Конспект урока ОБЖ в 8 классе по теме «Аварии на химически опасных объектах, правила поведения при аварии с выбросом АХОВ — хлора»
Тема урока по ОБЖ: «Аварии на химически опасных объектах, правила поведения при аварии с выбросом АХОВ – хлора» в 8 классе.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС II поколения и составленная по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности », авторы А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников
Учитель: Разживина М.Е.
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели:
личностные – содействие в осознании практической и личностной значимости учебного материала, необходимости знаний о химически опасных объектах и их возможных последствиях;
метапредметные – содействовать умению выделять причинно – следственные связи возникновения аварий на химически опасных объектах, созданию условий для развития умений строить монологические высказывания, выдвигать и объяснять гипотезы, делать обоснованные выводы;
предметные – создание организационных и содержательных условий для расширения знаний обучающихся о последствиях на химически опасных объектах, их последствиях для человека для человека.
Планируемые образовательные результаты:
личностные - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на примере безопасного поведения при авариях на ХОО; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
метапредметные – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
предметные – характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации.
Методы работы: словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник (Книга для учащихся) 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М.: «Просвещение»; 2017 год, листы с классификацией ЧС, презентация, проектор, электронная доска.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляе-мые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляе-мые действия | Формируемые способы деятельности | |||
Организационный этап | Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть! ( приветствует учащихся) | Настраиваются на урок | | | | | | |
Этап проверки домашнего задания | Осуществляет проверку знания материала прошлых уроков: со всеми ребятами – работа с определением ЧС. У доски - слабый ученик с классификацией ЧС. | Выполняют задания, предложенные учителем | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Взаимодействуют с учителем во время опроса | Слушать собеседника. Понимать на слух ответы обучающихся | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Дополнять, уточнять по существу заданного задания | |
Этап актуализа- ции субъектно- го опыта учащихся | Посмотрите внимательно на слайд, вы видите на нем 4 картинки, как думаете, что их объединяет, как можно назвать ситуацию, объединенную этими картинками. Молодцы, как же мы сформулируем тему нашего урока ? «Аварии на химически опасных объектах и их последствия. Правила поведения при аварии с выбросом АХОВ». Открыли тетради, записали число, классная работа, и тему. Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока. Цель: 1.Познакомиться с химически опасными объектами, в том числе в Ярославской области. 2.Выяснить, какие последствия у ХОО. 3. Узнать и практически отработать правила поведения при химической аварии. | Слушают учителя. На основе имеющихся знаний выдвигают свои предположения Определяют цель урока | Умение обосновывать своё мнение Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её | Участвуют в обсуждении заданного вопроса Формулируют цели урока | Адекватно использовать речевые средства для представления результата Строить понятные для собеседника вопросы | Контролируют полноту ответов Оценивают правильность поставленной цели и задач | Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь Планировать свою деятельность в соответствии с целью | |
Этап применения изученного | 1.Учитель предлагает рассмотреть карту Ярославской области. В настоящее время в Ярославской области19 химических предприятий, в городе 10. Это значит, что для нас аварии на химических предприятиях очень актуальны, т.к. мы находимся в непосредственной зоне заражения. Какие же крупнейшие потребители химических веществ. Рассмотрим слайд и скажем, какие вы знаете в Ярославле. 2.Что же такое ХОО. Правильно, для лучшего запоминания я составила Вам схематично это определение. Давайте его запишем. Скажите пожалуйста какие же последствия возможны в случае аварии на ХОО? Правильно. 3. А что же такое АХОВ? Давайте прочитаем на странице 115. И запишем определение. А каким образом АХОВ может поражать человека? Правильно. Вначале урока мы говорили об ХОО, который находиться вблизи нашей школы. Это Водоканал СЖР, а АХОВ – хлор. Давайте же представим, что авария случилась… Практическая работа (Приложение 1). | Рассматривают карту. Работают с текстом презентации. Отвечают на поставленные вопросы. Работают в тетради. Работа с учебником. Участвуют в беседе по обсуждению заданных вопросов. Практическая работа. | Работать с источником информации Уметь находить и выделять главную информацию Уметь выделять необходимую информации ю Уметь выделять необходимую информации ю. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Дают характеристику понятиям Взаимодействуют с учителем во время работы Обсуждают и анализируют полученные знания Участвуют в совместной работе | Строить высказывания, понятные для партнёров Планировать учебное сотрудничество с учителем Уметь отображать рефлексию своих действий Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Корректируют правильность ответов обучающихся Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания Оценивают полноту и правильность ответов Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль Осуществлять пошаговый контроль по результату Принимать и сохранять учебную цель и задачу Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
Этап информа ции о домашнем задании | Домашнее задание. Прочитать п.5.3,6.2, Выполнить задание на доске.. | Фиксируют информацию | | | | | | |
Этап подведения итогов учебного занятия | Делается совместное подведение итога урока. Учитель выставляет оценки. | | | | | Совместно с учителем подводят итоги урока | | |
Этап рефлексии | Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. | | | | | Осуществляют самоконтроль | Критически оценивать полученный результат |
Приложение 1
Хлор Cl (chlorum)- (от греч. chlōros - бледно-зелёный) химический элемент, ядовитый удушливый газ зеленовато – жёлтого цвета с резким запахом, плотность газа при 25°C 3,214 г/дм3 (примерно в 2,5 раза больше плотности воздуха).При попадании в легкие вызывает ожог легочной ткани, удушье. Раздражающее действие на дыхательные пути оказывает при концентрации в воздухе около 0,006 мг/л. Хлор растворим в воде.
Хлор был одним из первых химических отравляющих веществ использованных Германией в Первую мировую войну. Применяют в производстве хлорсодержащих органических соединений (60—75%), неорганических веществ (10-20%), для отбеливания целлюлозы и тканей (5 —15%), для санитарных нужд и обеззараживания (хлорирования) воды. Токсичен. При работе с хлором следует пользоваться защитной спецодеждой, противогазом, перчатками. На короткое время защитить органы дыхания от попадания в них хлора можно тряпичной повязкой, смоченной 2% раствором соды.
| ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (ХЛОР) | КАК Я МОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
| ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (ХЛОР) | КАК Я МОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |