториста не должно быть свисающих концов. На тракторе
необходимо иметь аптечку с пакетом первой медицинской помощи.
Перед пуском двигателя следует убедиться, что рычаг переключения передач
находится в нейтральном положении. Прежде чем тронуться с места, тракторист
должен осмотреться, включить соответствующий сигнал, а затем начать плавно
двигаться. Нельзя работать на тракторе с неисправными тормозами, рулевым
управлением или ходовой частью.
Запрещается проезд по мостам и гатям без предварительной проверки их
грузоподъемности. Переезжать железнодорожные пути разрешается только в
установленных местах и на пониженной передаче. Нельзя работать ночью на
крутых склонах и гористых участках. При стоянке следует заглушить двигатель,
убедиться в том, что трактор не передвигается накатом, и опустить навесные
сельскохозяйственные машины.
Меры безопасности при работе на тракторах. Перед началом работы
необходимо осмотреть агрегатируемые с трактором машины и орудия. Если ВОМ не
используется, его свободный конец закрывают колпаком. Эксплуатация трактора с
прицепом без защитных кожухов на ВОМ не допускается.
Во время работы двигателя нельзя проводить регулировку трактора и
находиться под ним или сельскохозяйственной машиной. Перед тем как сесть в
кабину, нужно очистить обувь от грязи, чтобы ноги не скользили по полу и педалям
управления. Подъезжать задним ходом к агрегатируемой машине следует на малой
скорости и быть готовым в любой момент остановить трактор. Во время работы и
при холостых переездах нельзя стоять на прицепной скобе трактора. Запрещается
на ходу сходить с трактора и садиться в кабину, переходить с трактора на
прицепную машину.
Перевозка людей в кабине трактора, не оборудованного заводом-изготовителем
дополнительным сиденьем, не допускается. Запрещается перевозить людей на
прицепах. При использовании колесного трактора на транспортных работах
размер колеи устанавливается более 1400 мм. Нельзя использовать движение
накатом, выключение сцепления или коробки передач во время движения
трактора с прицепом на спусках. Транспортный агрегат должен удовлетворять
следующим требованиям: прицеп соединяется с трактором помимо тягово-
сцепного устройства страховочной цепью; тормозная система прицепа
подключается к приводу механизма управления трактором, а
электрооборудование прицепа —к электрооборудованию трактора.
Эксплуатация колесного трактора не допускается при остаточной высоте
почвозацепов ведущих колес менее 5 мм. Работа на тракторе с воздушным
охлаждением двигателя запрещается без защиты ограждающей сеткой
воздухозаборного устройства. Не допускается эксплуатация трактора при
следующих неисправностях: педаль сцепления или педаль рабочего тормоза не
возвращаются в исходное положение; педали тормозов не фиксируются во
включенном положении.
Противопожарные меры. Чтобы предупредить возникновение пожара,
необходимо соблюдать следующие правила.
Нельзя курить и разводить огонь около мест заправки, пользоваться открытым
огнем при проверке наличия топлива в баках и бочках. Топливо и масло,
попавшие на поверхность трактора, удаляют ветошью, которую потом
складывают в металлические ящики с крышками. Запрещается подогревать
двигатель открытым пламенем в холодное время года, отвертывать пробки
металлических бочек из-под бензина, ударяя металлическими предметами.
Эксплуатация трактора с поврежденной изоляцией электропроводов не
допускается. При работе на уборке соломы система выпуска отработавших газов
должна быть оборудована глушителем -искрогасителем.
На каждом тракторе должен быть огнетушитель. Нельзя заправлять тракторы на
заправочном пункте во время грозы, хранить топливо и масло у скирд соломы,
сена и в хлебных массивах. В случае воспламенения нефтепродуктов нужно
тушить пламя огнетушителем, засыпать землей или песком, прикрывать
брезентом, войлоком. Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой,
так как они всплывают на поверхность и горят еще сильнее.
Охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами. При эксплуатации
тракторов возможно загрязнение почвы и водоемов маслом и топливом. Попадая в
водоемы, они покрывают поверхность пленкой, а также распространяются по всей
толще воды, отлагаясь вместе с илом на дно. При наличии в 1 л воды 0,1 мг
нефтепродуктов рыба имеет неустранимый привкус нефти и специфический запах.
При больших количествах нефтепродуктов в воде она погибает.
Присутствие в почве нефтепродуктов губительно действует на растения. При
эксплуатации трактора подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости
не допускается. Нельзя мыть сельскохозяйственную технику дизельным
топливом. Сливать отстой топлива из топливных баков и фильтров следует в
приготовленную тару. При неправильной регулировке топливной аппаратуры
двигателя может быть превышение установленной нормы дымности, что
недопустимо во избежание загрязнения окружающей среды.
Шланги гидросистемы прицепных орудий в местах присоединения к
гидросистеме трактора должны быть оборудованы разрывными муфтами, чтобы
при случайном расцеплении предотвратить утечку масла.
Контрольные вопросы
1.Как устроена кабина трактора?
2.Перечислите оборудование, установленное в кабине.
3.Назовите основные регулировки сиденья тракториста.
4.На рис. 105 покажите органы управления, используемые при пуске двигателя.
5.На рис. 106 покажите органы управления, применяемые при работе трактора.